Елена Бубнова
Проект «Космос» (средняя группа)
Проект «Космос» (средняя группа)
Подготовила: Бубнова ЕФ
. Проблема:
Незнание детьми российского праздника «День космонавтики», о космосе, космонавтах и первом полете Юрия Алексеевича Гагарина.
Обоснование проблемы:
Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики.
Публикация «Проект „Космос“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Тип проекта : творческо-информационный с 05.04 по 12.04
Вид проекта : краткосрочный, с 05.04 по 12.04
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Цель проекта :
Познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями космоса.
Задачи проекта :
- знакомство с праздником «День космонавтики», героями космоса, с первым полетом Юрия Гагарина;
- расширить и углубить знания детей о космосе, о животных. космонавтах, дате первого полета Юрия Гагарина в космос, празднике День космонавтики;
- развивать интерес, творческие способности.
Разработка проекта :
- донести до участников проекта важность данной темы;
- создать развивающую среду : подобрать материалы, атрибуты, иллюстрации и фотографии о космосе, художественную литературу, игры по данной теме.
- подобрать материал для продуктивной деятельности детей;
- составить план деятельности.
Работа с родителями:
1. Информационный стенд «День космонавтики».
2. Беседа на тему «Расскажите детям о космосе».
3. Наблюдение с детьми за звездами: яркость, размер,
Выполнение проекта :
1)В начале и в конце проекта воспитателями был проведен опрос детей: «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?»
2) Решение поставленных задач с детьми:
- Познавательная беседа» Космос» (Приложение 1)
- Игра «Разрезанные картинки» (Приложение 2).
- Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет» (Приложение 3).
- Беседа на тему» Белка и Стрелка» (Приложение 4).
- Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле» (Приложение 5).
- Профессия» Космонавт» (Приложение 6)
- Подвижные игры «Ракета», «Космонавты». (Приложение 7)
- Презентация «Что есть в космосе».
- Аппликация на тему «Ракета»,
+ Лепка «Ракета», самостоятельное художественное творчество.
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
- Познавательная беседа «Космос»
- Познавательная беседа на тему» Белка и Стрелка»
- «Профессия — космонавт» (Приложение 6).
- Организованная деятельность в образовательной области
«Речевое развитие»
Чтение стихов о планетах солнечной системы. Жанна Парамонова «Забавная астрономия для малышей»
- Разгадывание загадок о космосе.
- Организованная деятельность в образовательной области
«Познавательное развитие»
- Рассматривание книги «Космос».
- рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах.
- Презентация «Что я могу увидеть в космосе?»
- Организованная деятельность в образовательной области
«Художественное творчество» :
Аппликация «Космическая ракета»,
Лепка «Ракета»
- Самостоятельная деятельность в образовательной области «Художественное творчество» : рисование раскрашивание раскрасок.
Игровая деятельность.
- Игра «Разрезанные картинки» (Приложение 2).
- Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет» (Приложение 3).
- Дидактическая игра «Что есть в космосе».
3. Решение поставленных задач с родителями:
- Наблюдение вместе с детьми за звездами: яркость, размер,
- рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах.
- Информационный стенд для родителей «День космонавтики».
Результат работы:
- знание детьми информации о празднике «День космонавтики», о героях космоса, о звездах и планетах;
- заинтересованность детей темой о космосе. Вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;
- рассказы детей о наблюдении за звездами: яркость, размер,
- инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе;
- организация выставки работ детей по аппликации «Космическая ракета», лепка «Ракета» рисунки.
- Презентация работы по проекту «Космос»
НОД утро
05.04
1. Познавательная беседа «Космос» (Приложение 1).
2 Презентация «Что я могу увидеть в космосе?»
3 Рассматривание книги «Космос». - рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах.
06.04..
1 Познавательная беседа на тему «Белка и стрелка». (приложение 4.
2 Чтение стихов о планетах солнечной системы. Жанна Парамонова «Забавная астрономия для малышей»
3 Игра «Разрезные картинки» (Приложение 2)
07.04
1 Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле» (приложение 5)
2 Разучивание считалки «Звездочет».
3 Подвижная игра «Космонавты»
08.04.
1 Аппликация «Космическая ракета»
2 Подвижная игра «Ракеты»
09.04
1 «Профессия – космонавт» (приложение 6)
2 Заучивание стихотворения В Степанов «Космонавт»
12.04
1 Беседа-обобщение «Герои Космоса!» (по картинкам и фотографиям
2 Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет» (приложение 3
3 Лепка «Ракета»
Приложение №1
Познавательная беседа»
Космос»
Цель:
сформировать у детей понятия «космос»;
Задачи:
выяснить, что есть в космосе;
ввести понятия «звезды»,» планеты»;
воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.
Оборудование и материалы:
Плакат «Солнечная система»
Разрезные картинки на космическую тему, изображение космических объектов;
Содержание беседы
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве.
Слово «космос» означает «все на свете», «Вселенная» — это все, что существует. Земля — часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли — это тоже Вселенная.
Для изучения космоса ученые придумали подзорную трубу, которую зовут телескопом. У телескопа большой стеклянный глаз, нацеленный в небо. Чем больше этот стеклянный глаз, тем больше он улавливает света. Глядя в телескоп, астрономы узнали о светилах – небесных телах, которые не видны простым глазом. Телескоп помог понять, что же представляет собой во вселенной наша Земля.
На ночном небе мы видим звезды. Звезды нам кажутся маленькими искорками только потому, что они очень- очень далеки. На самом деле они громадные и яркие - огненные шары. Они светят миллиарды лет.
Солнце – тоже огромная пылающая звезда. Она похожа на другие звезды и выглядит гораздо ярче остальных, потому, что на другие звезды мы смотрим из далека – как на окна очень далекого дома. А солнце светит на нас, как лампа в комнате. Мы ведь живем рядом Солнцем, можно сказать, у него «под боком» Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле.
Нам кажется будто Солнце кружится вокруг Земли. Но все, как раз наоборот. Земля безостановочно кружится вокруг Солнца. Мы не замечаем ее движения просто потому, что она летит в пространстве без толчков и тряски, словно автомобиль по отличной дороге.
Земля – планета. Она, как и любая звезда круглая, но по размеру – гораздо меньше звезды. Планета Земля – твердый холодный шар, обогреваемый Солнцем. Кроме земли вокруг Солнца кружит целое семейство планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и другие. Планеты вместе с Солнцем составляют Солнечную систему. У каждой планеты свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет считалка.
«Астрономическая считалка»
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена. В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планета подобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Метеоры - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц, например, осколков комет или астероидов. Метеоры еще называют падающими звездами.
Приложение №2
Игра
«Разрезные картинки»
Цель: закреплять знания детей о космосе.
Разрезные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их обратную сторону. Для составления картинки дети объединяются в группы по цвету выбранной картинки. Когда все картинки собраны, детям предоставляется возможность сделать вывод, что речь пойдет о космосе.
Приложение №3
Пальчиковая игра
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Приложение №4
Познавательная беседа на тему
«Белка и Стрелка»
Цели:
расширить представления детей о космических полетах;
познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой.
Оборудование и материалы:
картинки с изображением Лайки, Белки и Стрелки
Ход беседы
А вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде проходили каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки — есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос (показать картинку с изображением Лайки).
А 9 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка (показать картинки с изображением Белки и Стрелки). Собаки прошли все виды испытаний. Они могли довольно длительно находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались звуков, сидели в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат, и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.
Приложение №5
Познавательная беседа на тему
«Первый космонавт на Земле»
Цель:
познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;
Задачи:
воспитывать интерес к профессии космонавта;
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.
Оборудование и материалы:
Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой;
Ход беседы
12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики.
После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова (показывается портрет). Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
Приложение №6
Конспект НОД
«Профессия – космонавт»
Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о планетах солнечной системы.
2. Подчеркнуть уникальность планеты Земля.
3. Познакомить детей с профессией космонавта.
4. Закреплять знания детей о первом космонавте Ю. Гагарине.
5. Развивать связную речь.
6. Упражнять детей в обратном счёте.
Материал и оборудование: фотографии Ю. Гагарина; фотография планеты Земля из космоса; макет ракеты; плакат солнечной системы.
Предварительная работа: Чтение книг о космосе; загадывание детям загадок на космическую тему; знакомство с первым космонавтов Ю. Гагариным; просмотр снимков из космоса.
Проведение образовательной деятельности
Дети играют. Вдруг, в группу залетает ракета (воспитатель берет макет в руки).
Воспитатель: Ой, ребята что это? Правильно ракета. А как вы думаете, для чего она нужна? Конечно, чтобы летать в космос.
Воспитатель: А вы бы хотели стать космонавтами? Здорово, я так и думала.
Воспитатель: Но в космонавты берут не всех. Ребята, как вы думаете, каких людей берут в космонавты? Правильно самых умных, самых смелых, самых здоровых.
Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле:
Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом?
А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда.
А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.
Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом).Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).
Воспитатель: Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтами? Ну, тогда моё вам первое задание. Игра «В космосе».
Дети становятся в круг и, передавая макет ракеты, друг другу называют слова, относящиеся к космосу и всему, что с ним связано.
Воспитатель: Молодцы, как много космических слов вы знаете. А теперь проверим вашу выносливость (игра «Держу равновесие»). Нужно будет простоять на одной ноге, а руки отвести в стороны. Приготовились, начали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы, просто молодцы. Вас всех смело можно брать в космонавты.
Воспитатель: Итак, ракета у нас есть, и мы смело можем отправиться в путешествие (ребята поднимают руки вверх и соединяют их в виде конуса). Начинаем с вами обратный отсчет, ведём счёт от 10 до 1.
Воспитатель: Ура, мы взлетели! Ребята, предлагаю вам взглянуть в иллюминаторы. Что мы можем видеть из них в космосе? Правильно планеты.
Воспитатель: Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. Оно располагается в центре нашей солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, планеты нашей солнечной системы. Помните, мы с вами учили стихотворение, давайте хором его вспомним.
По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
два – Венера,
три – Земля,
четыре – Марс!
пять – Меркурий,
шесть – Сатурн,
семь – Уран,
восьмой – Нептун.
И девятая планета — под названием Плутон!
Воспитатель: Ребята, а как звали первого в мире космонавта? Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Он совершил свой первый полет 12 апреля 1961 года, это было очень давно. И тогда всё люди нашей страны гордились этим событием.
Воспитатель: О, нашем первом космонавте писали много стихов, вот послушайте одно из них.
Юрий Гагарин
Автор: Владимир Степанов
В космической ракете,
С названием "Восток"
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель: Ребята о чём это стихотворение? Правильно о Ю. Гагарине, о его первом полете. А как называлась эта ракета? Молодцы, вы внимательно слушали «Восток».
Воспитатель: Мы с вами должны гордиться, что живем в стране, гражданин которой совершил первый полет в космос.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать зарядку. Ведь для космонавтов очень важно поддерживать хорошую физическую форму. Начнём? Поехали.
Воспитатель читает стихотворение и выполняет упражнения, ребята повторяют упражнения за воспитателем.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет — не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня — космонавт!
Продолжаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Воспитатель: Мы видим на этих фото нашу планету Земля. Ребята, собой представляет наша планета, что вы можете рассказать о ней, глядя на эти фотографии? Правильно, она круглая. А какие цвета мы здесь видим? Голубой в основном. А что это такое голубое на нашей планете, как вы думаете? Правильно, это вода, моря и океаны.
Воспитатель: Как вы думаете, а что из космоса видится на нашей планете зеленым и коричневым? Правильно, это леса и горы. Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, наша с вами планета Земля уникальна, только на ней из всех планет солнечной системы есть жизнь.
Воспитатель: У нашей с вами планеты есть спутник, который называется Луна.
Воспитатель: У Луны есть одна особенность: она каждый день меняет свой вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С». Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает, то ее частичка (когда Земля заслоняет Луне свет Солнца).
Воспитатель: Время быстро пролетело, и нам пришла пора возвращаться на Землю. Приготовились (дети поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты) и полетели (дети двигаются за воспитателем в раздевалку, приземление на Землю происходит там).
Воспитатель: Ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.
Приложение №7
Подвижные игры
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!» : Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р» : движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!» : Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.