инна чупахина
Проект «Народы Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
народы поволжья - чуваши
.
Актуальность
«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Проектная идея : целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашской культурой; становлению национального самосознания личности ребенка, легкой адаптации в условиях социокультурной среды.
Темочки:
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Современные проблемы общества сводятся к потребности развития нравственно-патриотических чувств дошкольников, потребности их ознакомления с национальным искусством, обычаями, обрядами и пробуждению у детей интереса к национальной культуре. Ведь детство — это период жизни, когда человек способен с большим интересом и искреннее изучать истоки национальной культуры.
Все народы придумывают былины, придания, стихи, сказки, песни, игры. Они передаются от поколения к поколению, воспевая такие нравственные ценности как добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Устное народное творчество, воспринимаемое детьми на языке оригинала, способствует решению не менее важных задач обучения родного языка. Изучение родного языка становится ценнейшим приобретением в жизни ребенка.
К сожалению, современное поколение родителей не считает вопросы патриотического воспитания детей приоритетными, не интересуются ими и не понимают важность данной проблемы. Поэтому необходимое условие нравственно-патриотического воспитания детей — это тесный контакт с родителями воспитанников, основанный на такте и терпении. Здесь и заключается вся сложность работы в данном направлении.
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Место реализации проекта : Детский сад «Теремок» ЗМР
Вид проекта : Развивающий, творческий.
Проект по целевой установке: Познавательный.
Данный проект долгосрочный, поэтапный, ознакомительный и рассчитан на каждую национальность 1год.
Анализ внешней ситуации выявил благоприятный аспект: создание оптимальных условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, национального самосознания и культуры.
Анализ внутренней ситуации высветил сильные стороны: интерес дошкольников к национальной культуре Народов Поволжья. К слабым сторонам мы отнесли следующие факты: недооценка родителями значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, национальной культуры в развитии личности детей; низкий уровень знаний праздников, традиций и обычаев у детей.
Анкетирование родителей раскрыло их образовательный и национальный составы. Результаты показали, что большинство современных родителей сами не знают произведений устного национального творчества и не знакомят с ними своих детей.
Проблема: отсутствие специально организованной деятельности по ознакомлению детей с народным фольклором, недооценка родителями значимости национальной культуры в развитии личности детей.
Гипотеза: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашской культурой с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, вхождению их в мир чувашской культуры, становлению национального самосознания личности ребенка, легкой адаптации детей в условиях социокультурной среды.
Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы и др.
Механизм реализации проекта
Этапы работы над проектом
Первый этап — подготовительный:
• Разработка проекта;
• Разработка перспективного плана реализации проекта;
• Подбор приемов и методов;
• Подбор художественной литературы для чтения;
• Составление картотеки чувашских игр, сказок, потешек, песен и др. ;
• Подготовка материалов для оформления папок-передвижек для родителей;
• Подбор материалов для оформления презентации.
Второй этап — основной.
Работа с детьми:
• Беседы;
• ознакомление и чтение художественной литературы;
• ознакомление с песнями на чувашском языке;
• ознакомление с чувашскими играми;
• ознакомление с традициями чувашского народа;
• рассматривание предметов одежды чувашского костюма (презентации)
•рассматривание предметов чувашского быта (презентации)
• выставка индивидуальных и групповых детских работ;
• выставка работ, выполненных совместно с родителями;
• оформление папок-передвижек;
• подготовка итоговой презентации проекта.
Работа с родителями:
• Конкурс чувашских блюд;
Третий этап — заключительный
Работа с детьми:
• Совместный праздник чувашские посиделки «У бабушки Анук».
Работа с родителями:
• Родительское собрание с презентацией проекта;
• Совместный анализ проведенной работы.
План реализации проекта
Перспективный план реализации проекта.
Сентябрь.
Беседа «Бабушкин сундук».
Рассматривание предметов одежды чувашского костюма: масмак, тухья.
Консультация для родителей «Знакомим детей с Чувашской народной культурой»
Октябрь.
Элементы малого фольклора: Чтение сказки Яковлева И. Я. «Как искали лошадь».
Стихи: П. Ялкира «Детский сад»; Чтение стихотворения Н. Васильева «Друг петушок»; Чтение стихотворения П. Эйзина «Утром».
Оформление папки «Многое о чувашах».
Ноябрь.
Выставка рисунков «Фартук бабушки Анук»
Прослушивание чувашских народных песен.
Рассматривание предметов чувашского быта (презентация).
Декабрь.
Чувашские народные игры : Хороводные игры «Ель», «Зима».
Чтение чувашских народных сказок «Девушка и Луна»
Оформление выставки работ по мотивам сказка «Девушка и Луна». Анкетирование родителей «Чувашская культура».
Январь.
Элементы малого фольклора: Заучивание потешки «Баю-баюшки»; заучивание потешки «Этот палец бабушка…».
Стихи: чтение стихотворения В. Давыдова-Анатри «Белый пароход»; стихотворения П. Ялкира «Мишка».
Февраль.
Элементы малого фольклора презентация «Чувашсие праздник».
Выставка рисунков «Загадки чувашского узора»
Прослушивание народных танцевальных мелодий.
Март.
Чувашские народные игры : «Иголка, нитка, узелок»,
Стихи: чтение стихотворения К. Иванова «Весна».
Выставка рисунков «Загадки чувашского узора»
Апрель.
Чувашские народные игры : «Дождь и солнце», «Сороки и грачи».
Чтение чувашской народной сказки «Дед Ух».
Знакомство с женским чувашским народным костюмом
Май.
Итоговое развлечение «Посиделки у бабушки Анук».
Совместный анализ проведенной работы.
Разработка перспективы на будущий год.
Работа с педагогами:
Просмотр электронных презентаций для воспитателей:«Чувашская народная культура»,«Сувениры Чувашии», «Взгляд в глубину веков» (чувашская орнаментальная вышивка, «Чувашские народные декоративные промыслы»
Ожидаемые результаты
Мониторинг проекта
Критерии оценки эффективности.
Вопросы, выявляющие знания и представления детей и родителей о чувашах.
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о чувашском народе народа :
а) как жили предки?
б)какими занимались ремёслами?
г) какую чуваши носили одежду?
2. Нужно ли ребёнку давать толкования чувашских слов?
3. Какие чувашские праздникиВы знаете?
5. Какие народные игры Вам известны?
6. Нужно ли рассказывать об основах чувашской народной культуры в детском саду?
По итогам опроса проводится анализ ситуации со стороны родителей и детей, выводятся и сравниваются закономерности, определяются направления деятельности в работе с детьми и родителями.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Заключение: Если в результате реализации проект не даст ожидаемого результата, то он будет исправлен и дополнен с учетом выявленных недостатков.
Список литературы
1. Васильева Л. Г. //Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. — Чебоксары, 2006.
2. Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа : Этнопедагогический очерк. — Чебоксары, 1970.
3. Воронцов Г. Н. Детские игры. — Чебоксары, 1992.
4. Давыдов-Анатри В. И. Стихи для дошкольников. — Чебоксары: Гос. Издательство Чувашской АССР, 1960.
5. Иванов К. В. Сказки. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 2009.
6. Канюков В. Я. Детский фольклор: песни, стихи, сказки. — Чебоксары, 1964.
7. Сарпи Р. В. Подарок. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1972.
8. Скворцов М. И. Культура чувашского края. Чебоксары, 1995г.
9. Шмонина В. Творческие подвижные игры // Дошкольное воспитание № 8. 1991.
10. Эйзин П. Е. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
11. Яковлев И. Я. Детские рассказы. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.
Список образовательных ресурсов сети Интернет и ЦОР
• https:// www.library.ru/ - Информационно-справочный портал.
• www.obrazov.cap.ru – сайт Министерства образования и молодежной политики ЧР
Наша фотогалерея «Как мы работали над проектом»