МААМ-картинки

Проект «Комплексная профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Лариса Муллагулова
Проект «Комплексная профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

1. ВВЕДЕНИЕ

Проект «Комплексная профилактика речевых нарушений у дошкольников» направлен на реализацию профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте.

При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, нарушения речи обнаруживаются у 60-80% детей, то есть к пяти годам речь большинства детей не соответствует возрастной норме. Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, встает вопрос профилактики речевых нарушений, как наиболее значимый и приоритетный. Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.

Публикация «Проект „Комплексная профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

На протяжении некоторого времени деятельности специалисты МБДОУ сталкиваются с необходимостью удовлетворения запросов на помощь детям, имеющим речевые нарушения разного уровня сложности и их семьям. Эти запросы удовлетворяются частично, так как, с одной стороны, в МБДОУ накоплена обширная методическая база (коррекционно-развивающие логопедические программы; программы просветительских мероприятий для педагогов ДОУ и родителей, направленные на повышение их компетентности в сфере развития речи ребёнка, но, с другой стороны, учитель-логопед не справляется с большим потоком детей, нуждающихся в помощи, а скоординированная система работы специалистов МБДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений дошкольников отсутствует.

Предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребёнка в дошкольном возрасте, создать предпосылки для успешного обучения в школе можно и необходимо. Такая работа должна включать в себя своевременную логопедическую деятельность, профилактику речевых нарушений : совершенствование разных сторон и качеств речи. В связи с этим существует необходимость профилактической работы логопеда, педагогов и родителей.

Проект направлен на детей третьего-пятого года жизни с нормальным речевым развитием (профилактическое направление работы) и с речевыми нарушениями, их родителей и педагогов.

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Анализ результатов фронтального логопедического обследования, проведённого в апреле 2014 года в МБДОУ ЦРР – д/с «Золушка», позволяет утверждать, что те или иные речевые проблемы имеются более чем у половины детей в возрасте от четырёх до семи лет (обследовано 139 детей, у 101 ребенка отмечены речевые нарушения и недостатки речевого развития).

В то же время, при наличии постоянно увеличивающегося родительского запроса на логопедические занятия, многие родители безответственно относятся к своим обязанностям по развитию речи собственных детей. Они в худшем случае не хотят, а в лучшем – не знают, что делать, чтобы речь ребёнка была грамотной, содержательной и красивой.

Исходя, из вышесказанного можно утверждать, что в настоящее время существует потребность в высокоэффективной системе коррекции и профилактики речевых нарушений среди детей дошкольного возраста. Традиционные методы работы логопеда в ДОУ данный запрос полноценно удовлетворить не могут. Таким образом, актуальность создания эффективной системы профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников сомнений не вызывает.

Эффективность предлагаемого проекта профилактики и коррекции речевых нарушений детей третьего года жизни обеспечивается комплексным подходом, лежащим в его основе. Комплексный подход состоит в том, что воздействия с целью развития определенных психических функций и свойств связываются в систему, обеспечивающую единство действий педагогов различного профиля и семьи.

Реализация комплексного подхода в профилактике и коррекции речевых нарушений дошкольников обусловлена с другой стороны тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности: затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются практически все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение для общего психического развития и становления личности ребенка. Поэтому для повышения эффективности системы профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо, чтобы она осуществлялась в сотрудничестве несколькими специалистами: логопедом, психологом. Кроме того, реализация предлагаемого проекта позволит активно включить в работу педагогов ДОУ (воспитателей) и родителей.

1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА

Теоретическим фундаментом проекта являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.

В предлагаемом проекте комплексный подход реализуют два принципа организации деятельности специалистов:

- тесное, чё тко координированное сотрудничество специалистов: логопеда, педагога-психолога;

- глубокое погружение в работу по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей как педагогов ДОУ, так и родителей.

Так же основополагающим методологическим аспектом проекта является выбор возрастной группы для первого этапа реализации проекта (дети третьего года жизни). Это обусловлено особенностями психического развития детей данного возраста. С одной стороны, в этом возрасте ребенок уже начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, т. е., с помощью речи он может решать свои проблемы, осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. В этом возрасте отчётливо проявляются трудности в развитии речи, если они имеют место. С другой стороны, в этом возрасте психика ребёнка ещё очень чувствительна к психолого-педагогическому воздействию.

Таким образом, я считаю, что

комплексное, системное психолого-педагогическое воздействие, оказывая влияние на повышение уровня общего психического развития ребёнка, тем самым уменьшает или устраняет проблемы и трудности в его речевом развитии, что, в свою очередь, является предпосылкой успешного дальнейшего психического развития и обучения в школе.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта : способствовать полноценному речевому развитию ребёнка дошкольного возраста как условию успешного развития и обучения в школе.

Задачи:

1. Определение уровня речевого развития детей третьего года жизни.

2. Разработка системы педагогических мероприятий по повышению уровня речевого развития детей третьего - пятого года жизни.

3. Реализация педагогических мероприятий по направлениям:

• коррекционно-развивающие игры с детьми логопедической направленности;

• просвещение педагогов и родителей;

• обучение педагогов и родителей доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

2.2. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

Планируемые сроки реализации проекта : 2014-2015, 2015-2016 учебные годы.

Стратегия достижения поставленной цели определяется основными принципами:

• Начинать сопровождение детей с младшей группы.

Профилактическая работа не менее важна, чем коррекционная.

Комплексная и системная деятельность обеспечивает более высокие результаты.

• Грамотное просвещение и консультационная работа с родителями играют важную роль в профилактике проблем развития ребёнка.

Механизм реализации проекта. Реализация проекта будет осуществляться посредством различных форм и методов:

комплексная диагностика уровня речевого развития детей дошкольного возраста;

• логопедические пятиминутки, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

• развивающие и коррекционно-развивающие занятия психолога, направленные на общее психическое развитие детей, коррекцию недостатков познавательных процессов;

• индивидуальные консультации специалистов для родителей и педагогов;

• групповые занятия с родителями и педагогами в форме тренингов и семинаров-практикумов;

• выпуск информационных бюллетеней для родителей и педагогов.

2.3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Высокий уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста и, как следствие, достаточный уровень психологической готовности этих детей к началу школьного обучения.

• Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в сфере речевого и общего психического развития детей.

• Разработанная модель работы специалистов МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка» по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

• Увеличение объема методических разработок мероприятий по профилактике и коррекции речевых нарушений, общему психическому развитию дошкольников.

2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (сентябрь 2014г.)

Задачи:

• Сбор необходимой информации и формулировка проблемных вопросов.

• Определение экспериментальной и контрольной групп.

• Подбор упражнений для выработки правильного речевого дыхания.

• Подбор упражнений для развития общей и мелкой моторики.

• Подбор артикуляционных упражнений.

• Подбор упражнений для развития речевого внимания и слуха.

• Разработка планов и конспектов.

2 этап – деятельностный (октябрь 2014г – апрель 2016г.)

Задачи:

• Выявить уровень речевого развития детей экспериментальной группы.

• Проведение логопедических пятиминуток в соответствии с планом.

• Просвещение родителей (консультации, семинары, тренинги и т. д.)

• Просвещение педагогов (консультации, семинары, тренинги и т. д.)

3 этап – оценочный (май 2016г.)

Задачи:

• Диагностика уровня речевого развития детей контрольной и экспериментальной групп.

• Анализ результатов.

2.5. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Критерий эффективности Форма оценки Ответственный Срок проведения

1. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в сфере речевого развития детей. Анкетирование, включённое наблюдение Учитель-логопед Апрель,

ежегодно

2. Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста логопедическая диагностика Учитель-логопед Апрель, ежегодно

3. Повышение уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к началу регулярного школьного обучения.

Психолого-педагогическая диагностика Педагог-психолог Март 2016

2.6. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

• Внедрение созданной модели взаимодействия специалистов МБДОУ и родителей в ежегодную практику работы.

• Широкое использование разнообразных методов и форм просвещения родителей и педагогов, в том числе использование интернет-ресурсов.

• Постепенная передача функций в сфере профилактики речевых нарушений педагогам ДОУ и родителям благодаря повышению их компетентности.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Логопедия и медицина. Точки соприкосновения В наше время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психического анализа получены очень важные данные о механизмах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Комплексная профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 октября 2014 в 17:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Комплексная профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Муллагулова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД