Лариса Муллагулова
Проект «Комплексная профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ВВЕДЕНИЕ
Проект «Комплексная профилактика речевых нарушений у дошкольников» направлен на реализацию профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте.
При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, нарушения речи обнаруживаются у 60-80% детей, то есть к пяти годам речь большинства детей не соответствует возрастной норме. Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, встает вопрос профилактики речевых нарушений, как наиболее значимый и приоритетный. Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.
Публикация «Проект „Комплексная профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
На протяжении некоторого времени деятельности специалисты МБДОУ сталкиваются с необходимостью удовлетворения запросов на помощь детям, имеющим речевые нарушения разного уровня сложности и их семьям. Эти запросы удовлетворяются частично, так как, с одной стороны, в МБДОУ накоплена обширная методическая база (коррекционно-развивающие логопедические программы; программы просветительских мероприятий для педагогов ДОУ и родителей, направленные на повышение их компетентности в сфере развития речи ребёнка, но, с другой стороны, учитель-логопед не справляется с большим потоком детей, нуждающихся в помощи, а скоординированная система работы специалистов МБДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений дошкольников отсутствует.
Предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребёнка в дошкольном возрасте, создать предпосылки для успешного обучения в школе можно и необходимо. Такая работа должна включать в себя своевременную логопедическую деятельность, профилактику речевых нарушений : совершенствование разных сторон и качеств речи. В связи с этим существует необходимость профилактической работы логопеда, педагогов и родителей.
Проект направлен на детей третьего-пятого года жизни с нормальным речевым развитием (профилактическое направление работы) и с речевыми нарушениями, их родителей и педагогов.
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Анализ результатов фронтального логопедического обследования, проведённого в апреле 2014 года в МБДОУ ЦРР – д/с «Золушка», позволяет утверждать, что те или иные речевые проблемы имеются более чем у половины детей в возрасте от четырёх до семи лет (обследовано 139 детей, у 101 ребенка отмечены речевые нарушения и недостатки речевого развития).
В то же время, при наличии постоянно увеличивающегося родительского запроса на логопедические занятия, многие родители безответственно относятся к своим обязанностям по развитию речи собственных детей. Они в худшем случае не хотят, а в лучшем – не знают, что делать, чтобы речь ребёнка была грамотной, содержательной и красивой.
Исходя, из вышесказанного можно утверждать, что в настоящее время существует потребность в высокоэффективной системе коррекции и профилактики речевых нарушений среди детей дошкольного возраста. Традиционные методы работы логопеда в ДОУ данный запрос полноценно удовлетворить не могут. Таким образом, актуальность создания эффективной системы профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников сомнений не вызывает.
Эффективность предлагаемого проекта профилактики и коррекции речевых нарушений детей третьего года жизни обеспечивается комплексным подходом, лежащим в его основе. Комплексный подход состоит в том, что воздействия с целью развития определенных психических функций и свойств связываются в систему, обеспечивающую единство действий педагогов различного профиля и семьи.
Реализация комплексного подхода в профилактике и коррекции речевых нарушений дошкольников обусловлена с другой стороны тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности: затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются практически все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение для общего психического развития и становления личности ребенка. Поэтому для повышения эффективности системы профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо, чтобы она осуществлялась в сотрудничестве несколькими специалистами: логопедом, психологом. Кроме того, реализация предлагаемого проекта позволит активно включить в работу педагогов ДОУ (воспитателей) и родителей.
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА
Теоретическим фундаментом проекта являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.
В предлагаемом проекте комплексный подход реализуют два принципа организации деятельности специалистов:
- тесное, чё тко координированное сотрудничество специалистов: логопеда, педагога-психолога;
- глубокое погружение в работу по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей как педагогов ДОУ, так и родителей.
Так же основополагающим методологическим аспектом проекта является выбор возрастной группы для первого этапа реализации проекта (дети третьего года жизни). Это обусловлено особенностями психического развития детей данного возраста. С одной стороны, в этом возрасте ребенок уже начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, т. е., с помощью речи он может решать свои проблемы, осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. В этом возрасте отчётливо проявляются трудности в развитии речи, если они имеют место. С другой стороны, в этом возрасте психика ребёнка ещё очень чувствительна к психолого-педагогическому воздействию.
Таким образом, я считаю, что
комплексное, системное психолого-педагогическое воздействие, оказывая влияние на повышение уровня общего психического развития ребёнка, тем самым уменьшает или устраняет проблемы и трудности в его речевом развитии, что, в свою очередь, является предпосылкой успешного дальнейшего психического развития и обучения в школе.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : способствовать полноценному речевому развитию ребёнка дошкольного возраста как условию успешного развития и обучения в школе.
Задачи:
1. Определение уровня речевого развития детей третьего года жизни.
2. Разработка системы педагогических мероприятий по повышению уровня речевого развития детей третьего - пятого года жизни.
3. Реализация педагогических мероприятий по направлениям:
• коррекционно-развивающие игры с детьми логопедической направленности;
• просвещение педагогов и родителей;
• обучение педагогов и родителей доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.
2.2. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Планируемые сроки реализации проекта : 2014-2015, 2015-2016 учебные годы.
Стратегия достижения поставленной цели определяется основными принципами:
• Начинать сопровождение детей с младшей группы.
• Профилактическая работа не менее важна, чем коррекционная.
• Комплексная и системная деятельность обеспечивает более высокие результаты.
• Грамотное просвещение и консультационная работа с родителями играют важную роль в профилактике проблем развития ребёнка.
Механизм реализации проекта. Реализация проекта будет осуществляться посредством различных форм и методов:
• комплексная диагностика уровня речевого развития детей дошкольного возраста;
• логопедические пятиминутки, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
• развивающие и коррекционно-развивающие занятия психолога, направленные на общее психическое развитие детей, коррекцию недостатков познавательных процессов;
• индивидуальные консультации специалистов для родителей и педагогов;
• групповые занятия с родителями и педагогами в форме тренингов и семинаров-практикумов;
• выпуск информационных бюллетеней для родителей и педагогов.
2.3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Высокий уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста и, как следствие, достаточный уровень психологической готовности этих детей к началу школьного обучения.
• Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в сфере речевого и общего психического развития детей.
• Разработанная модель работы специалистов МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка» по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
• Увеличение объема методических разработок мероприятий по профилактике и коррекции речевых нарушений, общему психическому развитию дошкольников.
2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (сентябрь 2014г.)
Задачи:
• Сбор необходимой информации и формулировка проблемных вопросов.
• Определение экспериментальной и контрольной групп.
• Подбор упражнений для выработки правильного речевого дыхания.
• Подбор упражнений для развития общей и мелкой моторики.
• Подбор артикуляционных упражнений.
• Подбор упражнений для развития речевого внимания и слуха.
• Разработка планов и конспектов.
2 этап – деятельностный (октябрь 2014г – апрель 2016г.)
Задачи:
• Выявить уровень речевого развития детей экспериментальной группы.
• Проведение логопедических пятиминуток в соответствии с планом.
• Просвещение родителей (консультации, семинары, тренинги и т. д.)
• Просвещение педагогов (консультации, семинары, тренинги и т. д.)
3 этап – оценочный (май 2016г.)
Задачи:
• Диагностика уровня речевого развития детей контрольной и экспериментальной групп.
• Анализ результатов.
2.5. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Критерий эффективности Форма оценки Ответственный Срок проведения
1. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в сфере речевого развития детей. Анкетирование, включённое наблюдение Учитель-логопед Апрель,
ежегодно
2. Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста логопедическая диагностика Учитель-логопед Апрель, ежегодно
3. Повышение уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к началу регулярного школьного обучения.
Психолого-педагогическая диагностика Педагог-психолог Март 2016
2.6. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
• Внедрение созданной модели взаимодействия специалистов МБДОУ и родителей в ежегодную практику работы.
• Широкое использование разнообразных методов и форм просвещения родителей и педагогов, в том числе использование интернет-ресурсов.
• Постепенная передача функций в сфере профилактики речевых нарушений педагогам ДОУ и родителям благодаря повышению их компетентности.