Наталья Маякова
Проект «Комнатные растения» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой.
Тип проекта : информационно - творческий.
Длительность проекта : краткосрочный (неделя).
Участники проекта : дети младшей группы, родители, воспитатели.
Место проведения: групповая комната, комната природы доу.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Комнатные растения“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Проекты, на наш взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни).
Человека окружает прекрасный и удивительный мир растений. Они положительно влияют на наше настроение, а правильно подобранные и размешенные со вкусом комнатные растения, создают психологически благоприятную среду, придают помещению своеобразный комфорт.
Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволит педагогу организовать различную их деятельность на протяжении всего проекта. Это, прежде всего наблюдения за растениями, опытническая деятельность, организация труда по уходу за комнатными растениями и систему занятий.
Актуальность: Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждение можно с момента прихода детей в первую младшую группу. Малыши 2-3 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместно со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и не продолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной, неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.
Многие родители имеют в своих квартирах комнатные растения, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет только с помощью взрослых ребенок может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей ухода за ними. Научятся отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояния растения, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально- личностного статического развития ребенка.
Проблема:
Проблемой является наличие у детей трудности в знании комнатных растений, растениях уголка природы нашей группы в формировании навыков правильного ухода за ними. Недостаток наглядного материала. Отсутствие у детей экологической грамотности и культуры по отношению к растительному миру, родной природе.
Цель:
Развитие интереса к окружающему миру, формирование представлений о природе, расширение у детей знаний и представлений о комнатных цветах и их свойствах, привитие ребенку внимательного и бережного отношения к живой природе.
Задачи:
Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме : «Комнатные растения»
Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Развивать умения сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Предполагаемый результаты:
Повышение общего уровня знаний о комнатных растениях.
Дети понимают необходимость бережного отношения к растениям.
Проявление интереса к процессу по ухаживанию за растениями.
Продукты проектной деятельности.
Пополнился по тематике «Комнатные растения», настольно – дидактический материал, «Мозаика», «Разрезные картинки».
Организована выставка совместного творчества мамы и ребёнка «Чудесный цветочек».
Организованы выставки детских работ художественного творчества.
Интеграция по образовательным областям:
1. «Познание» - сенсорное развитие (восприятия, воображения, чувственной памяти, моторики, формирование восприятия живой природы - флоры, её особенностей разнообразия. Расширение знаний о предметах изобразительного искусства, творчестве. Развитие творческой активности.
2. «Развитие речи» - свободное владение речью, обогащение активного словаря словами, отображающими названия комнатных растений, их уникальность, внешний вид, строение, развитие, размножение, потребности, значение для человека и окружающего мира, правила ухода за объектами растительного мира.
3. «Социально – коммуникативное развитие» - это развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, педагогами, родителями. Становление самостоятельности, целеустремлённости в совместной деятельности. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, в природе.
4.«Художественно - эстетическое развитие» – развитие художественно восприятия, эстетического вкуса и понимания произведений искусства: словесных, музыкальных, изобразительных для приобщения к ним, окружающей природе (к удивительному миру комнатных растений).
5. «Физическое развитие» – развитие координации движения, гибкости
мелкой моторики рук, двигательной активности.
Все образовательные области были задействованы в реализации проекта.
План проекта :
1 Подготовительный этап
Подбор методической литературы
Подбор комнатных растений
Анкетирование родителей
Разработка серии дидактических, словесных, пальчиковых,, физкультминуток
Подбор художественной литературы о комнатных растениях.
Подбор иллюстраций.
Сбор информации о комнатных растениях.
Консультации для родителей:
«Опасные растения».
«Лекарственные зелёные растения».
«Как научить ребёнка ухаживать за комнатными растениями».
2 этап Практическая часть:
НОД в рамках реализации образовательных областей:
Познание (развитие речи) «Знакомство с комнатными растениями»
Художественно - эстетическое развитие (конструирование) «Цветочный горшок»
Художественно - эстетическое развитие (рисование) «Цветы бегонии»
Развитие движений «С цветочка на цветочек»
Познание «Полянка с цветами»
Экскурсия в комнату природы доу.
Наблюдение: «Как поливать растения?» «Комнатное растение бегония вечноцветущая», «Наблюдения за фикусом», «Рыхление почвы», «Протирание листиков», «Опрыскивание комнатных растений», «Наблюдение и труд в уголке природы за рассаживанием растения бегония», «Наблюдения за комнатными растениями»
Беседы: «Какую пользу приносят комнатные растения», «Уход за комнатными растениями»
(обобщающая, «Как дети с родителями ухаживают за комнатными растениями дома», «В каких случаях дарят цветы»
Чтение художественной литературы по теме проекта «Герань», «Огонёк»
Елена Благинина, Фиалка, Наталия Нищева «Комнатные цветы» и «Катя леечку взяла».
Экспериментально-исследовательская деятельность: "Надо ли поливать растения?", «Какой водой можно поливать комнатное растение», «Нужен ли воздух комнатным растениям?», «Как растения пьют воду», «Как растёт комнатное растение на свету и в темноте».
Дидактические игры : «Магазин цветов», «Сложи цветок», «Чей листочек?», «Скажи о цветочке ласковые слова», «Для чего всё это надо?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Куда спряталась матрёшка», «Большие и маленькие»
Игра –поручение «Принеси лейку, дай палочку для рыхления, где стоит опрыскиватель?»
Настольно-печатные игры: «Собери цветок по образцу», «Собери цветок», «Разрезные картинки»
Подвижные игры: «Найди цветок»
Пальчиковые игры: «Цветок», «Комнатные растения», «Наши алые цветы» .
Психогимнастическое упражнение: Этюд «Цветок»
Рассматривание иллюстраций по теме
Слушание музыкальных произведений: «Времена года» и «Вальс цветов»
3 этап Завершающий:
Пополнение картотеки «комнатные растения»
Итоговое НОД для детей младшей группы : «Мы знакомы с комнатными растениями».
Выставка детских работ на тему "Комнатные растения - наши друзья"(Сотрудничество с родителями)
Вывод.
Поставленные цели и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ребята получили знания о комнатных растениях, о строении растения, о том как правильно ухаживать за растениями. У детей улучшился словарный запас, знают названия комнатных растений, научились самостоятельно поливать растения. проявляют интерес к познавательной деятельности.
Содержание работы
ПОНЕДЕЛЬНИК
Экспериментально-исследовательская деятельность:
"Надо ли поливать растения?". Рассматривание образцов почвы.
Цели и задачи Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений : по осязанию (сырая земля- липкая, сухая- сыпучая). Развитие сенсорного опыта.
Наблюдение и труд в уголке природы:
1 «Как поливать растения?»
2 Предложить детям помочь полить комнатные растения
3 Наблюдение «Комнатное растение бегония вечноцветущая».
Цели и задачи
1 знакомить с поливом - способом ухода за комнатными растениями.
2 развивать желание ухаживать за комнатными растениями.
3 знакомить с цветущим комнатным растением бегонией. познакомить с названием комнатного растения (бегония - вечноцветущая). Расширять представление о внешнем виде, строение (Стебли - висячие, тонкие; листья зелёного цвета, наощупь гладкие; контур листа
округлый. Цветы розового цвета, собраны в соцветие, отличительных особенностях (Цветёт круглый год). Формировать умения по уходу за комнатными растениями (полив).
Дидактическая игра «Большие и маленькие»
Цели и задачи Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» – «маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т. п.)
Настольно-печатная игра
«Собери цветок по образцу» Развивать внимание, усидчивость; закреплять название цветов; развитие мелкой моторики рук
НОД
Познание (развитие речи)
«Знакомство с комнатными растениями»ё
Ознакомить со строением комнатных растений : фикус- ствол, листья, бегония- стебельки, листья, цветы; сформировать представления об условиях, которые необходимы растениям.
Развитие движений
«С цветочка на цветочек» Учить перешагивать из круга в круг, прыгать в длину с места на двух ногах, развивать ловкость и координацию движений
(Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей Стр. 122)
Чтение художественной литературы
Лист растет косой
Не умыт росой;
У него на спине
Белые пестринки,
А цветы – горстями,
Красными кистями. (Бегония)
Цель: учить слушать и понимать содержание стихотворения, отвечать на вопросы.
Макс Ферпер
«Бегония»
За вчерашним днём в погоне я
Не заметил, что давно
Расцвела моя бегония,
Озарила мне окно.
Что же сделал я хорошего,
Что такой подарок мне?
Удивлённый, огорошенный,
Отражаюсь я в окне.
Всё гляжу, счастливый, снова я,
Всё шепчу волнуясь, я:
Ах, подсолнечно - медовая,
Ах, кленовая моя.
Настольно-печатная игра
«Собери цветок»
Цели и задачи Учить составлять цветок по образцу из частей
(серединка и лепестки)
Пальчиковая игра
«Комнатные растения»
На окно скорее глянь: (Показывают обе ладошки.)
Здесь у нас растёт герань. (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония –
Мы все названия помним! (Раскрывают ладошку.)
Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)
Пусть подрастают день за днём! (Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)
Дидактическая игра «Найди такой же»
Цели и задачи Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке.
Сформировать речь детей, действовать по сигналу ;
Развить память, мышление;
Воспитывать внимательность, сосредоточенность
ВТОРНИК
Наблюдение и труд в уголке природы
1 Наблюдения за фикусом.
2 Рыхление почвы
3 Протирание листиков.
Цели и задачи
1 Обратить внимание детей на стебель, листья, окраску листьев и их размер
2 Знакомить с новым приёмом ухода - рыхлением почвы
3. Сформировать умения протирать влажной тряпочкой растения
Экспериментально-исследовательская деятельность:
«Какой водой можно поливать комнатное растение»
Цели и задачи
Закрепить знания о правилах полива комнатного растения.
Слушание музыкальных произведений
«Времена года» воспитываем интерес к музыке; умение слушать; воспитываем умение определять настроение произведения и характер, развиваем эмоциональную отзывчивость, развиваем воображение при определении музыкального произведения.
Беседа «Как дети с родителями ухаживают за комнатными растениями дома»
Цели и задачи Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. Воспитывать желание ухаживать за ними.
Подвижная игра «Найди цветок»
Цели и задачи Развивать внимание, закреплять названия комнатных растений (бегония и фикус)
Дидактическая игра "Магазин цветов"
Цели и задачи Закреплять с детьми названия комнатных растений, умение находить то, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
нод Музыкальное развитие
Свободная пляска «Цветочки голубые»
«Мамины помощники», «Сыграем для цветочков» «Солнышко»
Цели и задачи
1 быстро реагировать на смену движений в соответствии с музыкой
2 Побуждать музицировать на самодельных музыкальных инструментах – «звенелках», «шумелках»
3 Учить различать музыку различного настроения (грустно – весело, выражать это настроение мимикой;
Худ. -эст развите (конструирование)
«Цветочный горшок»
Цели и задачи Научить последовательно выкладывать кирпичик на кирпичик и видеть в постройке горшок для растений
Чтение художественной литературы
Е. Благинина «Огонёк»
В кадке вырос куст –
И широк, и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)
Цель: учить слушать и понимать содержание стихотворения, отвечать на вопросы.
Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
Дидактическая игра «Сложи цветок»
Цели и задачи Развивать мелкую моторику рук (мозайка)
Экскурсия в комнату природы доу.
Цели и задачи Познакомить с разными видами фикуса
Дидактическая игра «Куда спряталась матрёшка»
Цели и задачи Закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
СРЕДА
Наблюдение и труд в уголке природы
1Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему?
2 Опрыскивание комнатных растений
Цели и задачи Знакомить с новым приёмом ухода за комнатными растениями- опрыскиванием.
развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес, речь.
Экспериментально-исследовательская деятельность:
«Нужен ли воздух комнатным растениям?»
Цели и задачи формировать представление о том, что растение – живой организм и дышит воздухом с помощью листьев.
НОД Познание
«Полянка с цветами» Систематизировать представления детей об основных цветах : красный, жёлтый, синий.
Цели и задачи Закрепить умение различать предметы по размеру: большой, маленький;
Расширить навыки сравнения предметов разной величины, обозначая их словами «длинный», «короткий»;
Обобщать знания детей о количестве предметов: один, много;
Совершенствовать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него.
Учить распознавать геометрическую фигуру овал.
Развивать у детей речь, память, мыслительные операции, мелкую моторику;
Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
Развивать логическое мышление.
Чтение художественной литературы Фиалка
Цель: учить слушать и понимать содержание стихотворения, отвечать на вопросы.
Лиловый букет удивленных фиалок
Похож на лиловый закат
Подобно закату он светит устало
И нежный стоит аромат.
Дидактическая игра «Чей листочек?»
Цели и задачи Учить находить общее и различное у комнатных растений : форма и цвет листьев, их величина, строение самих растений; учить раскладывать их изображение в нужном порядке на готовом силуэте; закрепить умение узнавать и называть комнатные растения.
Пальчиковая игра
«Наши алые цветы»
Ладони соединены в форме тюльпана.
Наши алые цветы распускают лепестки
(Медленно разгибаются пальцы из кулачков. Производятся плавные покачивания кистями рук).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Покачивание кистями рук вправо-влево).
Наши алые цветы закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленное сжимание пальцев в кулачки, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка).
Беседа: «Какую пользу приносят комнатные растения»
Цели и задачи Познакомить детей с комнатными растениями- лекарями (каланхоэ, алоэ, герань душистая). Совершенствовать навыки ухода за растениями. Познакомить детей о пользе растения людям. Активизировать в речи названия растений.
Рассматривание иллюстраций по теме
Цели и задачи Учить находить сходство и различие в комнатных растений (листья, стебель, стол, форма листика)
Дидактическая игра «Угадай растение по описанию»
Цели и задачи Воспитывать у детей умение учитывать названные признаков комнатного растения (большие листья, цветёт); развивать наблюдательность.
ЧЕТВЕРГ
Наблюдение и труд в уголке природы за рассаживанием растения бегония
Цели и задачи Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений- делением куста. Рассказать о подземной части растений – корне. Корни находятся в земле, ими растение всасывает влагу и питательные вещества.
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «Как растения пьют воду». Цели и задачи Дать детям представление о том, как вода попадает в растение и передвигается по нему;
Подвижная игра
«Найди цветок»
Цели и задачи Развивать внимание, закреплять названия комнатных растений
Этюд «Цветок»
Цели и задачи Развивать пластику движения, координацию, моторику пальцев. Познавательный интерес, воображение, умение выражать чувство радости. Обогатить активный словарь названиями цветов.
Превращение семени в росток. Взрослое растение с закрытым бутоном. Раскрытие цветка.
НОД Худ. -эст развитие
Рисование цветы бегонии
Цели и задачи Учить правильно держать кисточку, закрепить приём примакивания; воспитывать аккуратность во время выполнения работы; развивать глазомер и эстетический вкус
Развитие движений
Цели и задачи Учить перешагивать из круга в круг, прыгать в длину с места на двух ногах, развивать ловкость и координацию движений
(Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей Стр. 122)
Чтение художественной литературы
Наталия Нищева
«Комнатные цветы»
Цель: учить слушать и понимать содержание стихотворения, отвечать на вопросы.
В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
Дидактическая игра «Скажи о цветочке ласковые слова»
Цели и задачи Обогащать словарный запас: красивый, нежный, ласковый, яркий, милый, любимый, хрупкий, весёлый, добрый, желанный.
Беседа «Уход за комнатными растениями»
(обобщающая)
Цели и задачи Обобщение представления об уходе за комнатными растениями.
Прививание бережного отношения к комнатным растениям, ответственности за их жизнь.
ПЯТНИЦА
Наблюдения за комнатными растениями
Цели и задачи Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
Экспериментально-исследовательская деятельность:
Опыт «Как растёт комнатное растение на свету и в темноте»
Цель:
формировать понятие о потребности комнатного растения в солнечном свете.
Слушание музыкальных произведений «Вальс цветов»
Цели и задачи воспитываем интерес к музыке; умение слушать; воспитываем умение определять настроение произведения и характер, развиваем эмоциональную отзывчивость, развиваем воображение при определении музыкального произведения.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цели и задачи Учить собирать целое из 4 частей, развивать мышление детей
Пальчиковая игра «Цветок»
Утром рано он закрыт
(Кисти рук находятся в исх. положении).
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки
(Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
Красоту их вижу.
(Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик.
(Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок).
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
(Кисти рук кладут под щеку – имитация сна).
Беседа- обсуждение «В каких случаях дарят цветы»
Цели и задачи Развивать умение слушать, вступать в диалог
НОД Музыкальное развитие По плану муз руководителя
Чтение художественной литературы
Наталия Нищева
«Катя леечку взяла»
Цель: учить слушать и понимать содержание стихотворения, отвечать на вопросы.
Катя леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает,
Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Катя – умница большая,
Маленькая дочка.
Дидактическая игра «Для чего всё это надо?»
Цели и задачи Закреплять знания об уходе за растениями и о необходимом для этого оборудовании
Игра –поручение «Принеси лейку, дай палочку для рыхления, где стоит опрыскиватель?»
Цели и задачи Закрепить знания детей о необходимом оборудовании для ухода за растениями; активизировать словарь названиями слов- предметов, слов- действий с предметом
Выставка детских работ на тему "Комнатные растения - наши друзья".