елена чембарова
Проект «Комнатные растения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки реализации проекта : с 21 октября по 27 октября
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Комнатные растения“ в старшей группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
С глубокой древности человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. В настоящее время стремление к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Достаточное время дети проводят в помещение, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Комнатные растения вносят в нашу жизнь гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Во время педагогического наблюдения были выявлены у дошкольников существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Так как метод проектов представляется наиболее эффективным в работе с дошкольниками, то был разработан и реализован с детьми старшей группы данный проект.
Цель проекта
• Уточнить и систематизировать знания детей о растениях и правилах ухода за ними;
• развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта
Обучающие:
• Учить детей узнавать и называть комнатные растения.
• Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
• Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
Развивающие:
• Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
• Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
• Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
• Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать;
• Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений;
• Закреплять умения вести наблюдения
Ожидаемые результаты
• У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
• Приобретение практических навыков.
• Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.
Методы и приемы реализации проекта
Все методы и приемы по реализации проекта тесно взаимосвязаны между собой:
• Рассказ воспитателя.
• Беседы, рассматривание иллюстраций.
• Работа с презентациями.
• Рассуждения детей на заданную тему.
• Продуктивная деятельность.
• Опытно-экспериментальная деятельность.
• Игровая деятельность.
• Взаимодействие с родителями.
• Чтение художественной литературы.
• Анкетирование родителей.
• Оформление выставки для родителей.
Материально-техническое обеспечение проекта
Художественная литература, энциклопедии.
Методическая литература.
Презентации о видах комнатных растений, зачем человеку комнатные растения, паспорт комнатных растений.
Дидактические игры.
Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Иллюстрированный материал.
«Уголок природы» в группе.
Интернет-ресурсы.
НОД детей и педагога.
Материалы и пособия для продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
тематические беседы с детьми;
рекомендации родителям;
анкетирование;
наблюдения;
подбор литературы для детей;
подбор наглядно-демонстрационного материала;
разработка нод;
подбор загадок, пословиц, поговорок;
подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
определение тематики проблемных вопросов;
подбор оборудования.
Основной этап
Этот этап включает в себя организацию целенаправленной деятельности взрослых и детей, в результате которой дети получат необходимую информацию по теме проекта и навыки практической деятельности.
Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными исследователями окружающего мира вместе с педагогами и родителями.
Заключительный этап
Подведение итогов работы: беседы с детьми и родителями по теме «Что я узнал нового?»
Оформление выставки рисунков, поделок по теме «Комнатные цветы».
Составление памяток, рекомендаций для родителей «Как ухаживать за комнатными растениями».
Обмен впечатлениями по работе над проектом.
Календарное планирование проекта.
21 октября понедельник
1. Пальчиковые игры «Комнатные растения»;
2. Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»;
3. Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение»;
4. Беседа «Лекарственные растения на подоконнике»;
5. Дидактическая игра «Найди такой же»;
6. Наблюдение – исследование «Надо ли поливать растение?»;
7. НОД Изобразительная деятельность (Лепка) «Цветок в горшке»;
8. физминутка «Комнатные цветы»;
9. Настольно печатная игра «Собери цветок»;
10. Самостоятельная игровая деятельность детей: рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, раскрашивание цветов в раскрасках, составление рассказов о цветах, отгадывание загадок.
11. Рассматривание иллюстраций из серии «Комнатные растения», «Уход за растениями», предметных и сюжетных картин.
22 октября вторник:
1. Пальчиковая игра «На окне цветок колючий»;
2. Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»;
3. Наблюдение - опыт «В погоне за светом»;
4. Подвижная игра «Солнышко и дождик»;
5. «Выложи цветы» (мозаика);
6. физминутка «Комнатные цветы»;
7. Труд в живом уголке - опрыскивание растений;
8. Самостоятельная игровая деятельность детей: рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, раскрашивание цветов в раскрасках, составление рассказов о цветах, отгадывание загадок.
9. Чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик – семицветик».
23 октября среда:
1. Пальчиковая игра «Наши алые цветы»;
2. Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»;
3. Дежурство в уголке природы- поливаем растения;
4. Наблюдение – опыт «С водой и без воды»;
5. Рассматривание «Паспорт комнатных растений»;
6. физминутка «Комнатные цветы»;
7. Настольная игра «Собери комнатное растение»;
8. С/р игра «Магазин цветов»;
9. Самостоятельная игровая деятельность детей: рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, раскрашивание цветов в раскрасках, составление рассказов о цветах, отгадывание загадок.
10. Чтение художественной литературы: Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках».
24 октября четверг:
1. Беседа: «Что растет на окошке?»;
2. Пальчиковая игра «Посадим цветы»;
3. Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»;
4. Рыхление почвы деревянной палочкой;
5. физминутка «Комнатные цветы»;
6. Дидактическая игра «Угадай растение по описанию»;
7. НОД Рисование «Цветик-семицветик»;
8. Раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»;
9. Исследовательская деятельность: Сравнение листьев у растений : фикус и фиалка;
10. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
25 октября пятница:
1. Беседа «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»;
2. Пальчиковая игра «Солнышко и растение»;
3. Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»;
4. Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение»;
5. физминутка «Комнатные цветы»;
6. Рассматривание книг, альбомов «Комнатные растения»;
7. Конструктивно-исследовательская деятельность: моделирование из бумаги «Бутон розы»;
8. НОД (Рисование) «Комнатный цветок»;
9. Самостоятельная игровая деятельность детей: рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, раскрашивание цветов в раскрасках, составление рассказов о цветах, отгадывание загадок.
10. Чтение художественной литературы: Б. Пастернак «Герань».
Работа с родителями.
1. Оформление папки-передвижки: «Комнатные растения - наши друзья», «Растения в нашей жизни».
2. Выставка детских рисунков и поделок.
Результаты проекта
У детей появился ярко выраженный интерес к живой природе. Большинство ребят научились называть и различать комнатные растения.
Сформировалось представление о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Усвоились нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Дети усвоили: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
Обогатился словарный запас детей по данной теме.
Расширилась экологическая среда группы.
Обогатилась развивающая среда в группе.
Активизировалась познавательная и творческая активность детей, родителей, повысилась компетентность педагогов.
Список используемой литературы
1. О. Соломенникова «Ознакомление с природой в старшей группе»
2. Рабочая программа под ред. Н. Е. Вераксы (старшая группа)
3. Паспорт комнатных растений
Приложение 1.
Памятка для родителей «Опасные комнатные растения»
Ядовитые комнатные растения Комнатные растений в природе насчитывается порядка 10 000 видов ядовитых растений, и многие из них украшают наши квартиры и офисы. У каждого из нас дома стоят горшочки с какими-нибудь растениями. И чем больше зелени, тем наше «гнездышко» становится уютнее. Но часто хозяек интересует только внешний вид растения – главное, чтобы красивое было. Многие из нас не знают даже названия цветов, а ведь некоторые комнатные растения могут быть ядовитыми. К ядовитым комнатным растениям относятся те, которые при отрыве листа или повреждении стебля выделяют белое молочко, так называемые молочаи. Чем опасны ядовитые комнатные растения? Вещества, содержащиеся в ядовитых растениях, при контакте могут вызвать сильное раздражение кожи или даже отравление. Поэтому ухаживать за такими растениями необходимо в резиновых перчатках. При этом необходимо следить, чтобы сок растения не попал в рот, глаза или ранку. Опасность возрастает, когда в доме есть маленькие дети или домашние животные. Ядовитые растения не должны быть доступны ребенку, ведь малыш может запросто отломить листик растения, да еще и попробовать его на вкус. Домашние животные (кошки, собаки, хомяки) также могут попробовать на вкус комнатное растение. Особенно это касается кошек, которые, как известно, любят пожевать молодые листочки растения. Не равнодушны к зелени и домашние птицы (попугаи, канарейки и др.) Чтобы с домашним любимцем не случилось беды, необходимо тщательно пересмотреть свою коллекцию комнатных растений. Особенно привлекают птиц и животных яркие плоды растений семейства пасленовых (декоративный перец, соландра, брунфельзия и др., которые также являются ядовитыми. Также комнатные растения таят в себе опасность, когда в доме есть человек, склонный к аллергии. Некоторые, казалось бы, безобидные комнатные растения, выделяют вещества, которые могут вызвать аллергию. Такие комнатные растения опасны для аллергиков, особенно опасна их пыльца во время цветения. К таким растениям относятся пеларгония (герань, олеандр, некоторые растения семейства амариллисовых, молочай, папоротниковые растения и другие. Помимо этого, для аллергиков опасность представляет и земля, в которой произрастают комнатные растения. В ней живут микроскопические грибы, являющиеся сильными аллергенами. Паслен. Вообще, к ядовитым растениям относятся все культуры семейства пасленовых. Само по себе растение очень красивое. Особенно привлекают внимание ярко-оранжевые маленькие круглые плоды. За счет них паслен выглядит необычно и многим нравится. Но именно эти плоды и несут в себе опасность. Попробовав хотя бы один яркий красивый шарик, вы рискуете получить отравление. Особенно это растение опасно для детей. Дело в том, что дети зачастую просто не могут противостоять искушению и засовывают в рот эти ягоды, из-за которых появляются тошнота, позывы к рвоте, болевые ощущения, а далее - сонливость и расширение зрачков. Монстера, диффенбахия, молочай. Яд этих растений - в соке. Необходимо избегать попадания сока на голую кожу и на слизистые оболочки. Первая помощь при отравлениях - При соприкосновении ядовитых растений с кожей необходимо промыть пораженное место теплой водой с мылом. - При попадании ядовитого растения внутрь необходимо выпить воду с растолченным активированным углем. Если его под рукой на нашлось, нужно вызвать рвоту выпив перед этим большое количество воды. Эту процедуру необходимо проделать несколько раз, пока все части ядовитого растения не будут удалены. Категорически нельзя пить молоко, т. к. оно усиливает всасывание ядов, растворимых в жирах. При сильном отравлении (потеря сознания, учащенное сердцебиение, судороги) необходимо срочно вызвать врача. - При попадании сока ядовитого растения в глаза необходимо промыть глаза под струей воды в течение 20 минут. При сильном поражении обратиться к окулисту.
Приложение.
Физминутка «Комнатные цветы».
Пальчиковая гимнастика: «Цветы», Цветы», «Посадим цветы», «На окне цветок колючий».
НОД Изобразительная деятельность (Лепка) «Цветок в горшке».
Цель: Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца. Закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Учить соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев.
Литература: Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5–6 лет», занятие № 29
Беседа «Лекарственные растения на подоконнике».
Цель: Закрепить и систематизировать знания о растениях (комнатных и лекарственных)
Беседа «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?».
НОД Рисование «Цветик-семицветик».
Цель: Продолжать знакомить детей с цветами радуги. Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски с белилами. Воспитывать эстетический вкус и чувство цвета.
Литература: Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5–6 лет», занятие № 57
НОД (Рисование) «Комнатный цветок»
Цель: Познакомить с новой техникой – монотипией (рисованием половины изображения и складыванием листа пополам). Познакомить детей с симметрией на примере цветка. Развивать пространственное мышление, глазомер и координацию движений. Закреплять навыки рисования гуашью. Учить изображать цветок в технике монотипии.
Литература: Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5–6 лет», занятие № 58
НОД Коммуникативная деятельность «Цветы»
Цель: проверить и обобщить знания о цветах; закрепить навык составления рассказа-описания; научить составлять сложные предложения; развивать графические умения и навыки.
Литература: О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе», с. 104
Настольная игра "Собери цветок".
Цель: Развивать мелкую моторик рук, учить соединять части предмета в одно целое, называть комнатный цветок. Развивать память, мышление, внимание, увеличивать словарный запас по теме проекта.