Ларина Ольга
Проект «Книжкина неделя» для детей старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»
Проект
«Книжкина неделя»
для детей старшей разновозрастной группы
проект разработала воспитатель:
Ларина О. Г.
2020г.
Паспорт проекта
Вид проекта : краткосрочный, познавательный, творческий, художественно- речевой.
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители (законные представители)
Публикация «Проект „Книжкина неделя“ для детей старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Сроки реализации проекта : краткосрочный, одна неделя.
Проблема: проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.
Актуальность:
В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями! Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.
В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги, легче включить мультфильм и ребенок смотрит, а родители занимаются своими делами. Поэтому в последнее время, заметно снизился интерес к чтению у дошкольников. Современные дети проводят больше времени за компьютерными играми, телевизором, планшетами. Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Особое внимание следует уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Поэтому я решили разработать и провести данный проект в нашей группе.
Цель проекта : Приобщать детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.
Создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
• Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
• Продолжать знакомство с книжной культурой, детской литературой и понимание на слух текстов художественных произведений.
• Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
• Раскрыть творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, викторины, конкурсы, ролевые игры.
• Развивать творчество, воображение, кругозор, фантазию.
• Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
• Расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
• Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели».
Ожидаемые результаты:
По окончанию проекта могут :
Дети:
• Знать о значении книги в жизни человека.
• Различать сказки, рассказы, стихи, знают энциклопедии, детские журналы.
• Знать творчество некоторых детских писателей, поэтов.
• Называть понравившиеся произведения и их авторов.
• Могут пересказать знакомые произведения, стараются выразительно читать стихи, инсценируют, передавая характеры персонажей.
• Могут дать мотивационную оценку поступкам героев книг.
• Знать о том, что книгу нужно беречь. Уметь правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками.
Педагоги:
• Повысят квалификацию по данному проекту.
Родители:
• Семьи стремятся сотрудничать с детским садом в вопросах приобщения детей к чтению.
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
Этапы реализации данного проекта :
1. Подготовительный (мотивационный) этап.
Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.
-постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;
- оформление книжного уголка.
-консультация для родителей «Что читать старшим дошкольникам?» (приложение №19)
-консультация для воспитателей «Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей» (приложение №20)
-домашнее задание для детей и родителей (законных представителей) : изготовить иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик – семицветик».
2. Основной этап.
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Ежедневно:
• Комплекс утренней гимнастики по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом» (приложение № 1)
• Комплекс гимнастики пробуждения «Путешествие в сказку «Колобок» (приложение №2)
Совместная деятельность педагогов и детей.
Понедельник
«История книги»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Собери из частей»
Цель: развивать речь, память, мышление, координацию движений рук.
Приложение № 3
Беседа «История создания книги»
Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий. Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают; воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Книжки»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Весёлая неделька»
Приложение № 6
Прогулка.
Подвижная игра «Мы весёлые ребята»
Цель: упражнять детей в беге. Закрепить умение действовать по сигналу.
Приложение № 7 Дыхательная гимнастика «Сказочные персонажи»
Приложение № 8
Путешествие по выставке: «Эту книжку я люблю!»
Цель: поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека. Познакомить детей с различными жанрами книг. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Чтение детям. Н. Носов «Огурцы»
Приложение № 9
Просмотр презентации «История книги»
Цель: расширять знания детей об истории создания книги. Продолжать развивать у детей способность к устной связной речи. Активизировать познавательную деятельность.
Вторник
«Книжкин дом»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Разложи героев по сказкам»
Цель: развивать мыслительные способности. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.
Приложение № 3
Беседа «Где живут книги»
Цель: воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге. Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Три поросёнка»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Подснежник»
Приложение № 6
Прогулка.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: учить детей бегать на противоположную сторону площадки, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения соответствующие словам. Развивать воображение, быстроту движений. Воспитывать выдержку.
Приложение № 7
Дыхательная гимнастика «Мышка и Мишка»
Приложение № 8
Артикуляционная гимнастика по сказке К. И. Чуковского «Телефон»
Приложение № 10
Трудовая деятельность «Книжкина больница» Ремонт книг.
Цель: закреплять умения детей в уже знакомых видах деятельности: перебирать книги и находить книги, требующие ремонта; формировать умение правильного обращения с книгой; готовить все необходимое для выполнения коллективного труда. Развивать аккуратность, внимание, моторику рук; укреплять умение сгибать полоску пополам, расстригать бумагу на ровные полоски; не мешать товарищам, помогать им; не стесняться просить помощи. Воспитывать бережное отношение к книгам; желание трудиться сообща.
Приложение № 11
Сюжетно- ролевая игра «Библиотека»
Цель: формировать представления детей о библиотеке, закрепить знания об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитывать бережное отношения к книге.
Приложение № 12
Среда
«Русские народные сказки»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»
Цель: развивать речь, память, закрепить знания о сказках.
Приложение № 3
Беседа «Страна сказок»
Цель: обобщить представления детей о сказках. Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус. Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Репка»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Теремок»
Приложение № 6
Прогулка.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: упражнять в быстром беге, в ориентировке в пространстве; развивать внимание, выдержку.
Приложение № 7 Дыхательная гимнастика «Гуси- лебеди»
Приложение №8
Физ. минутка «Кот, петух и лиса»
Приложение № 13
Игра- драматизация по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Цель: продолжать учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью. Закрепить умение детей передавать голосом речевые интонации различных персонажей. Формировать грамматический строй речи. Расширять словарный запас, активизировать словарь.
Приложение № 14
Самостоятельная художественная деятельность.
Изготовление закладок для книг
Цель: научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус. Совершенствовать свои навыки и умения. Развивать умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Развивать творчество при составлении узоров на закладке.
Приложение № 15
Четверг
«Авторские сказки»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Подбери картинки к сказкам К. И. Чуковского»
Цель: закрепить умение детей подбирать иллюстрации к сказкам К. И. Чуковского. Развивать внимание, мышление, память детей.
Приложение № 3
Беседа «Добрый сказочник К. И. Чуковский»
Цель: приобщить детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Систематизировать знания детей о сказках писателя. Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Лимпопо»
Приложение № 6
Прогулка.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Цель: закрепить умение детей прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд. Приземляясь на носки полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту движения, внимание.
Приложение № 7 Дыхательная гимнастика «Бегемотик»
Приложение №8
Загадывание загадок. «Угадай сказку и доскажи строчку».
Цель: развивать логическое мышление с помощью загадок, развивать память, внимание, речь, воображение, мышление. Развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова;
Приложение № 16
Развивающее лото «В гостях у сказки»
Цель: развивать наглядно- образное мышление, внимание, память.
Приложение № 3
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Цель: повторить знакомые потешки, воспитывать интерес к русскому фольклору. Помочь детям понять их содержание, значение. Создать эмоциональное, радостное настроение у детей. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать умение внимательно слушать чтение потешек другими детьми и воспитателем.
Приложение № 14
Пятница
«Книги для детей»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Чья песенка»
Цель: расширять словарный запас, развивать речь, слух, внимание детей. Закреплять знания детей о русских народных сказках.
Приложение № 3
Беседа
Цель: развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений. Закреплять правила культурного обращения с книгами.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Теремок»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Буратино»
Приложение № 6
Прогулка.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: упражнять в ходьбе и беге в одном направлении, в ловкости и приседании.
Приложение № 7 Дыхательная гимнастика «Волк», «Медвежонок»
Приложение №8
Физ. минутка «Сказка даст нам отдохнуть»
Приложение № 13
Заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»
Цель: формировать навыки заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.
Развивать умение детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы с картинками. Учить детей читать стихи выразительно. Продолжать развивать активный словарь детей.
Приложение № 17
Викторина «В гостях у сказки»
Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.
1. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
2. развивать чувство юмора.
3. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
Приложение № 18
3 этап. Заключительный.
Цель:
- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
-оформление фото альбома по проекту.
Информационное обеспечение:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. 2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет – М. : Просвещение, 2007.
3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе – М. : Мозаика – Синтез, 2005
4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007.
5. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» -М. : Мозаика-Синтез, 2015
7. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / Ср. ст. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. - М. : Оникс-XXI век, 2005.
8. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» Подготовительная группа. - М. : МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2014г.
9. Интернет ресурсы:
Произведения поэтов и писателей России: https://infourok.ru/chtenie-v-starshey-gruppe-proizvedeniya-poetov-i-pisateley-rossii-proza-1875772.html
Пальчиковая гимнастика: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/03/kartoteka-palchikovaya-gimnastika-dlya-detey-6-7-let
Дыхательная гимнастика: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detej-v-starshej-gruppe-detskogo-sada
Гимнастика для глаз: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-podborka-gimnastika-dlja-glaz-v-stihah-praktikum-konsultacija-vospitateljam-vsem-uchiteljam-roditeljam.html
Дидактические игры по сказкам: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/kartotieka_didaktichieskikh_ighr_po_skazkam