Гаяне Григорян
Проект «Классическая музыка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по реализации проекта
«Классическая музыка в детском саду»
Проект «Классическая музыка в детском саду» имеет сегодня, особенно в Москве – поликультурном мегаполисе, важнейшее образовательное и воспитательное значение.
Публикация «Проект „Классическая музыка в детском саду“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача музыкального руководителя- увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах.
Решению этой проблемы во многом способствует реализация в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы проекта «Классическая музыка в детском саду». Этот проект предполагает организацию и проведение в детском саду встреч детей с профессиональными исполнителями классической музыки : инструменталистами, вокалистами.
Концерты «живой музыки» в детском саду производят на дошкольников яркое впечатление, активизируют их интерес к музыкальному искусству, стимулируют творческую деятельность. Встречи дошкольников с профессиональными музыкантами должны быть продуманными и подготовленными. К факторам, обеспечивающим такую подготовку, относятся:
- систематическая и планомерная работа по слушанию музыки на музыкальных занятиях в детском саду;
- ознакомление детей на занятиях с классическими музыкальными произведениями разных эпох и стилей, высокохудожественными и доступными дошкольникам;
- использование адекватных возрасту детей методов работы с музыкальным репертуаром;
- специальная подготовка детей к встрече с профессиональными исполнителями классической музыки может проходить в форме занятий, бесед или литературно-музыкальных композиций, предваряющих восприятие концерта в детском саду;
- беседы с детьми о прослушанном концерте в последующие дни;
- создание условий для отражения услышанного и увиденного на концерте в различных видах детского творчества.
Для того, чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику на концерте в детском саду, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать. К сожалению, практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении обеспечить проведение очередного праздника музыкальный руководитель старается за счет слушания «выкроить» на занятии дополнительное время для повторения песен, танцев и т. д. В результате, слушание музыки проводится от случая к случаю, и у детей не происходит накопления музыкальных впечатлений и знаний, не формируется культура слушания, необходимая для восприятия музыкальной классики.
Музыкальный репертуар, предлагаемый детям на музыкальных занятиях, включает высокохудожественные произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. Глинки и П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, а также современную классику : сочинения Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова, подлинные образцы фольклора и др.
Ознакомление детей со столь разными по стилю музыкальными произведениями позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, подготовить к встречам с классической музыкой.
Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор предлагаемой детям музыки, ее соответствие возрастным возможностям.
Особо следует отметить, что произведения классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Необходимо помнить, что классическая музыка не должна быть фоном, сопровождающим различные режимные моменты: одевание детей на прогулку, еду, подготовку ко сну и др. Слушание классической музыки должно быть профессионально организовано, это задача музыкального руководителя, при поддержке воспитателя.
Специальная подготовка детей к концертам классической музыки может включать знакомство детей с тем или иным музыкальным инструментом (например, со скрипкой, если в детском саду намечается концерт скрипичной музыки, конкретными музыкальными произведениями, композитором (если концерт будет посвящен, например, музыке П. Чайковского) и др.
Хорошо, если эта подготовка включит в себя и предварительную беседу музыкального руководителя с музыкантом - исполнителем о программе предстоящего концерта и возрастных возможностях дошкольников. Вместе с тем, такая беседа должна проводиться максимально корректно, без давления на исполнителя и навязывания ему своих рекомендаций.
Концерты профессиональных музыкантов в детском саду должны быть регулярными (в зависимости от возможностей детского сада желательно проводить такие мероприятия ежемесячно, но не менее 2-3 раз в год). Они могут быть очень разнообразными: концерт солиста- инструменталиста (скрипача, пианиста, флейтиста и др., вокалиста, исполнителя на народных инструментах.
Такие яркие культурные события, как концерты классической музыки, оставляют в памяти всех его участников заметный след, повышают настроение, создают атмосферу праздника. Тогда дети с нетерпением будут ждать следующей встречи с музыкой.
Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное в дошкольном детстве – невосполнимо!
На музыкальных занятиях дети много слушают музыку : это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры).
Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей.
В младшей группе детского сада ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере пьесы.
Со средней группы ребятам даются понятия «музыку пишет композитор», и мы вновь имеем возможность вернуться к «Детскому альбому» П. И. Чайковского, к «Картинкам с выставки» М. П. Мусоргского, творчеству Э. Грига. В средней группе ребята понимают содержания пьес, но и говорят о разном характере музыки. В этом возрасте музыкальный кругозор расширяется: дети слушают музыку М. И. Глинки «Марш Черномора», «Арагонская охота», «Полет шмеля» Римского-Корсакова и другие.
Со старшей группы мы говорим с детьми о средствах музыкальной выразительности, используем термины: высота звука, динамика, лад, называем музыкальные инструменты, которые исполняют данное музыкальное произведение.
В подготовительной группе дети называют 4 группы симфонического оркестра, выделяют солирующие инструменты. В этом возрасте ребята понимают и узнают музыку А. И. Хачатуряна «Танец с саблями», «Тройка» и «Романс» Г. Свиридова, «Времена года» А. Вивальди, очень любят музыку Д. Шостаковича «Романс» и 7 симфонию («Эпизод фашистского нашествия»).
Дети отмечают смену частей в музыкальных произведениях, называют средства музыкальной выразительности, узнают портреты 7- 8 композиторов.
Слушая классическую музыку, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Дети любят и радуются классической музыке.
Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Исходя из всего вышесказанного целью работы с детьми является эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки.
Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности.
Задачи работы:
- расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
- вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
Для решения поставленных задач разработана педагогическая технология организации восприятия классической музыки, направленная на эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач определены педагогические условия восприятия классической музыки, которые базируются на следующих принципах:
- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки;
-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение мер, ограничивающих порывы ребенка (ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару);
- сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ.
- систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы;
- продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д. ;
Технология работы включает в себя следующие этапы:
1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;
2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;
3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;
4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;
5 этап – контрольно-аналитический.
В проведении занятий на 1-м этапе большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой.
Видеозаписи позволяют увидеть и услышать величайших исполнителей.
При этом музыкальный репертуар должен быть сгруппирован по темам, которые стали традиционными в программе: «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Веселая зима», «Кто с нами рядом живет» и новые «Шутка в музыке», «Сказка в музыке» и другие.
На 2-м этапе накопления детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями осуществляется через проведение традиционных и доминантных музыкальных занятий. Например, по теме «Как рождается музыка и какой она бывает» детям предлагаются для прослушивания несколько музыкальных произведений. По теме «Сказка в музыке» детям предлагается одно музыкальное произведение, но большое по содержанию.
В процессе слушания учим детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.
Выделяются ступени восприятия музыки, которые традиционны в музыкальном воспитании :
Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.
Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие с целью закрепления представлений о прослушанной музыке.
Музыкальное произведение прослушивается на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:
– слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;
– слушание в процессе разучивания танцев, пьес для детского оркестра;
– слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.
На 3 этапе происходит обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.
4 этап: организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной.
Мониторинг эстетического воспитания детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий и анализа участия выпускников детского сада в кружках художественно-эстетического цикла, отзывов учителей, беседы.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.
Приложение
План мероприятий реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"
Сроки проведения Мероприятия Участники Организаторы,
Ответственные.
1 февраля «Петя и волк» музыкальный спектакль на основе музыки С. С. Прокофьева
Задачи:
1. Знакомство с инструментами симфонического оркестра.
2. Развитие навыка слушания классической музыки.
3. Развитие врожденных театрально-музыкальных способностей детей. Дети среднего и старшего дошкольного возраста. Старший
Воспитатель Попова Вера Михайловна
Музыкальный руководитель Григорян Гаяне Григорьевна
16 марта Музыкальная гостиная
«Приглашение к танцу»
Задачи:
1. Знакомить детей с музыкальными формами, характером музыкальных произведений, средствами музыкальной выразительности.
2. Познакомсть с историей создания танцев (вальс, менуэт, полька, тамбурин и др.)
3. Совершенствовать художественно – творческие способности, развивать пластику движений, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.
4. Способствовать становлению музыкально – эстетического сознания через возникновение способности чувствовать. Эстетически переживать музыку в движении.
5. Развивать навыки слушания классической музыки. группы старшего дошкольного возраста. музыкальный руководитель, старший воспитатель.
5 апреля
26 апреля «Балетный дивертисмент» спектакль на основе произведений Чайковского, Адана, Шостаковича.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким жанром классической музыки как балет.
2. Развивать навык слушания классической музыки.
3. Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания, формированию музыкального вкуса
4. Приобщать детей к музыкальному искусству.
Музыкальный ринг «Угадай мелодию»
Задачи:
1. Закреплять знания детей о классической музыке.
2. расширять кругозор
3. Продолжать приобщать детей к музыкальному искусству во всех его разновидностях.
4. Формировать интерес к миру прекрасного. Группы старшего дошкольного возраста.
Группы старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель,
педагог доп. образования по ИЗО,
старший воспитатель.
15 мая Концерт «Солнечные нотки»
Задачи:
1. Знакомство с народными инструментами. Историей их возникновения.
2. формировать устойчивый интерес к слушанию народной музыки.
3. Прививать интерес к народному творчеству, русской самобытной культуре.
4. Знакомить со средствами музыкальной выразительности через практическое музицирование. Группы среднего и старшего дошкольного возраста. музыкальный руководитель,
педагог доп. образования по ИЗО,
старший воспитатель.