Юлия Нудько
Проект «Казачья станица» (Фольклорное наследие) в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
Познавательно – творческий.
Срок реализации: годовой.
Формы и методы реализации проекта :
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Участники проекта :
1. Воспитатели группы
2. Воспитанники группы
3. Родители.
Цель:
Публикация «Проект „Казачья станица“ (Фольклорное наследие) в средней группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Средняя группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.
Задачи:
1. Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений.
2. Знакомство с малыми фольклорными формами расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, к природе.
3. Освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
4. Через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком тот
«уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
Актуальность проблемы:
С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. В настоящее время у нового поколения отсутствует интерес к познанию ценностей культуры и истории родного края; наблюдается заметное снижение качества духовно-нравственного воспитания.
Гипотеза проекта :
Реализация данного проекта позволит воспитать и сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей невозможно без воспитания любви к маме, семье, родному уголку, родной стране – Родине.
Методы и приемы:
1. Речевое общение;
2. Игры;
3. Совместные праздники с родителями;
4. Наблюдения;
5. Рассматривание иллюстраций ;
6. Художественно-творческая деятельность;
7. Познавательные занятия;
8. Чтение художественной и познавательной литературы;
9. Слушание музыкальных произведений;
Развивающая среда группы :
1. Народные куклы и игрушки (матрешки, пеленашки, свистульки, ложки и т. д.);
2. Иллюстрации;
3. Книги;
4. Картотека малых фольклорных форм (потешки, песенки, прибаутки, считалки, зазывалки, заклички).
5. Русские народные костюмы или элементы костюмов.
Информационные ресурсы:
«Родники Дона» (авторы Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина)
Этапы проведения проекта :
• Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
• Аналитический
Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций с изображением реки Дон, донских казаков и т. д. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с Донским краем, его главной рекой Дон. Организовать совместный поиск информации и сбор предметов старины, чтобы лучше проникнуть в быт Донского народа – казаков. Обратиться за помощью к родителям, бабушкам.
• Заключительный
Обобщение результатов работы; Анализ деятельности; Презентация; Удовлетворенность всех участников результатами
Основной этап:
План реализации проекта :
«Познание» :
Проведение праздников и мероприятий.
«Художественное творчество» :
Лепка, аппликация, рисование раскрашивание по темам:
«Чтение художественной литературы» : русские народные сказки, казачьи сказки, стихи.
«Слушание музыкальных произведений» :
народные донские песни.
«Игры донских казачат» :
«Колечко», «Ручеек».
Работа с родителями:
Привлечь родителей к сбору предметов казачьего быта для создания уголка казачьей горницы, фотографий прадедов казаков.
Презентационный этап:
1. Презентация детских работ по художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта воспитателем совместно с детьми будет проделана работа по ознакомлению с родным – Донским краем.
В результате изучения блока «Фольклорное наследие» дошкольник может:
1. Знать несколько потешек,
2. Узнавать знакомые народные песенки, подпевать их
3. Различать народные игрушки (матрешки, ложки, куклы)
4. Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра
5. Проявлять эмоциональную отзывчивость
6. Играть в народные игры
7. Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент) .
8. Вовлечение родителей и социума в работу по патриотическому воспитанию детей;
9. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
10. Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.
11. Выявить родителей, связанных с историей казачества.
12. Распространить лучший опыт родителей через оформление стенда для родителей.
Полученные знания ребята закрепят в игровой деятельности, в художественном творчестве.
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в
детском саду могут быть сформированы у ребёнка элементы гражданственности и патриотизма.
Примерный План работы по приобщению детей к истокам культуры Донского края «Фольклорное наследие».
Сентябрь
Выявление проблемы:
- обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
- анкетирование родителей (наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс).
Определение темы, цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов.
Подборка материала по теме проекта.
Составление плана совместной деятельности.
Октябрь
1. «Во саду ли, в огороде»
• Дидактические игры «Что растет в саду и огороде», «Чудесный мешочек».
• Загадывание загадок об овощах и о фруктах.
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах.
2.«Осень наступила».
• Разучивание песенок, стихов, потешек об осени.
Цель: знания признаков осени; воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
3. «Коровушка и бычок»
• Разучивание потешек про корову и бычка.
• Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца».
• Дидактическая игра «Кто спрятался?»
• Отгадывание загадок о домашних животных.
Цель: Знакомить дошкольников с домашними животными.
4. «Казачий фольклор : пословицы, поговорки, песни».
Цель: дать детям понятие о народном фольклоре, расширить кругозор о культуре и фольклоре донского края
Ноябрь
1. «Дружная семейка»
• Разучивание пальчиковой гимнастики: «На пригорке дом стоит», «Семья могучая», «Большаку – дрова рубить…», «Кони».
Цель: Знакомить дошкольников с жизнью, с бытом, традициями и обычаями казаков.
2.«Петушок–золотой гребешок»
• Дидактическая игра «Похвали Петушка».
• Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»
• Знакомство со сказкой «Петушок–золотой гребешок»
Цель: Учить вежливо относиться к гостям, быть гостеприимным, умение накрывать красиво стол.
3.«Два веселых гуся»
• Разучивание песенок и потешек о домашних птицах.
Цель: Знакомить дошкольников с домашними птицами.
4.«Мы – казаки»
Проведение занятия «Кто такие казаки».
Цель: Знакомить детей о казаках, их жизни и быте.
Декабрь
1. «Здравствуй, зимушка – зима»
• Загадки о зиме.
• Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок»
Цель: уточнение и закрепление признаков зимы в неживой природе.
2.«Сундучок Деда Мороза»
• Беседа «Подарки Деда Мороза».
• Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».
Цель: Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
3.«Веселый Снеговик»
• Разучивание песенок и стихов о зиме.
• Разгадывание загадок о зиме.
Цель: уточнение и закрепление признаков зимы.
4.«Волшебный Новый год!»
• Разучивание песенок и стихов про Новый год.
• Разгадывание загадок про Новый год.
• Коллективная работа «Рисование елочки ладошками».
Цель: уточнять знания детей о традициях народных праздников.
Январь
1. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»
• Знакомство с празднованием Нового года.
• Разучивание колядки «Щедровочка»
Цель: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года.
2.«Зимние забавы».
• Чтение сказок о зиме.
Цель: Уточнить представления детей о зиме через знакомство с произведениями художественной литературы и искусства.
3. «Русской печки нет добрее»
• Проведение занятия о значимости русской печи.
Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Февраль
1.«Зимовье зверей»
• Знакомство детей с дикими животными
• Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».
• Загадки про диких животных.
• Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк».
• Дидактическая игра «Похвали лису».
• Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».
Цель: Знакомить дошкольников с дикими животными.
2. «Широкая масленица»
• Развлечение
Цель: познакомить детей с народными традициями; организация досуга детей.
3.«Мой папа в армии служил».
• Развлечение.
• Изготовление подарков для пап.
Цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за своих пап; расширять знания о празднике – 23 февраля, о различных видах войск.
Март
1.«При солнышке – тепло, при матушке – добро»
• Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.
• Самостоятельный рассказ «Какая моя мама».
• Пение песенок о маме.
• Чтение стихов о маме.
2. «Весна, весна, поди сюда!»
• Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
• Загадывание загадок о весне.
• Заучивание заклички о весне.
3.«Веселые свистульки»
• Ознакомление с народными промыслами из дерева.
Цель: Развитие познавательных способностей детей средствами фольклора и предметами прикладного народного промысла.
4.«Приглашаем в гости к нам»
• Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».
• Игра «Чаепитие».
• Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом».
Цель. Знакомить детей с народными обрядами приглашения гостей в дом, встречать гостей хлебом, солью.
Апрель
1 .«Великая Пасха».
• Расписывание пасхальных яиц.
Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником Пасхи, развивать интерес к истории своего народа, учить быть продолжателями традиций и обычаев своих предков.
2. Народная игра.
• Разучивание народных казачьих игр.
• Разучивание считалок, зазывалок, закличек.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным играм через возрождение и сохранение национальных традиций.
3.«Лиса в русских народных сказках».
• Чтение сказок о лисе. «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок».
Цель: учить видеть, различать, обобщать характерные особенности образа лисы в русских народных сказках.
4.«Мои веселые ладошки»
• Рисование ладошками.
Цель: Знакомство детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой».
Май
1.«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»
• Рассказ о воинах – защитниках Отечества.
• Знакомство со сказкой «Каша из топора».
Цель: Формирование патриотических и нравственных ценностей.
2.«Конь – верный друг казака».
• Проведение занятия о жизни казаков.
• Знакомство с пословицами и поговорками о коне.
Цель: формировать представления детей о жизни казака, о дружбе с конем, прививать любовь к животным.
3. Выставка детского творчества «Донские умельцы»
Цель: воспитывать уважение к труду и людям труда.
4.«Без прошлого – нет будущего»
• Консультация для родителей.
• Показ презентации для родителей «Наши достижения».
Цель: Вовлечение родителей в работу по патриотическому воспитанию детей.
Июнь
1.«Веселые ложки»
• Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками.
Цель: Знакомить детей с народно-прикладным искусством.
2.«Хлеб – всему голова!»
• Чтение русской народной сказки «Колобок».
• Проведение занятия «Хлеб- всему голова»
• Разучивание стихов о хлебе.
• Изготовление из соленого хлеба калачей.
Цель: Формировать представление о хлебе, откуда он приходит к нам на стол, закреплять знания о хлебобулочных изделиях: хлеб, батон, булочки, калачи. Совершенствовать навыки работы с тестом: раскатывать, сплющивать, скреплять края, разрезать.
3.«Ладушки».
• Разучивание детских потешек.
Цель: Обогащать словарь ребенка, развивать интерес к потешкам, развивать речь детей.
Июль
1.«Шутку шутить – людей насмешить»
• Знакомство с потешным фольклором –дразнилками, скороговорками.
Цель: закрепить и уточнить знания детей о видах фольклорного жанра.
2.«Времена года», «Лето».
• Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок.
• Разучивание стихов о лете.
Цель: закрепить знания о временах года.
3. «Русская балалайка»
• Знакомство с балалайкой.
• Пословицы и поговорки о балалайке.
Цель: Познакомить с народными инструментами.
4.«Русская Березка».
• Познакомить детей с деревом, ставшим символом России
Цель: Воспитывать любовь к Родине через устное народное творчество, познание родной природы.
Август
1.«Небылица–небывальщина»
• Знакомство с небылицами.
• Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
Цель: Развивать речь ребенка, учить придумывать небылицы.
2.«Волшебная палочка»
• Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.
Цель: Повторить и закрепить знание сказок.
3. Народные игрушки
• Знакомство с народной куклой, игрушкой.
• Раскрашивание народной игрушки «Матрешка».
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа.
4.«Русская свистулька»
• Рассказ о глиняной свистульке.
• Лепка свистульки.
• Раскрашивание свистулек.
• Дидактическая игра «Угадай по звуку».
• Слушание народных мелодий.