Кухникова Анна
Проект «Казачий костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема казачества заинтересовала нас, поскольку Кубань – наша малая Родина. Она славится достойными людьми, которые осваивали и защищали эти прекрасные земли. Особая роль в этом принадлежала казакам. Ученики нашего класса, увидев форму кубанского казака, заинтересовались её происхождением. Учащиеся захотели узнать, как казаки жили? Почему они подвергались давлению или так называемым репрессиям? И нам захотелось узнать как можно больше о жизни казаков.
Публикация «Проект „Казачий костюм“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Мы стали изучать историю возникновения казачества в различной литературе: это «Моя Кубань», «Энциклопедия казачества», «Кубанские исторические хроники», учащиеся стали расспрашивать своих родственников и знакомых, использовать различные Интернет ресурсы. В результате нам удалось узнать много интересного и ценного об истории Кубанского казачьего войска. В частности и об истории костюма казаков.
Нашей целью стало изучение истории создания казачьего костюма, внесение лепты в сохранение самобытности и значимости кубанского казачьего костюма.
В ходе поисково-исследовательской деятельности нами были использованы следующие формы работы: основная образовательная деятельность, развлечения, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
В самом начале поисково-исследовательской работы ученики нашего класса разделились на группы. Благодаря помощи и взаимодействию родителей каждая группа решала свою задачу:
1 группа знакомилась в нашей сельской библиотеке со статьями прошлых лет, где были отображены сведения о казаках, об их быте и культуре
2 группа обратилась за помощью к односельчанам. Ребята собрали информацию у пожилых людей о казачестве в нашей районе
3 группа работала с ресурсами Интернета, подбирая информацию об особенностях казачьей формы
4 группа анализировала фотографии и вырезки из газет.
Ученики успешно собрали всевозможный материал по данной теме и поделились им друг с другом в классе на уроках кубановедения. Расширили знания о понятии «казачество», «казачий быт» и др.
На уроках родного (русского) языка, рассматривая тему «Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта», нам удалось познакомиться с понятиями «рубаха». «шаровары», «папаха», а также детально нами были рассмотрены элементы одежды казака благодаря мультимедийной презентации.
На уроках математики, используя наглядный материал «Казачий костюм» ученики осваивали счёт, например: сосчитайте пуговицы на рубахе, найдите общее количество газырей на черкеске; соотносите по форме геометрические фигуры и элементы казачьей формы; найдите отличия форм казаков на двух схожих картинках и т. д.
В ходе внеурочной деятельности на кружок «История и культура кубанского казачества» мной был приглашен Атаман Рассветовского сельского поселения Кунда Иван Николаевич, который с удовольствием рассказал первоклассникам о быте и культуре кубанского казака. Детально объяснил ученикам значение каждого элемента казачьей формы, поведал об истоках казачьей одежды.
Родители также не остались в стороне. Им удалось договориться и организовать выезд нашего класса в Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Староминский историко-краеведческий музей" муниципального образования Староминский район. Сотрудники музея показали нам образцы формы не только казака, но и кубанской казачки. Рассказали об истории казачьего костюма, о видах одеяний. Они обозначили отличия военной формы и праздничной мужской формы, женского праздничного и повседневного нарядов.
Благодаря содействию родителей к нам на кружок внеурочной деятельности была приглашена жительница Рассветовского поселения, которая занимается на протяжении многих лет вышивкой традиционных казачий рубах, фартуков, рушников и ежегодно выезжает в Атамань на выставки со своими изделиями. Кларика И. познакомила нас с особенностями вышивания, рассказала, что каждый узор имеет свою символику. Как оказалось, не только узор, но даже цвет нити чему-то соответствует, например: красный- любовь, жёлтый – разлука и т. д.
Воодушевившись рассказами и показом изделий местной рукодельницы, на уроках технологии с мальчиками мы создали казака, а с девочками казачку в технике куклы-мотанки. Изготовили из искусственных цветов венок для головы. Особое внимание уделили цветовой гамме и крою казачьего костюма, а также узорам на фартуке казачки.
На кружке «Казачьи забавы» мы так же формировали и закрепляли понятия казачьей формы по средством казачьей игры ««Папаху одеваю — на вопросы отвечаю!» Одевая папаху на одного из учеников, одноклассники ему задавали вопросы касаемо казачьего наряда, а он должен был определить, что они имеют ввиду. Играя в игру «Достань платок» учащиеся также смогли закрепить понятие о значимости и символике папахи и шали в казачьих нарядах.
Таким образом, исследуя историю возникновения казачьей формы мы с учениками смогли не только узнать о самом казачьем наряде, но и познакомились с особенностями казачьего быта и традиций. Совместно с родителями нам удалось привить учащимся любовь к народной культуре, патриотические чувства.
В классе мы создали уголок «Кубанский казачий костюм», в который поместили стенд с описанием и изображением казачьей формы, модели казака и казачки в традиционных кубанских нарядах, а также парадный костюм казака и венки девушки-казачки. Но на этом не собираемся останавливаться.
Мы намерены и дальше развивать тему «История возникновения кубанского казачьего костюма», расширить свои знания о казачьей одежде и детально изучить особенности женского костюма, так, как о женском кубанском костюме ещё много не досказано.