Раиса Гришанова
Педагогический проект в подготовительной группе «Вода — капля жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в подготовительной группе
Актуальность.
Мир, окружающий ребёнка – это
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.
Охрана окружающей среды – принципиальная задача для здоровья нации. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам»,- заявил Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации.
Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „Вода — капля жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения в природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.
Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – исследование воды.
3. Цель.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода – источник жизни.
Задачи:
• Обогатить представление детей о воде, ее свойствах, видах, назначении, о ее положительных и опасных качествах.
• Познакомить с видами использования воды в процессе жизнедеятельности человека.
• Сформировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
• Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между различными природными объектами и человеком, показывать их влияние друг на друга.
• Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
• Развивать творческое воображение, фантазию.
• Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
• Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Паспорт проекта.
Вид проекта : Исследовательско-творческий
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, сотрудники СЮН, родители воспитанников.
Образовательные области: познание, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность.
4. Концепция изменений своей педагогической практики.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
5. Сущность педагогического опыта
Этапы проведения проекта.
1 Организационно- подготовительный этап :
Постановка цели и задач.
Подбор методической и дидактической литературы:
• Подбор энциклопедий, карт, схем.
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.
• Составление картотеки опытов с водой.
• Подготовка оборудования для опытов с водой
Составление перспективного плана.
Подбор комплексов физкультминуток.
Составление консультаций для родителей.
2 Познавательно- практический этап:
Диагностика
Занятия – эксперименты;
Занятия – путешествия;
Дидактические игры;
Экскурсии к водоему, СЮН;
Наблюдения на прогулке.
3 Заключительный этап:
Диагностика;
Фото - выставка «Вода – капля жизни»;
Экологический праздник «Приключения капельки»
Описание инновационной педагогической деятельности
Сентябрь Вода. Какая она?
1занятие «Роль воды в появлении жизни на Земле».
2занятие «Что мы знаем о воде-водице?»
Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Вода без формы»
Чтение художественной литературы: С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька».,
Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
Игры: «Море волнуется раз».
Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. (обработки современных композиторов)
Изготовление панно: «Отдых на воде»
Консультация для родителей: «Неизведанное рядом».
Октябрь Круговорот воды в природе
1занятие «О чем рассказала Капелька?»
2занятие «Ходит капелька по кругу»
Опыты:«Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».
Экскурсия к озеру «Лесное»
Художественное творчество: «Обитатели озера»
Дидактические игры: «Ходит, плавает, летает», «Сравним воду», «Кому нужна вода?»
Составление плана-схемы «Круговорот воды в природе».
Чтение художественной литературы: Э. Мошковской «Капля и море», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г. К. Андерсена «Дюймовочка».
Музыка:слушание «Гроза» Е. Тиличеевой.
Игры: «Ходят капельки по кругу», «Круговорот, как я его понимаю».
Консультация для родителей: «Экспериментируем дома»
Просмотр мультфильма: «Капитошка», «Капитошка возвращается».
Ноябрь Вода в жизни людей
1 занятие: ««Вода у нас дома»
2 занятие: «Вода в парообразном состоянии»
Опыты: «Пар-это вода», «Иней».
Изготовление панно: «Кому нужна вода?»
Чтение художественной литературы: Х. Андерсен «Снежная королева», рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели».
Игры: «Тонет, не тонет», «Два Мороза»
Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки».
Музыка: слушание Шаинский. «Снежинки спускаются с неба».
Подвижная игра «Ручеек» Консультация для родителей: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Декабрь Свойства и формы воды
1занятие «Вода вокруг нас».
2 занятие «Свойства воды».
Опыты: «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются», «Снег - это вода», «Лёд легче воды».
Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С. Ю. Афонькин р. н. сказка «Снегурочка», Н. Носова «Горка».
Художественное творчество: «Кувшин с водой».
Музыка: слушание «Зимний лес» Е. Тиличеевой
Игры: «Снег и лёд», «Зима, холод, снег»,
Изготовление альбома «Вода – это жизнь» (совместно с родителями)
КВН с родителями: «Наш дом природа»
Январь Вода в жизни растений и животных
1 занятие: «Путешествие в подводное царство»
2 занятие: «Вода в жизни растений»
Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода»
Экскурсия на СЮН.
Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Золотая рыбка», Х. Андерсен «Снежная Королева». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Художественное творчество: «Морское дно»
(пластилинография).
Музыка: пение «Будет горка во дворе» Т. Попатенко
Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»
Изготовление альбома «Волшебница вода».
Февраль Почему нужно беречь воду?
1 занятие: «Берегите воду!»
2 занятие: «Вода в жизни человека»
Опыт: «Очистка грязной воды»
Чтение художественной литературы: Н. А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели», Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Кто живет воде»
Художественное творчество: аппликация 3Д «кому нужна вода»
Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».
Составление памятки «Правила поведения на воде».
Условия реализации изменений своей педагогической практики :
• Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
• Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
• Обеспечение тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада
• Создание экспериментального уголка в группе.
.
• Создание условий для самостоятельной деятельности дошкольника в рамках проекта.
• Активное участие родителей в проектной деятельности.
Результат проекта :
• Повысился уровень мотивации к занятиям;
• Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
• Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
• Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
• У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
• Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.