Наталья Кортусова
Проект «Капелька воды» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад общеразвивающего вида №34 «Незабудка»
Пушкинского муниципального района
Проект
«Капелька воды»
Младшая группа
Подготовила:
воспитатель Кортусова Н. Ю
Тип проекта – образовательный
Вид проекта
• По предметной области – экологический;
• По характеру предметной области – исследовательский;
• По составу – подгрупповой для детей 3 – 4 года;
• По продолжительности – краткосрочный.
Цели
Публикация «Проект „Капелька воды“ в младшей группе» размещена в разделах
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природу, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Задачи
Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу.
Развивать наблюдательность, интерес к явлению, образность мышления.
Учить делать выводы, обогащать словарный запас.
Основные виды детской деятельности;
• Совместная со взрослыми;
• Занятийная;
• Досуговая.
Формы, методы и приемы работы
1. Наблюдение.
2. Чтение и обсуждение стихотворений.
3. Опыт и элементарное экспериментирование.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Беседа.
6. Отгадывание загадок.
7. Аппликация.
8. Подвижная игра.
9. Сюрпризный момент, элементы навизны.
Результативность
Дети: имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.
Воспитатель: картотека опытов о свойстве воды, конспекты, беседы, занятий, наблюдений.
Родители: имеют представления о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта. Просмотр с ребенком мультфильмов о воде для накопления информации о воде. Проведение опытов дома: «Водяные превращения».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
4. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Почему воду нужно беречь?
Исследовательский этап проект
Реализация проекта через разные виды деятельности:
Направления Виды детской деятельности
1. Экологическое воспитание.
2. Детское экспериментирование.
3. Игровая деятельность.
4. Развитие речи,
художественная литература.
5. Изобразительная деятельность.
6. Трудовое воспитание.
7. Совместная деятельность детского сада и семьи.
Занятие «Что мы знаем о воде?»
Беседа «Какая бывает вода»
Проведение опытов с водой в лаборатории.
Интегрированное занятие «Путешествие капельки».
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на пароходе».
Словесная игра: «Какой бывает вода?»
Коммуникативные игры: «Что это такое?», «Хорошо – плохо».
Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу».
Чтение экологической сказки «Приключения Ручейка».
Копилка пословиц, стихов о воде.
Чтение рассказов, стихотворений о воде.
Коллективная работа «Туча»
Лепка снежинок разной формы.
Работа в уголке природы «Огород на окне».
Расчистим от снега дорожку на участке.
Изготовление атрибутов для подвижных и
театрализованных игр «Умелые руки не знают скуки».
Приложение 1.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«Что мы знаем о воде?».
Задачи: Формировать у детей знания о значении воды.
Привлекать детей к бережному отношению к воде.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим с вами мультфильм «Капитошка»
(смотрят фрагмент мультфильма)
Беседа:
Кто такой Капитошка? (капелька)
Откуда появилась капелька? (из тучки)
Куда упала капелька? (в воду)
Что делала капелька? (пела песенку)
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с водой.
(Вдруг раздаётся стук в дверь, и в группу входит девочка в костюме капельки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Ты кто?
Капелька : Я - Капелька.
Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?
Капелька : Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем вместе с капелькой, где живут сестрички - капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
Первая остановка в уголке природы возле растений.
- Посмотрите, ребята, здесь много красивых цветов. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут - им нужна чистая вода. Значит, здесь живут капельки-сестрички. (приклеивают капельку)
Вторая остановка у аквариума.
- Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много чистой прозрачной воды, чтобы плавать. Значит, и здесь живут капельки – сестрички. (приклеиваем капельку)
Третья остановка в игровом уголке.
- Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки, стирать куклам одежду. Мы все должны быть аккуратными. Здесь тоже живут капельки- сестрички. (приклеиваем капельку)
- И ещё вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо.
- Вот, капелька, сколько в нашей группе сестричек - капелек живет, которые приносят большую пользу.
- Ребята, как вода помогает нам в группе? (ответы детей)
- Значит, вода - помощница!
Капелька : Спасибо вам, ребята. Теперь я увидела, что мои сестрички - капельки вам помогают.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем! (дети выполняю движения)
Мы капельки - сестрёнки,
Мы весело живём,
Нам облака - подружки,
(руки вверху, движения из стороны в сторону)
Моря и реки - дом.
(руки внизу, движения из стороны в сторону)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
- Ребята, как вода помогает нам дома?
-Скажите, почему мы называем воду- помощницей? (поливаем цветы, игрушки моем, руки моем)
Капелька : Ребята, я вам принесла подарок. Кто знает, что это? (лейка)
Для чего нужна лейка? Я вам её дарю, чтобы вы поливали цветочки.
Воспитатель: Дети давайте скажем капельке спасибо.
Капелька : Мне пора возвращаться домой. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель:
Чтоб лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без воды.
Приложение 2.
Опыты с водой
Опыт № 1. Вода – это жидкость.
Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.
Опыт № 2. Вода не имеет цвета.
Воспитатель: Какого же цвета вода?
Дети: У воды нет цвета. Никакого.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?
Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).
Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 3. Вода прозрачная.
Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок?
Дети: Да.
Воспитатель: Что можно сказать о воде?
Дети: Вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт № 4. У воды нет запаха.
Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?
Дети: Ничем не пахнет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Физминутка.
Опыт № 5. У воды нет вкуса.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?
Дети: Нет никакого вкуса.
Вывод: У воды нет вкуса.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая, соленая.
Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 6. Лед – это твердая вода.
(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).
Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках?
Дети: Лед.
Воспитатель: Что происходит со льдом?
Дети: Лед тают, получается вода.
Вывод: Лед– это тоже вода.
Опыт № 7. Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из горлышка выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой. Можем мы сказать, что снежинка, капелька и паринка – родные сестры?
Дети: Да.
Приложение 3
Консультация для родителей
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнёте шарик через скотч без всякого вреда для него.
«Подводная лодка №1.
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Цветы лотоса.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Естественная лупа.
Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.
Умывальников начальник.
Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник.
Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности пр
мерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы «закроете кран» своего умывальника.
Делаем облако.
Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.