Татьяна Алекберова
Проект «Как в поле рубашка выросла»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как в поле рубашка выросла»
познавательно-исследовательский проект
для детей старшего дошкольного возраста по культуре семейских.
Чудо малышок-лен. Анатолий Чигалейчик
Когда цветет в июне лен,
Любой, кто видел это чудо,
Был бесконечно удивлен,
Как будто небо голубое,
Вдруг опрокинулось в земное.
А лен цветет лишь до полудня,
Ждет опылителей своих,
Потом бутончики закроет,
Он обойдется и без них.
А вот и осень наступает,
Лен чистым золотом сияет.
Но не цветками славен лен,
Был в древней Индии внедрен,
Публикация «Проект „Как в поле рубашка выросла“» размещена в разделах
- Одежда, обувь, головные уборы
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Как поставщик сырья для ткани,
Лен превзошел земные грани.
Жрецы Египта, фараоны,
Издали грозные законы,
Чтоб только им из льна одежду
Одним по праздникам носить.
Прошли столетья, ткань льняная
Теперь не очень дорогая,
Доступной стала для людей,
Лен - настоящий чародей.
Льняные ткани известны очень давно. А как же из таких тоненьких стебельков льна получается ткань? Почему говорят «В поле рубашка выросла?».
Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.
Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон». Культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники.
Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Крестьяне примечали: кукушка закуковала – пора сеять лен.
По другой обычаю:. на празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой культуры, поэтому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото».
Второй праздник был связан со Святой Парасковией. Именно ей по окончании льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному, но чаще льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь.
На Руси младенцев заворачивали в льняное полотно, чтобы были здоровыми; перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили.
До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то это служит своеобразным оберегом.
Сроки реализации проекта : долгосрочный с мая 2023 года по апрель 2024 года
Актуальность: современные городские дети не знают технологию изготовления льняных изделий, семейских сарафанов и запанов.
Цель проекта : создание условий для формирования у детей представлений о льне, трудовых навыков в производстве ткани из льна.
Задачи: Расширять и систематизировать знания детей о льне как технической культуре, о видах льна (белый, голубой).
Формировать знаний о росте льна на окне и на экспериментальном участке на территории детского сада. Дать понятия о том, как получают нить из вызревшего льна.
Способствовать развитию речи детей на основе углубления знаний и представлений ребенка об окружающем мире, активизация словаря по теме. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывать стремление ухаживать за ростками, бережное отношение к природе, любовь к природе родного края.
Ожидаемый результат:
1. Дети знают и распознают лен среди других растений.
2. Имеют простейшие представления о том, как растет лен, этапах его зрелости, способе уборки, связывания в сноп, получения нити.
3. Знают, что получается изо льна (ткань, одежда, постельное белье, скатерти, салфетки, полотенца; льняное масло).
4. Составляют последовательный рассказ о росте льна по серии фотографий.
5. Активно участвуют в трудовой и практической деятельности.
5. Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь
Для создания данного проекта использовалось : Просмотр презентаций как рубашка в поле выросла в старое время и как занимаются льном в нынешнее время, в результате дети узнали, что процесс выращивания льна очень длительный и трудный, если раньше делали все на лошадях и вручную, сейчас на помощь людям пришла техника (трактора, льнотеребилки, сеялки, льнофабрика) познакомились с разнообразием льняных изделий.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение льняного полотна – это трудоемкий процесс и очень тяжелый, много людей работает, чтобы получить это полотно и сшить из него одежду.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, трудовое воспитание, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный (май – июнь 2023)
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта (июнь-декабрь 2023 года)
3 этап. Обобщающий (январь 2024 -май 2024 года)
1 этап Подготовительный этап:
Подбор литературного материала по теме: Ушинский «Как рубашка в поле выросла», «Крошечка-Хаврошечка»;
Подбор художественно-иллюстративного материала.
Разработка конспектов занятий и бесед на тему проекта.
Разработка дневника наблюдений за ростом льна на территории опытно-экспериментального участка
Приобретение практического и демонстрационного материала о том, как выращивали лен в старые времена,
Создание временной ленты процесса выращивания льна от смени до готового материала.
Разработать презентацию «Как рубашка в поле выросла».
Привлечение педагогов, детей, их родителей к сбору материала по теме проекта.
II этап
Реализация проекта
Познавательное развитие.
Просмотр презентации с последующей беседой на тему «Как рубашка в поле выросла».
Беседы с детьми о льне, его выращивании.
Составление таблицы наблюдений за ростом льна на окне, на экспериментальном участке поля на территории детского сада.
Знакомство с технологией выращивания льна и его переработки по дидактическому пособию «Лен».
Сравнение производства льна и хлопка по дидактическим пособиям «Лен», «Хлопок»
Трудовое развитие.
Посадка льна на окне. Уход и наблюдение за ростом.
Посадка льна на экспериментальном участке поля на территории ДОУ. Заполнение дневника наблюдений за ростом.
Уход за всходами, полив, прополка сорняков.
Сбор созревшего льна осенью.
Речевое развитие.
Экологическая игра «Что за чем»,
Д/и «Сложи цепочку» - последовательность обработки льна.
Чтение Г. Х. Андерсена «ЛЕН»
Рассматривание книг, альбомов о льне, придумывание рассказов о льне, рассматривание снопа изо льна, льняных семечек, рассматривание куклы, сшитой изо льна, её наряд из льняной ткани.
Рассматривание разной одежды сшитой изо льна. Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о льне.
Сравнение льняной ткани с хлопковой и другими видами тканей.
Художественно - эстетическое развитие.
Рисование семейских узоров на рубашке, полотенцах, рушниках, салфетках.
Раскрашивание скатерти в группу семейской росписью.
Подбор иллюстраций о льне.
Изготовление альбома «Как в поле рубашка выросла»
Инновационная технология: раскрашивание ткани эбру.
Шитье из крашеной ткани семейских запанов для кукол.
Социально – личностное развитие
Беседа о бережном отношении к вещам.
Уважение к тяжелому труду людей.
Составление рассказов «Как наши предки выращивали лен»,
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Ателье», «Магазин тканей».
Физическое развитие
Спортивное развлечение «Чтобы лен растить - надо ловким быть»,
Подвижные семейские народные игры.
Игра «Кто что делает?»
Работа с родителями:
Помощь в подборе материалов, иллюстраций, художественной литературы по теме проекта.
Изготовление альбома «Ткани».
Дефиле мам и девочек в льняных нарядах.
III этап
Подведение итогов
В результате работы над проектом дети узнали :
Как вырастить лен, изготовить из него одежду.
Узнали об истории возникновения льна, профессиях, необходимых для производства льна в современных условиях и раньше.
Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, танцевали танец, узнали пословицы о льне. Посмотрели презентацию «Как рубашка в поле выросла».
Познакомились со сказкой Г. Х. Андерсена «Лен»
Изготовили альбом «Как рубашка в поле выросла».
Подготовили презентацию проекта для Научно-практической конференции «Семейский сундучок».
Вывод
Работа над проектом помогла развить познавательные компетенции дошкольников, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями профессий, познакомить со старинными народными обычаями, праздниками, созданы условия для формирования нравственных качества детей, а также привлекла родительскую общественность к образовательному процессу в детском саду.
В отношении трудового воспитания: дети будут учиться бережно относиться к вещам, ведь это труд многих людей, а чужой труд надо уважать.
Послесловие
Посмотрите, ребята, какие красивые получились запаны для наших кукол в семейских сарафанах, как красиво разукрасили семейской росписью льняные рушники, салфетки, даже скатерть у вас в группе стала не обычной белой, а с узорами.
Льняные вещи очень красивые, прочные, в них ходить легко и удобно. Ребята, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной рубашки, скатерти или льняного полотенца. Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!