Светлана Голубова
Проект «Как платье появилось?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : систематизировать знания детей о ткани и о ее происхождении, о классификации одежды.
Задачи проекта :
• познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани;
• закрепить знания детей о свойствах ткани;
• систематизировать знания детей о классификации одежды;
• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года;
• познакомить с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные;
• познакомить детей со швейной машинкой, с ее устройством и правилами работы на ней;
Публикация «Проект „Как платье появилось?“» размещена в разделах
• развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
• воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им;
• вовлекать родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Гипотеза: Лиза предположила, что из шерстяной ткани можно сшить теплое платье для куклы.
Участники проекта : воспитанники (6 лет, подготовительная к школе группа, воспитатели., родители.
В первой части проекта педагоги познакомили детей с историей возникновения одежды, рассказали о происхождении ткани.
В проектную работу были включены рассказы детей о различных материалах, а также игры-эксперименты, направленные на самостоятельное выявление свойств тканей.
Следующим этапом была совместная с родителями экскурсия в ателье, где дети познакомились с процессом изготовления одежды (платья).
Заключительным этапом работы над проектом было изготовление кукольного платья из шерстяной ткани.
1. Постановка проблемы.
Воспитатель предлагает осмотреть свою одежду, вместе детьми определяет, в чем ее красота, удобство.
• Для чего вообще нужна одежда и как она появилась?
Ответ на этот вопрос воспитатель предлагает найти в «Книге ответов для почемучки».
«Впервые люди начали носить одежду, чтобы сохранить тепло, не промокнуть, чтобы защищаться от жгучего солнца, царапающихся колючих растений и нападающих животных. Первые мужчины и женщины использовали в качестве одежды звериные шкуры — они прикрывали шкурами плечи и заворачивали их на талии. Но с древнейших времен одежда служила также способом произвести впечатление.
В те же древние времена люди обнаружили, что если шкуры животных очищать и обрабатывать жирами, то они становятся более мягкими и гибкими. Благодаря этому шкуры можно было разрезать и сшивать. Куски шкур соединяли с помощью тонких полосок кожи, продетых в отверстия. После того как были придуманы острые иглы, которые делали из дерева или кости, появилась возможность сшивать шкуры более аккуратно».
Собираясь на прогулку, Лиза подошла к воспитателю с такой проблемой: она хотели взять с собой куклу. Но на улице очень холодно, а кукла в летнем платье. Ей нужно сшить теплое платье.
2. Знакомство с различными видами ткани.
Цели: Познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани и способами их получения.
Прежде чем выбирать ткань для будущего платья, необходимо выяснить, название и способ получения наиболее распространенных видов ткани. Воспитатель предлагает спросить это у родителей, а потом поделиться полученной информацией.
На следующий день дети рассказали, что они узнали у родителей.
Есть ткань, которая называется ситец. Ее делают из хлопка. Он растет только в жарких странах и очень любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, в котором находится вата. Вата- это и есть хлопок, только специально очищенный. Люди из коробочек хлопок достают, а потом из него на специальных машинах делают ткань.
Шерстяную ткань делают из шерсти овец. В определенное время, овец стригут и из этой шерсти делают ткани.
Шелк - это очень тонкая ткань, которую людям дают специальные гусеницы, они так и называются — шелкопряды, потому что прядут шелковую нить. На фабрике эти нити обрабатывают и делают из них шелковые ткани.
Есть еще материал, который называется кожа. Это не ткань, потому что сделана она не из ниточек, а из шкуры животного.
Возникает вопрос: как выбрать ткань, чтобы сшить кукле Кате теплое и удобное платье?
3. Игры-эксперименты с тканью.
Цели: обратить внимание на отдельные свойства ткани; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
«Мнется — не мнется».
Цель: познакомиться с таким свойством ткани, как сминаемость. Выяснить степень сминаемости различных видов ткани.
«Впитывает — не впитывает».
Цель: определить, какие ткани впитывают воду, какие нет.
Воспитатель выдает емкости с водой и пипетки. Необходимо капнуть на лоскуты ткани и определить, какие впитывают воду, какие нет; из каких можно сшить куртку, а из каких платье.
«Прочность».
Цель: познакомиться с таким свойством ткани, как прочность. Сравнить бумагу и ткань, различные виды ткани.
«Держит тепло».
Цель: определить, какая ткань лучше удерживает тепло.
Налить в четыре стакана горячую воду. Измерить температуру. Укутать каждый стакан различными тканями — ситцевой, шелковой, шерстяной и кусочком кожи. Через некоторое время измерить температуру воды и определить, какая ткань лучше сохраняет тепло.
В результате экспериментов выяснили, что лучше всего для нашего платья подходит шерстяная ткань. Она не сильно мнется, достаточно прочная, мягкая и хорошо удерживает тепло.
С тканью мы определились, теперь нужно придумать модель платья. Лиза выступит в роли художника-модельера.
4. Рисование «Любимая одежда».
Ткань и модель платья для куклы Кати мы выбрали, но как же будем его шить?
Лиза: «Знакомая моей мамы — швея и работает в ателье. Можно узнать у нее.»
Воспитатель предлагает детям вместе с родителями совершить экскурсию в ателье.
5. Экскурсия с родителями в ателье.
Цель: познакомить с трудом работников ателье: закройщики, портные; выяснить этапы изготовления платья; познакомить с инструментами, приспособлениями и оборудованием, необходимыми для пошива; воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им.
6. Изготовление платья для куклы.
Цели: показать поэтапный процесс изготовления платья для куклы от раскроя деталей до пошива готового изделия; познакомить детей со швейной машинкой, с ее устройством и правилами работы на ней; отработать умение шить ручными швами, способ наметки; учить прошивать шов по наметанной нитке, выдергивать наметку после прошивки; учить правилам безопасности при работе на швейной машинке; воспитывать аккуратность в работе и трудолюбие; уважение к труду взрослых, желание подражать им.
• Снять мерки с куклы и, с помощью воспитателя, изготовить лекало платья.
• Перенести выкройку на ткань. (Наложить лекало на ткань и тонко заточенным кусочком мыла обвести его.)
• Проверить все детали и аккуратно вырезать их.
• Сложить детали переда и спинки лицевыми сторонами внутрь, сколоть булавочками.
• Сметать швы, примерить платье на куклу. Обратить внимание на правила техники безопасности при работе с иглой. Убедившись, что платье подходит кукле по размеру, можно приступать к работе на швейной машинке.
• Прошить шов на швейной машинке по наметанной нитке. Выдернуть наметку после прошивки.
• Вывернуть изделие. По необработанным срезам изделия (края рукава, горловина, низ платья) ручными стежками пришить отделочную тесьму. Это позволит спрятать необработанные края и украсить платье.