Марина Суханова
Проект «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Как дикие животные готовятся к зиме»
Проблема – почему дикие животные готовятся к зиме?
Цель проекта : обобщить и расширить знания детей о диких животных в период подготовки к зиме через разные виды деятельности.
Задачи:
• Познакомить детей с образом жизни диких животных;
Публикация «Проект „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Проекты
- Темочки
• Формировать представления детей о характере пищи диких животных, способах ее добывания зимой, об условиях жизни зверей в зимнем лесу (голод, глубокий снег, недостаток пищи, о приспособлении животных к трудной зимовке (изменение цвета, характера шерстного покрова, утепление жилища, изменение пищи);
• Помочь детям устанавливать простейшие связи между цветом шерстного покрова и средой обитания, между зимними условиями и особенностями поведения зверей;
• Сформировать представление о том, что животные-живые существа и они приспособились к трудным условиям для того, чтобы выжить;
• Довести до сознания детей о необходимости помогать животным;
• Воспитывать интерес к жизни животных;
• Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
• Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
• Активизировать словарный запас детей введением слов и выражений при знакомстве с новыми произведениями.
Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие детей являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Участники проекта :
• Воспитатели
• Дети средней группы
• Родители
Продолжительность проекта : краткосрочный
Вид проекта :
исследовательско - творческий
По окончанию проекта предполагается получить следующий результат:
• расширены знания детей о диких животных нашего края, об их жизнедеятельности в период подготовки к зиме;
• вовлечение родителей в образовательный процесс;
• расширение развивающей предметно-пространственной среды;
• у детей обогащен словарный запас, сформировано умение описывать животных с использованием прилагательных (в соответствии с возрастом);
• Ребята эмоционально реагируют на игры, чтение, просмотры и т. д., выразительны.
Проект состоит из трё х этапов:
1 этап подготовительный включает в себя :
• Изучение методической литературы.
• Организация развивающей предметно-пространственной среды.
• Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений, музыкальных игр, интернетресурсов по теме проекта.
Оснащение развивающей предметнопространственной среды
ИКТ: проектор, ноутбук, презентация по теме проекта.
• Пополнение уголка театрализованной деятельности масками диких животных.
• Иллюстрации и картины по теме проекта.
• Организация уголка исследовательской деятельности.
2-й этап :
• познавательно- исследовательская деятельность:
дидактические игры «Кто, где живёт? «Помоги белочки сделать на зиму запасы».
• Опыт: «почему заяц зимой белый?»
• опыт : «Почему белка меняет шубку зимой»?
• опыт: «Какая шубка теплее»?
• Двигательная: • Подвижные игры «Лиса и зайцы», «Хитрая лиса», «Как на горке снег», игра-разминка «Пляска лесных зверей» и др. ;
• Пальчиковые гимнастики: «Белочки», «Мишки».
Изобразительная:
• «Расскрась животных»
• Аппликация «Дикие животные нашего края».
Элементарная трудовая деятельность:
готовили и убирали совместно с детьми оборудование для проведения опытов.
восприятие художественной литературы:
• Чтение сказок «Мужик и медведь», «Теремок»
Заучивание стихотворения «Норка лисоньки».
Чтение стихотворения С. Маршака «Волк и лиса», загадки.
Взаимодействие с семьё й:
• С помощью родителей пополнили театральный уголок масками «Дикие животные»;
памятка для родителей «Правила поведения в лесу».
Дидактические игры:
«Что умеют делать животные?», «Кто чем питается?», «Чей детеныш?», «Назови семью», «Подбери словечко».
Сюжетно-ролевая игра : «Непослушные зверята».
Беседы: «Кто живет в лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме».
3-й этап проекта :
• Коллективная аппликация «Дикие животные нашего края».
Изодеятельность
«Расскрась животных»
Цель: продолжать учить детей правильно держать карандаш,
раскрашивать, не выходя за контур предмета.
Аппликация «Дикие животные нашего края»(коллективная работа)
Цель: продолжать учить детей работать сообща, аккуратно пользоваться клеем и ножницами.
Сюжетно-ролевые игры:
«Непослушные зверята»
Цель: Формировать дружеские взаимоотношения в игре.
Воспитатель:
Как-то звери потерялись и без мамочек остались.
Они весело играли и от мамочек отстали.
( выходят зверята:Зайчата, Лисенок, Медвежонок, они играют, с
окончанием музыки оглядываются, ищут маму.)
Зайчата: (грустно) : Мы, наверно, потерялась и без мамочки
остались…
Где ты, мама? Где ты, мама? Где же мне найти
тебя.
Лисенок: И я тоже потерялась и без мамочки осталась.
Нелегко меня поймать, след могу я заметать.
Кого хочешь обману, а без мамы не могу!
(Садится на корточки рядом с зайчонком, оба грустят, к ним подходит
медвежонок.)
Медвежонок: Вот и я тут потерялся и без мамочки остался.
Толстый, толстый, неуклюжий.
Ну кому такой я нужен?
Нужен мамочке своей, поищу ее скорей!
(Выходит волк)
Волк: Что вы, звери, здесь сидите? Отчего вы так
грустите?
Зверята: Мы сегодня потерялись и без мамочки
остались!
Волк: Надо ваших мам искать, громко-громко надо
звать!
Так и быть, я помогу, как завою: «у-у-у!»
Мамы все сюда бегите и зверятам помогите!
(Волк уходит, приходят мамы:Зайчиха, Лиса и Медведица).
Лиса: Мы вас так искали! Что ж вы убежали?
Зайчиха: (обращается к Зайчонку) : В лес один ты не ходи,
В норке с мамочкой сиди!
Медведица: (обращается к Медвежонку) : Хватит бегать по дороге,
Лучше бы сидел берлоге!
Зверята (вместе) : Мы будем послушными, будем стараться,
Чтобы с мамулей не расставаться!
(Зверята в обнимку со своими мамочками расходятся на места).
Воспитатель: Вот что случилось с непослушными детенышами, а у
нас с вами тоже есть мамы, вы послушные дети?
«Лиса и зайки»
Цель игры: Продолжить учить детей выполнять движения в соответствии с текстом; упражнять в беге в рассыпную; развивать внимание; воспитывать интерес к играм.
Материал: маски лисы и зайцев.
Правила игры: Дети выполняют движения под текст песни.
Ход игры.
Воспитатель:
«Все ребятки закружились и в «зайчишек превратились»
(Дети выполняют поворот вокруг себя)
Воспитатель говорит слова:
1. На лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – побегайки. "2 раза"
2. Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки побегайки "2 раза".
3. Вот пришла лисичка, рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки побегайки. "2 раза"
Музыкальная игра разминка «Пляска лесных зверей»
Цель: учить детей выполнять движения согласно тексту
1. На полянку прибежали мишки и зайчата
Праздник весело встречают шустрые зверята
За лапку, за лапку, за лапку берись
Зайчонок и Мишка скорей покружись
2. Лапками захлопала, хлопай веселей
Ножками затопала, топай посильней
За лапку, за лапку, за лапку берись
Зайчонок и Мишка скорей покружись
3. Ушки мы погладили станет нам теплей
Покрутили хвостики будет веселей
За лапку, за лапку, за лапку берись
Зайчонок и Мишка скорей покружись
Подвижные игры
«Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы.
«Охотники и зайцы»
Цель: Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость, скорость и ориентирования в пространстве.
Оборудование: мяч.
Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».
Ход игры.
Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).
На слова воспитателя:
Зайчик прыг-скок. прыг-скок
В зеленый лесок
«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».
Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.
«Волк во рву»
Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.
Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.
«Бездомный заяц»
Цели: упражнение кратковременного быстрого бега и бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.
Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин воспитатель меняет охотника.
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворения
Н. Шконда «Норка лисоньки»
Норка лисоньки в земле,
Спит хитрющая в тепле.
Рядом с ней лисята,
Два забавных брата.
Только солнышко взойдет,
На охоту их ведет
Рыжая плутовка.
В ловле есть сноровка.
Чтение чистоговорок.
Цель. Дифференциация звуков в словах и слогах.
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.
Загадки
Кто в берлогу спать ложится – волк, медведь или лисица? (Медведь)
Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки? (Еж)
Кто пчелиный любит мед, лапу кто зимой сосет? (Медведь)
Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. (Лиса)
Это что за шалунишка рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает? (Белка)
Есть у нас такой обычай – ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки. Кто мы - лисы или волки? (Волки)
Пусть она, как есть, плутовка, от макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка, как зовут ее?.
У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?
* * *
В стае я живу, в лесу. Всем зверятам страх несу.
Грозно вдруг зубами щелк! Я свирепый, серый ….(волк).
* * *
Он в лесу ночами рыщет, пропитанье себе ищет.
Страшно слышать пасти щелк, кто в лесу зубастый?.
* * *
У зайца задние лапы длинные, а передние.
Еж спит днем, а охотится.
Белка зимой серая, а летом.
Белка живет в дупле, а еж.
Пословицы и поговорки.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Ежа без рукавиц не удержишь.
Еж и медведя из берлоги выживет.
Каждая лиса о своем хвосте заботится.
Медведь неуклюж, да дюж.
Стихи
* * *
Рыжий мех и хвост пушистый остановит шаг в лесу.
Прячет хитрая лисица до поры свою красу.
Выследит в кустах добычу и спешит к своей норе.
Хоть красива, все же хищница - надо помнить детворе.
* * *
Дружбу водит с лисами. Для других ужасно злой.
Все зубами щелк, да щелк. Очень страшный серый волк.
* * *
Серый ежик весь в иголках, словно он не зверь, а елка.
Хоть колюч молчун лесной – ежик добрый, а не злой.
* * *
Знает лисонька – лиса: в шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.
* * *
По завалам, по оврагам ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мед да малину с веток рвет.
* * *
Белка – с кисточками ушки – гриб увидит на опушке –
Прыг за ним с густых ветвей и несет в дупло скорей.
* * *
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаешь? Приглядись- кА - это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал на свои иголки.
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели.
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели.
Волчата резвятся.
На лесной опушке четверо волчат
Борются друг с дружкой, тявкают, рычат.
Словно дети малые, в салочки играют,
А потом усталые под елью отдыхают.
Тень волчат укроет, тишь и благодать.
А за ними зорко наблюдает мать.
Знает мать – волчица в воспитаньи толк:
Многому учиться должен серый волк.
Чтобы из волчонка вырос поскорей,
Сильный и красивый ловкий, храбрый зверь.
Познавательноисследовательская деятельность
Опыт: «почему заяц зимой белый?»
Цель: помочь понять детям, почему заяц меняет шубу к зиме.
«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и
взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос
ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт
зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут
ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же
тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы
сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
Опыт :«Почему белка меняет шубку зимой»?
Цель: помочь детям понять почему белка меняет шубку.
Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два
силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они
демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда
легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку?
Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.
Опыт: Какая шубка теплее?
Цель: помочь понять детям почему животные меняют шубки.
В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц –
одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую.
Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких
теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка.
Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется
зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют
шубку на более толстую и теплую!
Дидактические игры
«Доскажи словечко»
Цель: Учить образовывать однокоренные слова.
Ход игры:
Воспитатель: Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды.
К водопою спешат звери со своими мамами.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой
За мамой волчицей топает – волчонок
За мамой лисицей крался- лисенок
За мамой ежихой катился- ежонок
За медведицей шел- медвежонок
За бельчихой скакал- бельчонок
За мамой зайчихой прыгал- зайчонок
За мамой лосихой топал- лосенок
За бобрихой бежал- бобренок
«След»
Цель: Учить образовывать однокоренные слова.
Ход игры:
Воспитатель: Есть такая профессия- егерь. Он запасает сено на зиму, а зимой развозит его по
лесу для разных животных. На снегу много следов. Мы с вами сегодня будем помогать егерю,
определять чей след.
Детям воспитатель показывает картинки разных животных.
Это кто? – лиса- у нее какой след? – лисий
Это кто? – медведь- у нее какой след? – медвежий
Это кто? – волк - у него какой след? – волчий
Это кто? – мышь – у нее какой след? – мышиный
И так далее.
«Кто где живет»
Цель: Закрепить знания о диких животных, о месте их обитания.
Ход игры: Воспитатель показывает плакат.
- У каждого животного есть свой дом. Давайте отгадаем, кто где живет.
Волк – где живет- в логове.
Медведь – где живет- в берлоге.
Белка- где живет- в дупле.
Бобер- где живет- в хатке.
Лиса- где живет- в норе или в открытых логовах, использует постоянное укрытие только когда
воспитывает детенышей
Еж- где живет- под завалами веток, где делает себе гнездо
Мышка- где живет- в норке.
«Кто что ест»
Цель: Закрепить знания о животных и чем они питаются.
Закрепить умение говорить полным ответом, использовать в речи предложения.
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации с изображением диких животных. Предлагает
рассказать, чем они питаются.
Каждое утро мы просыпаемся и завтракаем.
Что мы делаем в обед? – обедаем
А животные тоже кушают. У каждого своя еда. Давайте расскажем, чем питаются дикие
животные.
Что ест медведь? – ягоды, мед
Чем питается белка? – белка ест орехи, ягоды, грибы
Что любит кушать лиса? – мясо
А зайчик? – заяц ест траву, морковь.
«Кто такой?»
Цель: Учить создавать словосочетание прилагательное с существительным.
Ход игры:
Воспитатель берет картинку с животным, ребенок должен сказать, кто какой.
Медведь- сильный, косолапый.
Лиса- хитрая, рыжая.
Еж- маленький, колючий.
Волк- злой, серый.
Мышь- маленькая, серая.
Лось- огромный, рогатый.
Белка- пушистая, шустрая.
Заяц- белый или серый, быстроногий.
Кабан- большой, коричневый.
И так далее.
«Назови маму»
Цель: Учить образовывать однокоренные слова.
Ход игры: У каждого ребенка есть мама, и у животных есть мама.
У бельчонка – бельчиха
У зайчонка- зайчиха
«Что умеют делать животные?»
Цель: учить детей подбирать слова – действия животных.
– Медведь – плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться
мёдом, разорять муравейники.
– Лиса – воровать кур в деревне, охотится за мышами, зайцами.
– Белка – собирать шишки, лазать по деревьям.
– Заяц – прыгать.
«Чей детеныш?»
Цель: Образование существительных от существительных,
употребление существительных в Род. п. ед. ч.
Это лисёнок – детёныш лисы. Он рыжий с пушистым хвостом.
Это волчонок – детёныш волка. Он серый с острыми зубами.
«Один-много»
Цель: закреплять умение детей называть детенышей диких животных
во множественном числе.
Зайчонок-зайчата ; лисенок- лисята ; волчонок – волчата ; медвежонок-
медвежата ; бельчонок – бельчата ; ежонок – ежата
«Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями;
развивать речь детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш - … (волчонок).
«Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, словадействия.
Медведь (какой) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой) … (серый, зубастый, злой).
Пальчиковые гимнастики
«Мишки»
Цель: развитие мелкой моторики
Мама мишек будит рано.
Не встают они с дивана.
-Эй, Большак, вставай скорей!
Ждут друзья уж у дверей!
-Ну, а ты, лентяй Указка!
У тебя засохла краска!
Вы должны с Середняком
Побелить амбар и дом.
-Безымянный, мой бедняжка!
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
Полежи ещё два дня.
Ты, Мизинчик – малышок,
Роста у тебя – вершок!
Но зато проказ и драк
Сосчитать нельзя никак!
Пальцами обеих рук изобразить мишек
Удивленно пожать плечами
Встряхиваем большие пальцы рук
Указать руками на дверь
Встряхнуть указательные пальцы
Изобразить руками ведро
Встряхнуть средние пальцы, плавные
движения кистями рук, как кисточкой,
– вверх
Погладить безымянный палец пальцами
другой руки
Прижать безымянный палец к ладони и
погладить его
Встряхнуть мизинцы, показать, какого они
роста.
Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на
пальцах его проказы.
«Белочки.
Цель: развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики)
Пришли белки поиграть. (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (прячут ручку за спину)
Четыре белочки осталось. (выставляют четыре пальца)
А теперь скорей смотри (прячут ручку за спину)
Их уже осталось три. (выставляют три пальца)
Ну и ну, какая жалость (прячут ручку за спину)
Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так грустна (прячут ручку за спину)
Осталась белочка одна. (выставляют один палец)
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали. (пальчики убегают по столу)
Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся"
Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
- Где спрячется ежик? В норе.
- Где будет спать медведь? В берлоге.
- Где спрячется Барсук и сурок? В глубокой норе.
Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
- Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.
Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
А кто ещё в лесу меняет шубку? Горностай.
Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
-Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
- А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесники и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесник – человек, который следит за сохранностью леса.
Опиши животное по мнемотаблице.
План ответа:
Медведь- это дикое животное.
У медведя есть туловище, уши, лапы, маленький хвост.
Тело покрыто шерстью и имеет коричневый окрас.
Медведь живет в лесу далеко от людей.
Он кушает ягоды, траву, рыбу, мясо. Медведь сладкоежка. Он любит мед.
Медведь впадает в спячку и спит в берлоге.
Медведь умеет рычать, у него острые зубы и когти.
Для людей важен его мех.