Люция Федотова
Проект «Я сам». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и провела воспитатель: Федотова Л. М. МАДОУ МО г. Нягань.
Цель: Совершенствовать умения детей самостоятельно одеваться в
правильной последовательности.
Задачи: 1) Обучать детей порядку одевания и раздевания (по схеме).
2) Научить самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослого в трудных для него случаев (застегивании и расстегивании)
3) Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
ВМЕСТЕ ВОСПИТЫВАЕМ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Публикация «Проект „Я сам“, Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Самостоятельность - одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «Я сам» при правильном воспитании, заметно меняется отношение ребенка к взрослым, у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнять поручения взрослого, оказывать помощь сверстнику. В дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка - малыша привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Дети в этом возрасте усваивают все основные культурно - гигиенические навыки, учатся понимать, легко и правильно их выполнять. Поэтому задача взрослого -поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой тогда, когда ребенок говорит: «Я сам!» Взрослые зачастую торопятся прийти на помощь ребенку, делая за него все, им кажется, что ребенок не может выполнить самостоятельно, а взрослые делают это быстро. Этим самым Вы, уважаемые родителей приносите вред воспитанию вашего ребенка, так как такие действия лишают ребенка самостоятельности, подрывают у него веру в себя, приучают надеяться на других. Полезнее будет вам, взрослым потратить время ка то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. Особое внимание надо уделять детям 3-4 лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляет большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном детстве, сохраняются на всю жизнь. Требование ребенка «Я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, и прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащение его деятельности новым содержанием. Очень важно помочь вашему малышу заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
В приобщении малышей к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической культуры, которая осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. На 4 -ом году жизни ребенок должен овладеть практическими умениями:
УМЫВАНИЕ: 1. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть их, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднения. Руки мыть, не разбрызгивая воду. 2. Знать свое полотенце и пользоваться им, замечать грязные руки и испытывать неприятные чувства по поводу грязных рук у себя и у сверстников. 3. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.
Воспитание навыков культурного поведения. Культура поведения проявляется в опрятности, аккуратности, в умении красиво есть, во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, в речи. У культурного человека должны быть выработаны манеры, привычки, нормы поведения, которые всегда, всюду, во всем выражали бы его высокую внутреннюю красоту. С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости. Здороваться, прощаться, приветствовать знакомых, родных, друзей на только дома, но и в детском саду, в общественных местах. Уметь извиняться за причиненную неприятность. При общении с просьбой говорить: «Пожалуйста, будьте добры!» обращаться ко всем взрослым на «вы». Называть взрослых по имени и отчеству, товарищей - по имени. Не вмешиваться в разговор взрослых. Благодарить за еду, при выходе ставить стул на место. 1. Вежливыми нужно быть, прежде всего, нам самим в общении друг с другом. 2. Отсутствие требовательности к детям и контроля за их поведением приводит к распущенности. 3. Требуя от ребенка определенных действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребенок привыкнет все делать без побуждения своих нравственных чувств 4. Используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости, праздники в детском саду.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании.
В одевании: 1. Ребенок должен научиться самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослого в трудных для него случаях при застегивании и расстегивании. 2. Ребенок должен знать свой шкафчик, порядок складывания одежды. 3. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. В случае загрязнения одежды обращаться к воспитателю. Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
индивидуальная палка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);
постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы (желателен специальный мешок);
удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы;
шнурки для обуви с твердыми наконечниками;
достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах;
соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании: устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерна 55 см, а до крана - 65-70 см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка); постоянное и удобное место для зубной Пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма); отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части; удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца -40-50 см в ширину, 50-70 см в длину).
При приеме пищи: стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-1 9см). Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула -25-28см); небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
Рекомендуем разучить с детьми следующие стихи:
З. Александрова. «Что взяла, клади на место».
Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место!
Только девочка мала: Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку, на паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет. Все на месте или нет?
Если мама промолчала, надо делать все сначала:
На буфет нести подушку, на паркет поставить кружку, сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там.
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
И. Муравейка. Я сама
- Давай будем одеваться.
- Я сама! Я сама!
- Пойдем, будем умываться.
- Я сама! Я сама!
- Ну идем хоть причешу я.
Я сама! Я сама!
- Ну давай хоть накормлю я.
- Я сама! Я сама!
Педагогическая диагностика
1. Для выявления отношения детей к самообслуживанию используется методика "Солнышко и тучка". Педагог предлагает разложить 6 картинок, изображающих разные виды детской деятельности в детском саду, среди которых есть картинка с изображением одевания. Фиксируется, где оказалась данная картинка. "Солнышко'' - люблю этим заниматься, "тучка" - это мне не нравится.
2. Для выявления успешности овладения процессом одевания воспитатель наблюдает за ребенком, фиксируя, как освоен целостный процесс, характер детской самостоятельности и помощи, необходимой ребенку, а также время, затраченное на одевание на прогулку.
3. Для уточнения умения завязывать, зашнуровывать и пр. целесообразно использовать специальные пособия. Оценка осуществляется на основе успешности выполнения задания и затраченного на это времени.