Анастасия
Проект «Я люблю читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Темочки:
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Паспорт проекта.
Наименование проекта «Я люблю читать»
«Читающая семья– читающий ребенок»
Тип проекта Практико-ориентировочный
Участники проекта Воспитанники средней. группы, родители, педагоги детского сада
Состав участников Групповой
Сроки реализации о
проекта Ноябрь 2019г. - май 2020 г.
По продолжительности Долгосрочный
Цель проекта Приобщение детей к книге во взаимодействии всех участников процесса: педагогов, детей, родителей
Задачи проекта 1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
3. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
4. Воспитывать бережное отношение к книге
Материально-техническое обеспечение -костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;
- фонотека: аудиозаписи с записями детских произведений
Методическое обеспечение - демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- детская художественная литература;
-детская познавательная литература.
Реализация проекта:
Организационный этап
1. Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
2. Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
3. Проведение анкетирования родителей
4. Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
5. Обновление развивающей среды. Проведение педагогической диагностики с детьми на начальном этапе.
Основной этап Внедрение:
- перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах,
-Осуществление контроля за реализацией проекта.
Заключительный этап 1. Обработка результатов реализации проекта.
2. Подготовка памяток и буклетов для родителей
3. Пополнение книжного уголка в группе детской литературой
4. Подготовка фотоматериалов, освещение работы на сайте детского сада.
Ожидаемый результат
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи и педагогов в вопросах воспитания грамотного читателя.
План реализации проекта.
Этапы проекта Содержание деятельности Практические материалы
І. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей и родителей в предстоящей деятельности. 1. Анкетирование родителей «Приобщение дошкольника к чтению»
2. Опрос детей на тему игры Интервью - «Любимая сказка».
3. Предложить родителям прочитать вместе с ребенком его любимую книгу и принести ее в группу.
4. Посмотреть книги в группе, чтобы привести их в порядок. Организовать мастерскую по ремонту книг. Предложить родителям вместе с детьми отремонтировать книги из книжного уголка. 1. Анкета для изучения уровня компетентности родителей в выборе литературы для детского чтения.
(Ноябрь)
2. Игра «Интервью»
(Ноябрь)
3. Беседа «Моя любимая книга»
(Ноябрь)
4. Повторить правила бережного обращения с книгой.
(Декабрь).
5. Игра – занятие «Книжкина – больница». Домашнее задание по ремонту книг.
(Декабрь).
ІІ. Выбор идей, поиск путей решения проблемы.
1. Изготовление буклета «Воспитываем будущего читателя»
2. Провести психологический тест
2. Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»
(Январь).
3. Психологический тест для родителей
(Январь).
ІІІ. Реализация идеи. 1. Групповые и индивидуальные консультации воспитателей:
- по организации домашнего чтения ;
- «Что и как читать ребенку дома».
2. Готовить информационные стенды, папки – передвижки, ежедневные информационные листы по теме «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами».
4. Изготовление закладок для книг.
1. Консультации
-Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
- памятка «Как организовать домашнее чтение»;
-Что и как читать детям дома.
(Февраль).
2. Материал консультаций размещен в папках - передвижках.
(Февраль).
ІV. Презентация проекта.
1. Подготовить спектакль «Муха-Цокотуха».
2. Организовать литературный праздник «Я люблю читать!» с участием родителей. 1. Спектакль «Муха-Цокотуха».
(Апрель).
2. Организовать литературный праздник «Я люблю читать!» с участием родителей.
(Май).
Анализ проведенных мероприятий.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Мы решили к формированию уголка книги в нашей группе привлечь родителей. Попросили их принести любимые книги своих детей. В книжном уголке оформили выставку «Моя любимая книга» и провели в группе «День любимой книги». Каждый, кто хотел, рассказал о своих любимых героях.
Чтобы привлечь внимание к проблеме детского не чтения мы оформили папку – передвижку «Семья и книга». Материалы выложили в холле группы.
Для формирования навыка бережного обращения с книгами мы провели игру-занятие «Книжкина Больница». Каждому ребенку было предложено взять по одной книге в книжном уголке и посмотреть, не нуждается ли она в ремонте. На время все стали доктором Айболитом, определяли заболевание и, как говорят врачи, ставили «диагноз» больной книге. Все вылечили свои книги, но в уголке остались еще «больные». Детям было предложено взять их домой и при участии родителей помочь этим книгам.
В уголке для родителей был вывешен примерный список литературы для чтения в подготовительной группе и 10 практических советов как вырастить книгочея. Родителей, которые обращались за консультацией по приобщению дошкольника к чтению, мы знакомили с литературой, которую использовали в работе.
Провели круглый стол «Воспитываем будущего читателя» по следующему плану:
1. Выступление воспитателя группы (о необходимости приучения ребенка к чтению с дошкольного возраста, о пользе чтения).
2. Проведение психологического теста (у теста нет ключа, но вопросы сформулированы таким образом, что, отвечая на них вы сами нарисуете для себя картину ваших ценностных представлений о чтении. Он обращает внимание на то главное, что поможет вам и вашим детям сделать чтение самым увлекательным занятием).
3. Анализ анкет. Групповая дискуссия (вопрос о сосуществовании телевизора, компьютера и книги).
4. Консультация библиотечного работника («Что и как читать ребенку дома»).
5. Конкурс «Литературный калейдоскоп» (Родители делятся на две команды и выполняют задания «Небылица или быль?», «Кто автор?», «Пантомима»).
6. Подведение итогов.
Большинство родителей указали на актуальность темы, что полученная информация достаточно полезная. Наиболее эффективными методами взаимодействия с педагогами они считают консультацию специалиста и литературный конкурс.
Для родителей группы мы провели родительский вечер «Учимся у книги». На нем родителям дошкольников было рассказано о пользе совместного чтения с ребенком и даны конкретные рекомендации как разучивать стихи, и что читать детям
Ребята группы приготовили спектакль «Колобок».
Мы запланировали экскурсию в библиотеку и предложили родителям пойти вместе с нами.
Для оформления газеты «Папа, мама, я – читающая семья» предложили родителям принести свои фотографии и написать список произведений, прочитанных вместе с детьми за последний месяц. Завершающим этапом нашей работы стала подготовка и проведение праздника «Мы – читающая семья!»
Своеобразие ребенка как читателя заключается в следующем: дошкольник воспринимает литературу на слух, с опорой на иллюстрацию, чтобы слово и образ дополняли друг друга. Без помощи взрослого он не может приобщиться к опыту художественной литературы, который накоплен человечеством. Понимание детьми произведений, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога и родителя.
Родители - полноправные участники образовательного процесса, общение с ними должно строиться на основе взаимодействия и сотрудничества. Формы взаимодействия ДОУ и семьи разнообразны, это позволяет педагогам выбрать оптимальные. Идет активный поиск новых форм и использование их в работе с родителями по приобщению дошкольника к чтению. В последнее время наметилась тенденция использования в этом направлении нетрадиционных форм сотрудничества.
Мы в своей работе по приобщению дошкольников к чтению во время реализации проекта «Читающая семья – читающий ребенок» использовали различные нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями: литературные праздники, развлечения, родительский вечер, индивидуальные и групповые консультации, папки - передвижки, спектакль и другие. Организовывали интересную целевую экскурсию, где знакомили детей с новыми книгами. Проведенные мероприятия способствовали сближению взрослых и детей. Наша работа по взаимодействию с родителями по приобщению детей к чтению и не прошла даром. Их интерес к этой проблеме заметно повысился. Надеемся, что это поможет им вырастить из ребенка грамотного читателя.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Вартанян Н. Я. Ребенок и книга //Ребенок в детском саду №1, 2011
2. Гриценко З. А., Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М. 6Линка-Пресс,2003г.
3. Гриценко З. Истоки и причины нечтения //Дошкольное воспитание 2008 №4, №7
4. Гриценко З. Своеобразие читательского становления. //Дошкольное воспитание. 2008 №2
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. средн. и высш. учеб. заведений. – М. Изд. «Академия», 19
6. Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Учимся любить книгу. М.»Просвещение» 1982
7. Смирнова И. Приобщение к книге. Опыт реализации: проектные модели. //Дошкольное воспитание 2007 №8 С. 51