Татьяна Коликова
Творческо-продуктивный проект по овладению различными приемами работы с бумагой в старшей группе «Я художник-декоратор»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида»
Тема: «Я художник-декоратор»
Выполнила: Коликова Татьяна Валерьевна.
Воспитатель
МБДОУ № 5 г. Сосновый Бор.
.
Сосновый Бор 2012
Актуальность проекта
Публикация «Творческо-продуктивный проект по овладению различными приемами работы с бумагой в старшей группе „Я художник-декоратор“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этот период у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга.
Художественное конструирование отвечает интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического восприятия детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развиваются умения анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели).
Одним из видов художественного конструирования является конструирование из бумаги – оригами.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Цель проекта.
• Развитие конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в технике бумажной пластике (изготовление атрибутов к театральной игре).
• Совершенствование моторики рук и тонких движений пальцев.
• Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Задачи.
• Развитие интереса к конструированию.
• Овладение ребенком умений изготовлять поделки в технике оригами.
• Умение работать по схеме.
• Развитие творчества, фантазии, художественного вкуса.
• Развитие желания обыгрывать свои поделки.
Участники проекта.
• Дети старшей группы.
• Воспитатели.
• Родители воспитанников.
Тип проекта.
• Творческо-продуктивный.
Продолжительность.
• 2 месяца.
Предполагаемый результат.
• Дети должны научиться различным приемам работы с бумагой.
• Применять знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок).
• Проявление творчества в художественном оформлении работ.
• Сочинять не большие рассказы и сказки. Входить в образ героев.
Необходимые условия для реализации проекта.
• Место в группе для изготовления и хранения поделок.
• Схемы, пооперационные карты.
• Знакомство с литературными произведениями, которые можно драматизировать.
Работа с детьми осуществлялась в три этапа
Первый этап «Открываем оригами»
Цель: вызвать у детей интерес к искусству оригами, желание создавать различные конструкции (для игры, подарка, оформления интерьера.) ;
Пополнить представления о оригами.
Формы работы
• Первичная диагностика
• Знакомство с историей оригами
• Организация уголка художественного конструирования
• Экскурсия в студию детского творчества
Второй этап «Мастерская оригами»
Цель: учить читать пооперационные карты; формировать конструктивные умения на основе базовых форм: «простой треугольник», «воздушный змей», «книжка»
Формы работы
• Преобразование базовых форм в различные поделки
• Создание театра оригами
• Выставка оригами
Третий этап творческий «Театр оригами»
Цель: развивать творческие способности и художественный вкус, желание создавать персонажи, декорации для театральной деятельности в технике оригами.
Формы работы
• Создание совместных поделок с родителями
• Обыгрывание мини-сценок
• Показ сказки с участием родителей
Подведение итогов
Игра: «Если бы я был артистом»
(рассказ от имени сказочного героя)
Цель:
Определить уровень развития воображения.
Критерии оценки:
• -Способность перевоплощаться в образ героя, рассуждая от его имени.
• -Умение передавать настроение, характер героя с помощью жестов, мимики.
Творческая ситуация : «Я художник-декоратор»
Цель:
Выявить уровень детей в замысле и изображении персонажа и элементов декораций к спектаклю, используя средства художественной выразительности.
Материал:
Цветные квадраты, карты- схемы, клей, цветная бумага, ножницы.
Инструкция:
Ты сегодня художник-декоратор. Подумай: что бы ты хотел сделать для спектакля: маску, элементы декораций (цветы, шапочки, корзинку)
Дополнительный вопрос:
Кто такой художник-декоратор?
Критерии оценки:
• -Эмоциональное отношение к объекту
• -умение создавать поделки, используя средства выразительности.
Диагностическое задание-наблюдение:
Цель: определить особенности интересов детей к художественному конструированию.
Для решения поставленной цели, проводилось наблюдение за детьми в вечернее время в течение 2-х недель, в свободной деятельности детей.
Схема наблюдения:
• Какие мотивы побуждают ребенка заниматься художественно-конструктивной деятельностью?
• Какие виды художественного конструирования привлекают ребенка
• (из кубиков, из бумаги, из природного материала и др. ?
• Частота выбора художественного конструирования среди других деятельностей;
• Характер результата (полученный результат, доведен до конца в виде поделки, постройки, не достигает результата).
Педагогический мониторинг
Первичная диагностика показала, что дети в свободной деятельности очень редко выбирают художественное конструирование из бумаги.
Лишь только треть детей интересуются этим видом деятельности.
Чаще прибегают к конструированию из бумаги девочки для изготовления различных подарков.
Мальчики же чаще конструируют из кубиков или конструктора «Лего».
У детей вызывает затруднение самостоятельная работа по картам схемам. Чаще они выполняют поделки по памяти, повторяя выполнение работ уже отработанных на занятиях.
Выбирая новые образцы, дети испытывают затруднения в последовательности их выполнения и прибегают к помощи взрослого.
Для привлечения детей к художественному конструированию из бумаги на группе была организованна мастерская по изготовлению масок, атрибутов к спектаклям, с последующим обыгрыванием поделок и показом представлений родителям и детям младшей группы. А дети в этой мастерской стали художниками-декораторами.
Список литературы
• С. Мусиенко Г. Бутылкина
Оригами в детском саду. Москва 2010 г.
• Н. А. Цирулик Т. Н. Проснякова
Умные руки. Самара 2002г.
• С. В. Соколова
Оригами для дошкольников. Санкт-Петербург 2001г.
• И. П. Петрова
Волшебные полоски. Санкт-Петербург 2002г.
• Л. В. Куцакова
Конструирование и художественный труд в детском саду. Москва 2005 г.
• Е. Ступак
Оригоми подарки к праздникам. Москва 2010г.
Вывод
Результаты повторной диагностики показали, что дети стали чаще самостоятельно заниматься художественным творчеством.
Четко и грамотно спланированная работа педагога в взаимодействии с семьей, способствовала таким результатам.
Детские поделки стали более выразительные. Дети с удовольствием обыгрывают их, используют в качестве подарка.
Дети с удовольствием выполняют различные поделки сами, а также помогают товарищам. Выполняют совместные композици
План работы с детьми
Тема задачи
Совместная деятельность
Самостоятельная
деятельность
Взаимосвязь
с семьей
Образовательная
деятельность Режимные
моменты
«Мордочка Зайца»
-продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги;
-закреплять практическими действиями знание графических символов, знакомых детям;
- развивать творческие способности;
- воспитывать усидчивость.
- рассматривание иллюстраций с изображениями зайцев;
- обобщение представлений о зайцах; где живут, чем питаются;
- чтение стихотворений, отгадывание загадок.
- сочинение рассказов, обыгрывание поделок;
- индивидуальная работа по картам схемам (по желанию детей);
- п/и «Охотники и зайцы»
- игра лото «Дикие животные»
- игра головоломка «Танграм»
- самостоятельная работа в уголке художественного конструирования.
- сочинение загадок про зайцев.
Тема
задачи
Совместная деятельность
Самостоятельная
деятельность
Взаимосвязь
с семьей
Образовательная
деятельность
В режимные моменты
«Сказочный лес»
-- учить детей составлять небольшую композицию из оригами;
- развивать фантазию, воображение;
- учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться.
- беседа: «Какие деревья ты знаешь?»
- рассматривание иллюстраций к сказкам:
«Лес глазами художника».
-игра «Найди отличие», «Найди сходство»
- беседа: «Я художник-декоратор»
-изготовление поделок в технике оригами «Жители сказочного леса»
- составление рассказов: «Путешествие в сказочный лес»
План роботы с детьми
План работы с детьми
Тема
задачи
Совместная деятельность
Самостоятельная
деятельность
Взаимосвязь
С семьей
Образовательная
деятельность
В режимные
моменты
«Цветы»
-учить детей изготовлению цветов в технике оригами;
- развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь детей;
- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
- рассматривание иллюстраций с изображением различных видов цветов;
- чтение стихотворений о цветах.
-п\ и «Найди свой цветок»
- лога- ритмическое упражнение «Наши красные цветы»
-Игра лото «Ботанический сад»
- совместный поиск информации о полевых и садовых цветах.
-презентация работ (папка раскладушка, газета, доклад)
План работы с детьми
Тема
задача
Совместная деятельность
Самостоятельная
деятельность
Взаимосвязь
С семьей
Образовательная
деятельность
Режимные
моменты
«Забавные зверушки»
- продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты;
- заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов;
-закрепить навыки декоративного украшения готовой фигуры.
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- характеристика сказочных персонажей животных;
- изготовление пригласительных билетов.
- обыгрывание поделок
- мини сценка :«Какого цвета снег»;
- беседа: «Если бы я был артистом» рассказ от имени сказочного героя.
- игра лото «Загадочное животное».
- придумывание сказок;
- совместная с детьми драматизация сказки «Теремок».