Марианна Клочко
Проект «Я гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 8 пгт Лучегорск
Проект
«Я гражданин России»
Авторы: М. Н. Клочко
Е. А. Ульяницкая
2010 – 2011 год.
Тема: «Я гражданин России».
Цель: Формирование основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Основные задачи:
1) Воспитательная:
Публикация «Проект „Я гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Формирование осознанной, убеждённой, гражданской позиции патриота своей Родины у детей.
2) Образовательная:
Укреплять и расширять знания об истории быта, культуре, традициях нашей страны, знакомство с трудом взрослых на современном этапе.
3) Развивающая:
Эмоциональное развитие через формирование чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», сопричастности к культурно-историческим и общественным событиям в жизни народа, чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей, как гражданина своего Отечества.
Блоки:
1. «Кто я?».
2. «Мой любимый город, край».
3. «Российская Федерация».
4. «Я имею право…».
Тип проекта : информационно-практико ориентированный.
Социальные партнё ры: методист детского сада, педагоги, специалисты, воспитатели, родители.
Ресурсы:
1. Методическая литература
2. Художественная литература
3. Наглядный материал
4. Подборки фотографий
5. Альбомы
6. Дидактические игры
7. Словесные игры
8. Экскурсии, выставки, музей
9. Развлечения, конкурсы
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Сроки проведения: 1 год.
Место проведения: МБДОУ ЦРР № 8.
Форма проведения: дневная, в повседневной жизни, на занятиях, дома с родителями.
Ожидаемые трудности:
В нашем обществе права ребёнка рассматриваются отдельно от обязанностей. Ограждая от ответственности, мы не только продлеваем «псевдодетскость», но и мешаем их возможности по-настоящему повзрослеть. Именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного поведения, грубости, отсутствия уважительного отношения к взрослым.
Этапы проекта :
1) Подготовительный этап:
1. Выявление знаний детей по теме.
2. Входящая диагностика детей.
3. Подбор методической литературы.
Литература:
«Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» О. Н. Баранникова
«Познавательное развитие детей 5 -7 лет» Г. М. Блинова
«Беседы об ответственности и правах ребёнка» О. И. Давыдова, С. М. Вялкова
«Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» Н. В. Микляева, А. Г. Ахтян
«Мальчики и девочки» И. А. Шелухина
«Знакомство дошкольников с профессиями» З. А. Ефанова
«Беседы о русском лесе» Т. А. Шорыгина
«С чего начинается Родина?» Л. А. Кодрыкинская
«Дошкольнику – об истории и культуре России» Г. Н. Данилина
«Формирование нравственного здоровья дошкольников» Е. Б. Боровкова
«Семья: мама, папа, бабушки и дедушки» М. А. Дозорова, Н. В. Кошлева, А. А. Кроник
«Воспитывая маленького гражданина» Г. А. Ковалёва
«Беседы о правах ребёнка» Т. А. Шорыгина
«Я, ты, мы» О. Л. Князева
«Знакомим дошкольников с Конвенцией о Правах ребёнка»
Альбомы:
1. «Права ребёнка» (демонстрационный материал).
2. «Семья»
3. «Русский народный костюм»
4. «Путешествие по России»
5. «Праздник в детском саду»
6. «Мы все разные»
7. «Москва – столица России»
8. «Памятные места столицы»
9. «Памятники города и района»
10. «Лучегорск – посёлок шахтёров и энергетиков»
11. «Владивосток – столица Приморья»
12. «Города герои»
13. «Профессии»
14. «Памятные места Лучегорска»
15. «Манджурский орех»
16. «Тигринные тропы»
17. «Красная книга Приморья»
18. «Символика»
19. «Берёза русская»
20. «Наша Родина – Россия»
21. «Народные промыслы»
Дидактические игры:
1. «Собери узор»
2. «Наш Лучегорск»
3. «Российский флаг»
4. «Мы все разные»
5. «Чей это флаг»
6. «Путанница»
7. «Цветик – семицветик»
Формы и методы работы с родителями:
Консультации:
1. «Героическая история нашего района и посёлка»
2. «Рождество – обычаи и приметы»
3. «Русские народные праздники и обряды в жизни современных детей»
4. «Берёза русская»
5. «Права ребёнка»
6. «Права есть у взрослого и у ребёнка»
7. «Семейный кодекс РФ»
Родительские собрания:
Сентябрь: «Я гражданин России», «Права и обязанности маленького гражданина».
Декабрь: «Как знакомить детей с конвенцией о правах ребёнка, как создать оптимальные условия для развития его индивидуальных и психофизических особенностей».
Май: «Знания и умения ребёнка в формировании мотивации здорового образа жизни».
Посещение музея, выставок, экскурсии:
1. Оформление выставок детских рисунков.
2. Экскурсии:
• Д/К «Энергетик», просмотр спектакля Хабаровской филармонии «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
• Д/К «Энергетик», просмотр спектакля «Как Аленушка вдруг Кикиморой не стала».
• Посещение парка «Даманских событий».
• Посещение районной библиотеки на тему: «Творчество А. С. Пушкина»
• Экскурссия в музей «Знакомство с историей посёлка».
• Целевые прогулки по улицам родного Лучегорска.
• ДТС «Сорванец», «Забавы Хозяйки Медной горы или Дарёнкины радости», просмотр спектакля.
3. Развлечения:
• «К нам Осень пришла»
• «Новогодние забавы»
• Военно-патриотическая игра «Зарница»
• Чаепитие «Моя мама самая лучшая на свете»
• 9 мая «Никто не забыт, ни что не забыто»
• «До свидания детский сад»
2) Основной этап:
Тематический блок «Кто я?»
Основные темы:
а) «Кто я?»
б) «Моя семья»
в) «Мой детский сад»
г) «Профессии»
1. «Где мы отдыхали летом»
Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы детей об отдыхе.
2. «7 – я»
Рисование на тему «Моя семья».
Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Беседа о праве ребёнка знать своих родителей.
Оформление панно «Моя семья».
3. «Я и моё имя»
Беседа «По-разному зовутся дети» (право ребёнка на имя, отчество, фамилию).
Игра «Полное и неполное имя», «Назови ласково».
4. «Новый год у ворот»
Беседа о встрече Нового года в семье.
Изготовление поздравительных открыток, украшений.
Проведение конкурса «Лучшая Новогодняя открытка» (совместная работа с родителями).
5. «Лучегорск – посёлок шахтёров и энергетиков»
Беседа «Город, где живут наши мамы и папы».
Рисование «Мой посёлок».
Сюжетно-ролевая игра «Почта».
6. «Мой дом – моя крепость»
Беседа о праве ребёнка на жилищные условия.
Лепка и рисование домашней утвари.
7. «Хорошо рядом с мамой»
Беседа «Мама – самое прекрасное слово на свете».
Чтение стихов и песен о маме, бабушке, сестре.
Изготовление подарков.
Рассматривание русских костюмов и деталей русской женской одежды.
Тематический блок «Мой любимый город, край»
Основные темы:
а) «Столица Приморья – Владивосток»
б) «История посёлка и района»
в) «Малые народы Приморья»
г) «Природа родного края»
1. Беседы:
«Улицы нашего посёлка»
«История улиц нашего посёлка»
«Памятные места»
«Никто не забыт, ничто не забыто»
2. Рассматривание альбомов.
3. Экскурсии:
К памятнику первооткрывателей посёлка.
К памятнику участникам Даманских событий.
Экскурсия на почту, в пожарную часть, школу.
Посещение музея, выставок.
4. Участие в конкурсах рисунка, спортивных мероприятиях.
5. Проведение праздника «Осень к нам пришла».
6. Дидактические игры:
«Наш Лучегорск»
«Путанница»
Тематический блок «Россия»
Основные темы:
а) «Из истории России», «Символика».
б) «Москва – столица России».
в) «Традиции народов России».
г) «Народные умельцы».
1. Беседы:
«Наша Родина – Россия»
«Государственная символика»
«О берёзке – символе России»
«Москва – столица нашего Отечества»
«Земля – наш общий дом»
2. Рассматривание альбомов:
«По народным промыслам»
«Символика России»
«Русские народные праздники»
«Защитники древней Руси и современной России»
«Поэты и художники России»
3. Дидактические игры:
«Собери узор»
«Российский флаг»
«Собери богатыря»
«Чей это флаг»
4. Развлечение «Зарница»
5. Торжественный праздник «День Победы»
Тематический блок «Я имею право»
Основные темы:
а) «Гражданственность»
б) «Естественные права»
в) «Моё здоровье»
г) «Информация»
1. Занятия:
«О правах – играя» - ознакомление детей с основами правовой культуры.
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
«Право ребёнка жить и воспитываться в семье»
«Право на тайну переписки»
«Если вдруг тебя обидят»
«В стране Болючке» - сказка-беседа.
«Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»
«Ваши права, дети!»
«Поляна детства»
2. Рассматривание альбомов:
«Я имею право»
«Мои права» (конвенция о правах ребёнка в рисунках)
«Права ребёнка»
«У ребёнка есть обязанности?»
3. Дидактические игры:
«Определи фамилию»
«У кого, какие обязанности»
«В какой стране я родился»
«Пирамидка»
«Кому что нужно»
«Лабиринт справедливости»
«Кто самый важный на земле»
3) Заключительный этап:
Ожидаемый результат:
Ребёнок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделённый правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Это позволяет сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
Методы оценки:
1. Беседы с детьми по теме.
2. Выставки детских работ
3. Дидактические игры и вопросы на определение знаний детей по разделам проекта.
4. Анкетирование.
5. Открытое районное занятие «Волшебные сказки А. С. Пушкина».
4) Этап обобщения опыта на педсовете по темам:
«Мы живем в России» (старшая группа).
«Я – гражданин России» (подготовительная группа).