марина титова
Модифицированная программа для СРЦН «Я — гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Модифицированная программа "Я - гражданин России" разработана в соответствии с основными нормативными документами в области социального обслуживания населения РФ и Красноярского края, локальными нормативными актами КГБУ СО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» :
• ГОСТ РФ 521-42-2003 Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения.
Публикация «Модифицированная программа для СРЦН „Я — гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
• Стандарт качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения (Утвержден Постановлением Совета администрации Красноярского края от 26 июня 2007 г. № 247).
• Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896).
• Рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (Утверждены Постановлением Минтруда Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 25).
• СанПиН 2.4.1201-03 Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
• Методические рекомендации к написанию социальнореабилитационных программ (Утверждены методическим советом КГУ СОН «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» от 15.06.2007 г. протокол №1).
За основу программы взята Г осударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2021 годы». Данная программа модифицирована и адаптирована к условиям социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних «Росток».
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского сознания, идёт «размывание» нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодёжи.
Новое государство формирует и новую идеологию. Российское общество переживает переоценку ценностей. На смену старшему поколению Российских граждан, сохраняющих память о советских временах, идёт молодёжь со своим мировосприятием. К сожалению, молодёжь всё чаще интересуются историей и культурой других стран, а о подвигах наших отцов и дедов не имеют понятия. Героические события прошлого воспринимаются как нечто далёкое, чужое и не относящееся к настоящей жизни. Это влечёт за собой потерю тех традиций, обычаев, которые люди тысячелетиями передавали из поколения в поколения. Конечно же, такое отношение не
может сформировать в сознании ребёнка чувство гордости, уважения и любви к Родине.
Поэтому патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.
Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души. Патриотизм - это любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?
Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему родному городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость школьников, воспитатель должен познакомить их с героической историей нашей Родины, развить чувство гордости и любви к ней, ее защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества. Это направление воспитательной работы ориентировано на пропаганду знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.
Любой ребенок начинает осваивать мир с малой Родины. Этот путь рано или поздно приводит каждого человека к осознанию себя частью некой целостности, не только социальной, но и вплотную приближающейся к ней целостности географической: семьи, улицы, города, страны. Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Главная цель патриотического воспитания: возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ.
Воспитание патриотизма выступает как процесс духовного прикосновения к истории и культуре своего народа, его традициям, идеала-:
на уровне своей семьи, окружающего пространства жизнедеятельности, общества и государства.
Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания, разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.
Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет. Ребята более глубоко осознают патриотические понятия: долг, честь, ответственность, Родина, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран, защита Отечества, воин и другие.
Целью данной программы является : формирование нравственнопатриотического сознания, любви к близким людям, родному краю, Родине, привитие ценностного отношения к истории страны.
Задачи программы :
• получение и расширение знаний воспитанников о России;
• формирование активной жизненной позиции, важнейших гражданских и нравственных качеств;
® воспитание любви к Родине, своему краю и городу, гордости за свою страну;
• развитие чувства уважения к старшему поколению, гордости за героическое прошлое Отечества;
• воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, гимна, флага.
® воспитывать патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
Критериями оценки эффективности программы для младших школьников являются следующие показатели воспитанности:
Показатели
воспитанности. Признаки и уровни форсирующихся качеств. Первичная
диагностика Заключите
льная
диагности
ка
Патриотизм
1 .Отношение к родной природе 3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;
2-любит и бережёт природу;
1-участвует в деятельности по охране природы под руководством взрослого; 0-природу не ценит и не бережёт
2. Гордость за свою страну 3-интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2-интересуется и гордится историческим прошлым Отечества;
1-знакомится с историческим прошлым при побуждении старшими;
0-не интересуется историческим прошлым Отечества
3. Служение своими силами 3-находит дела на пользу малому Отечеству и организует других;
2- находит дела на пользу малому Отечеству;
1-участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны взрослых;
0-не принимает участие в делах на пользу малому Отечеству
Доброта и отзывчивость
4. Уважительное отношение к старшим 3- уважает старших и не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2- уважает старших;
1- к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0- не уважает старших, допускает грубость
5. Дружелюбное отношение к сверстникам 3-отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2- отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 -проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и взрослых; 0-груб и эгоистичен
б. Милосердие 3- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на
это других;
2- сочувствует и помогает слабым, больным;
1- помогает слабым и больным при наличии контроля;
0- не отзывчив, иногда жесток
7. Честность в отношениях с товарищами 3- честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;
2- честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1-не всегда честен;
0-не честен
Самодисциплина
8. Самоуважение, соблюдение правил поведения 3-добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других;
2- добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других;
1-нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0- нормы, правила поведения не соблюдает
9. Организованность и пунктуальность 3- своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2- своевременно и качественно выполняет любое дело;
1-при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0-начатые дела не выполняет
10. Требовательность к себе 3- требователен к себе и товарищам, стремиться проявлять себя в хороших делах и поступках;
2- требователен к себе, стремиться проявлять себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремиться проявить себя в хороших делах и поступках;
0-к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках
Критериями оценки эффективности программы для подростков
являются следующие показатели воспитанности:
Основные качества Признаки проявления формирующихся качеств Первичная
диагностика Заключи
тельная
диагностика
1 .Любовь к своему Отечеству, забота об общем благе 3-интересуется и гордится историей и культурой своего Отечества (города, района); 2-сам интересуется и гордится историей и культурой своего Отечества, но активной позиции не проявляет;
1-мало интересуется историко- культурным прошлым и настоящим своего Отечества; О-пренебрежительно относится к отечественной истории и культуре
2. Любовь к родной природе 3- любит и бережёт природу, организует природоохранную деятельность;
2- любит и бережёт природу, принимает участие в природоохранной деятельности; 1-сам не проявляет бережного отношения к природе, участвует в деятельности по охране природы «за компанию»
3 .Бережливость в отношении к личной и общественной собственности 3-уважает чужую собственность, бережёт личные вещи и имущество центра, побуждает к этому других;
2-сам бережлив, но не побуждает к этому других;
1 -проявляет бережливость при наличии внимания и контроля со стороны старших;
0-не бережлив, расточителен, ущерб чужому и общественному имуществу возмещает после настоятельных требований
4. Аккуратность 3- аккуратен, поддерживает чистоту и порядок в помещении, осуждает неряшливость;
2-сам аккуратен, но безразличен к неряшливости других;
1 -требует напоминания о
необходимости поддерживать чистоту и порядок;
О-неряшлив
5. Товарищество, верность дружбе. 3-верен дружбе, охотно сам помогает товарищам в их нуждах и добрых делах;
2-верен дружбе, отзывается на просьбы;
1-не всегда уважает интересы товарищей, иногда проявляет эгоизм;
О-эгоистичен
б. Доброжелательн
ость. 3-добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам и престарелым, организует добрые дела, осуждает насилие; 2- сам добрый, отзывчивый, помогает людям в трудные минуты, но не организует добрых дел;
1-сам не осуждает грубость и насилие, делает это лишь «за компанию;
0-недобрый, драчливый
7. Вежливость и культура 3-вежлив, соблюдает такт, уважает старших товарищей, поддерживает культуру поведения в общении;
2- вежлив, уважителен к старшим и товарищам;
1-не всегда сам проявляет уважение и культуру поведения, требует контроля;
О-бестактный
8. Самообладание и сила воли 3-проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, побуждает к этому других;
2-сам проявляет волю, но безразличен к безволию своих товарищей;
1-не всегда проявляет волю в добрых поступках, требует поддержки;
0-безволен, подчиняется воле других
9. Стремление к самосовершенство 3-знает свои сильные и слабые стороны, стремится к совершенствованию себя и
ванию других;
2-стремится к самосовершенствованию;
1-сам не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке;
1 -не стремится к самосовершенствованию
Программа «Я - гражданин России» представляет собой определённую систему содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на формирование нравственно-патриотического соззнания у детей младшего школьного и подросткового возраста, рассчитана на 3 месяца.
Программа и разделена на тематические блоки, но все они тесно переплетаются.
Форма организации занятий - коллективные, групповые и индивидуальные, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут для младших школьников и 40 минут для подростков.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию строится комплексно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Организация занятий строится с учетом интеграции в различные виды деятельности:
- игры (спортивные, дидактические)
- беседы
- диспуты
- викторины
- экскурсии
- выставки рисунков, фотовыставки
- ручной труд (изготовление подарков, открыток)
- посещение ветеранов на дому
- встречи с ветеранами ВОВ
- концерты
- праздники, посвящённые памятным датам (День Победы, 23февраля, День Матери, День Семьи)
- чтение литературы о войне
- акции («Поздравительная открытка»)
- коллаж
- поручения
- поиск информации и подготовка докладов воспитанниками
Многообразие этих видов деятельности даёт возможность создать у воспитанника целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.
Основным источником впечатлений воспитанников является ближайшее окружение (природное и социальное, та общественная среда, в которой они живут. Ведущей деятельностью воспитанников является игра, которая вместе с тем источник их положительных эмоций - радости. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, воспитанники получают новые знания, о природе, родном крае.
Для воспитанников организуются экскурсии к памятникам: воинам афганцам, воинам ВОВ; в Мемориал боевой славы, в Краеведческий музей. Совместно с ребятами оформляются выставки рисунков, макетов, фотовыставки. В работе используется новая технология - мини музей «Мир открытки». Всё это даёт ребятам представления о жизни людей в прошлом.
Нельзя забывать и о народных праздниках - неиссякаемом источнике, не только знакомства с традициями и обрядами, но и жизненного оптимизма. Пример тому праздники: «Масленица», «Рождество», «Пасха».
Чтобы систематизировать работу в данном направлении, составлен комплексно-тематический план для каждой возрастной группы, в который вошли следующие блоки:
1 блок «Я и моя семья»
Цель: осознание воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям (отцу, матери, дедушке, бабушке).
2 блок: «Мой край родной»
Цель: привитие чувства любви и уважения к природе, истории Красноярска; привязанности к ценностям родного края через знакомство с достопримечательностями города, с природным великолепием родного края, знаменитыми земляками.
3 блок: «Героические страницы нашей Родины»
Цель: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны; знакомство со столицей России, с героями воин (ВОВ, афганской, чеченской); жизнью детей в годы войны и работой людей в тылу; осознание себя гражданами России.
Содержание программы «Я - гражданин России» для младшего школьного возраста.
Разделы программы Темы занятий Программное
содержание
«Я и моя семья» Вводное занятие.
Что такое семья? (фамилия, имя, родословное дерево) Мужчины и женщины в семье. День Матери, День Семьи. Расширение представлений о семье, о родственных отношениях, знакомство с историей возникновения имён, их значений, помощь детям в осознании ценности семьи.
«Мой край родной» «Красноярск - столица края» (символика города, история возникновения)
«Природа Красноярского края» (его флора и фауна, «Красная книга») «Достопримечательности города» («Кто, если не мы?») Мои земляки: В. П. Астафьев «Я люблю эту землю»,
В. И. Суриков, улицы в честь героев - земляков. Познакомить с историей возникновения города, с творчеством знаменитых жителей края, развитие интереса к истории города, края, воспитание чувства гордости, уважения к «Малой Родине», любви к месту своего проживания.
«Г ероические страницы нашей Родины» «Столица нашей Родины» (государственная символика - гимн, герб, флаг).
«Есть такая профессия - Родину защищать» (рода войск).
Музыкальная гостиная «По следам военных песен», «День пожилого человека», изготовление открыток.
«Дети - герои войны» (страницы истории). «Посещение Мемориала Победы», «Грозовые ворота», «Мы из будущего»
«Я - гражданин России». Ознакомление с государственной символикой Гербом и Флагом Российской Федерации, с президентом страны, со столицей России, с героическими страницами истории России, знакомство с важнейшими событиями, закрепление знаний о родах войск. Рассказ о героических подвигах людей. Воспитание любви к своему Отечеству развитие толерантности к другим народам.
Содержание программы «Я - гражданин России» для подросткового возраста.
Разделы
программы Темы занятий Программное
содержание
«Я и моя семья» «Родные люди, родственные отношения»
«Что такое мир в семье?» «День матери», «Портрет моей мамы»
«Моя группа - моя семья» «Новый год - праздник семейный» Привитие воспитанникам семейных ценностей.
«Мой край родной» Беседа о родном крае (столица края, её символика) Достопримечательности нашего города
Оформление альбома «Наш родной город»
«Жизнь замечательных людей» Ознакомление с историей
Красноярского края, с известными людьми.
«Г ероические страницы нашей Родины» «Что такое Родина?».
«Моя малая Родина и её природа».
«Мои чувства по отношению к Родине».
Доклады ребят о ВОВ. «Музыкальная гостиная». «Рыцарский турнир».
Акция «Поздравь ветерана на дому», изготовление праздничных открыток, поделок ветеранам.
Участие в праздничном митинге в честь Дня Победы, экскурсия в музей «Боевой славы».
Конкурс газет «Наша память». Акция «Дом без одиночества». Чтение о героях войны, час поэзии.
«Есть такая профессия - Родину защищать». Знакомство с государственной символикой, привитие чувства гордости за героическое прошлое нашей страны.
Методическое обеспечение программы.
1. Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- игры (спортивные, дидактические)
- беседы
- диспуты
- викторины
- экскурсии
- выставки рисунков, фотовыставки
- ручной труд (изготовление подарков, открыток)
- посещение ветеранов на дому
- встречи с ветеранами ВОВ
- концерты
- праздники, посвящённые памятным датам (День Победы, 23февраля)
- чтение литературы о войне
- акции («Поздравительная открытка»)
- коллаж
- поручения
- доклады
2. Дидактический материал:
- книги
- раздаточный материал (карточки с заданиями)
- плакаты
3. Техническое оснащение
- проектор
- фотоаппарат
- видеокамера
- компьютер
- флешнакопитель
4. Формы контроля результатов
- викторина
- наблюдение
- анкетирование
Тематический план занятий по программе
для младшего школьного возраста
№№
п/п Название темы Количество часов Формы
контроля
Теория Практика
«Я и моя семья»
1 Вводное занятие. 1 диалог
2 «Что такое семья?» (фамилия, имя, родословное дерево) 1 беседа, игры, рисование
3 «Мужчины и женщины в семье» 1 беседа, игры
4 «День Матери», «День семьи» 1 праздничные
концерты
«Мой край родной»
1 «Красноярск - столица края» (история возникновения, символика города) 1 1 беседа,
рисование
2 «Природа Красноярского края» («Красная книга» - флора и фауна) 1 1 беседа,
экскурсия в «Роев Ручей»
3 «Достопримечательности города» («Кто, если не мы?») 1 1 виртуальное
путешествие
(слайды,
трудовой
десант
4 Мои земляки: В. П. Астафьев «Я люблю эту землю», В. И. Суриков, улицы в честь героев - земляков. 1 экскурсия,
чтение
рассказов
«Героические страницы нашей Родины»
1 «Столица нашей Родины» (государственная символика - герб, гимн, флаг) 1 беседа,
рисование
2 «Есть такая профессия - Родину защищать» (рода войск) 1 праздничное
мероприятие
3 Музыкальная гостиная «По следам военных песен»; «День пожилого человека», изготовление открыток 2 праздничные концерты, встреча с ветеранами
4 «Дети - герои войны» (страницы истории) 1 беседа, коллаж
5 «Посещение Мемориала Победы» («Грозовые ворота», «Мы из будущего») 1 экскурсия, просмотр фильмов о войне с обсуждением
Итоговое занятие: «Я - гражданин России» 1 викторина
Тематический план занятий по программе
для подросткового возраста.
№№
п/п Название темы Количество часов Формы
контроля
Теория Практика
«Я и моя семья»
1 Познавательное занятие «Родные люди, родственные отношения» (история моего имени и фамилии) 1 беседа,
рассказ
2 «Что такое мир в семье?» 1 дискуссия
3 «День матери», «Портрет моей мамы» 1 праздник,
выставка
рисунков
4 «Моя группа - моя семья» 1 беседа с
элементами
игры
5 «Новый год - праздник семейный» 1 беседа-
диалог,
рисование
«Мой край родной»
1 Беседа о родном крае (столица края, её символика) 1 беседа
2 Достопримечательности нашего города 1 экскурсия,
настольная
игра
3 Оформление альбома «Наш родной город» 1 оформление
альбома
4 «Жизнь замечательных людей» 1 беседа
«Героические страницы нашей Родины»
1 «Что такое Родина?» 1 беседа
2 «Моя малая Родина и её природа» 1 экскурсия
3 «Мои чувства по отношению к Родине» 1 анкетирова
ние
4 Доклады ребят о ВОВ 1 доклад
5 «Музыкальная гостиная» 1 Встреча с ВОВ, праздничный концерт
6 «Рыцарский турнир» 1 соревнования,
эстафеты
7 Акция «Поздравь ветерана на дому» изготовление праздничных открыток, поделок ветеранам 1 встреча с ВОВ
8 Участие в праздничном митинге в честь Дня Победы, экскурсия в музей «Боевой славы» 1 праздник,
экскурсия
9 Конкурс газет «Наша память» 1 творчество
10 Акция «Дом без одиночества» 1 акция
11 Чтение о героях войны, час поэзии 1 дискуссия,
конкурс
чтецов
12 «Есть такая профессия - Родину защищать» 1 праздник
Список используемой литературы.
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Весё лые праздники и игры для родителей и детей - М: ООО ИД РИПОЛ классик, ООО Издательство «Дом. 21 век», 2007.
2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Пашкович А. И. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников - М. : Глобус, 2007.
3. Газета «Педсовет» №9 2010г., № 12 2010г., № 1 2011г.
4. Газета «Последний звонок» №3 2011г.
5. Дик Н. Ф. Весё лые классные часы в 7-9 классах - Ростов на Дону: Феникс, 2005.
6. Данилюк А. Я., Логинова А. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования - М. : Просвещение, 2012.
7. Зелинский К. В., Черникова Т. В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: учебн. - методич. пособие - М. : Планета, 2010.
8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М: ТЦ Сфера, 2005.
9. Корбакова И. Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе - Волгоград: Учитель, 2007.
10. Мельникова А. М. Праздники в средней школе - Волгоград: Учитель, 2008.
11. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795
12. Пашкович И. А. Патриотическое воспитание: система работы,
планирование, конспекты уроков - Волгоград: Учитель, 2008.
13. Савинова С. В. Праздники в начальной школе - Волгоград: Учитель, 2007.
14. Трусий А. Л. Домашние праздники: сценарии детских вечеров. - Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2008.
15. Я - гражданин! - Красноярск: Издательство «Платина», 2008.