матюкова матюкова
Проект «Использование технологии «Лэпбук» по развитию речи в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 «Колокольчик»
ПРОЕКТ
«Использование технологии «Лэпбук» по развитию речи в работе с детьми дошкольного возраста»
Разработал : заведующий МБДОУ «Детский сад №72 «Колокольчик» города Смоленска Ефанова Н. Н.
Описание проекта :
Информационная карта проекта
Публикация «Проект „Использование технологии „Лэпбук“ по развитию речи в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тип проекта : социальный, развивающий. познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2 года).
Участники проекта : дети, воспитатели, специалисты, родители.
Возраст детей : 5 -6 лет.
Количество детей: 20.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т. к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОЮ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде : информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Цель проекта : развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
3. Развивать общую и мелкую моторику.
4. Развивать речевое дыхание.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
4. Продукт проекта : лэпбук по лексическим темам.
5. Название и форма итогового мероприятия: итоговые занятия по лепбуку.
Даты проведения итоговых мероприятий: май 20222. г.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
1. В процессе работы активизируется словарь, развивается связная речь, отрабатывается правильное произношение. Дети хорошо рассказывают, стихи, чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, пересказывают тексты.
2. Ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом; развивается словотворчество детей;
3. Ознакомление с работой по лэпбуку способствует развитию продуктивной деятельности, создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; у детей появится интерес к играм, драматизациям.
Для педагогов:
1. Повышается компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;
2. Пополняется развивающая предметно-пространственная среда.
Для родителей:
1. Развивается совместное творчество родителей и детей.
появляется родителей с влиянием сказок на речь и здоровье ребенка.
2. Развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу
3. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней;
4. Привлечение родителей и детей остальных групп нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный
• Изучение литературы по теме
• Ознакомление с передовым опытом
• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
• Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала
• Изготовление лэпбука совместно с родителями (пошив, изготовление содержимого кармашек – дидактического материала, оформление лэпбука лексическими темами)
2. Основной
• Беседа с детьми : "Лэпбук – ребятам друг»;
• Знакомство с лэпбуком;
• Проведение НОД по лексическим темам;
• Совместная подготовка с детьми к НОД по лексическим темам;
• Индивидуальная и подгрупповая индивидуальная работа на закрепление лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;
• составление различных видов гимнастик;
• рассказывание сказок, рассказов с помощью мнемосхем;
Задание для родителей:
• Ознакомление с технологией лэпбук;
• Распечатка и ламинирование материала на лексические темы
3. Заключительный
• Итоговое мероприятие - показ открытых НОД педагогам и родителям
• Оформление отчетной документации, фотоотчет.
• Открытое комплексное НОД в группе ОНР (первый год обучения) по связной речи на тему для учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп (май 2022 г.)
По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Так для детей старшего дошкольного возраста (первый год обучения) он включает в себя задачи: РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ :
• Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
• Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
• Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
• Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
• Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
• Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков
предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
• Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов.
• Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
• Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
• Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ :
• Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
• Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
• Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
• Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
• Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
• Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
• Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
Развитие просодической стороны речи
• Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
• Закрепить навык мягкого голосоведения.
• Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
• Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Работа над слоговой структурой слова
• Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
• Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ :
• Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
• Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
• Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о
предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
• Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
• Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие :
• Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета
по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
• Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить
использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и
объемные фигуры.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ :
• Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
• Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4–8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
• Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и
классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету,
форме, размеру, материалу).
• Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
• Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.
• Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.
• Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к
подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
• Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их
назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.
• Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых.
Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.
• Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать се-
зонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи
между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитывать ответственность за них.
• Систематизировать знания о временах года и частях суток.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ :
• Восприятие художественной литературы
• Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.
• Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
• Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.
• Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных
природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
Конструктивно-модельная деятельность:
• Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4-12 частей со всеми видами разрезов, пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.
• Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
• Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме,
описанию – из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брус-
ков, цилиндров, конусов, пластин, выделять и называть части построек,
определять их назначение и пространственное расположение, заменять одни
детали другими.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Настольно – печатные игры:
• Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры
(парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.
Театрализованные игры:
• Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.
• Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.
• Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Для детей подготовительной к школе группы (второй год обучения) коррекционно - обучающие и коррекционно - развивающие задачи усложняются :
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Воспитание навыков словообразования:
• слов с увеличительными оттенками (волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
• глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
• сложных слов (хлебороб, садовод, листопад, употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья;
• Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый);
• Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).
• Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик, воспитывать (воспитатель, убирать (уборщица, регулировать (регулировщик, строить (строитель) и т. д.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий:
• Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины);
• Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки, форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
• Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло);
• Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей —ся и без нее (буду кататься — покатаюсь; буду купаться — искупаюсь; буду учиться — поучусь).
• Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Развитие самостоятельной связной речи :
• Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
• Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5 — 7 предложений).
• Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
• Рассказывание сказок-драматизаций.
• Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок;
• Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.
• Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но, разделения (или). Например, зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина — маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.
• Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?
Все коррекционно - развивающие индивидуальные, подгрупповые (индивидуальные) и подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Данный лэпбук состоит из 3 блоков и содержит в себе множество кармашек, окошечек для размещения дидактического материала.
1 блок (центральная часть) служит для развития словарного запаса, высших психических функций – памяти, внимания, мышления и развития мелкой моторики. Он представлен играми и дидактическим материалом:
• предметными и сюжетными картинками по данной лексической теме;
• рубрикой «Это интересно», в которую может входить дополнительная информация для детей, например, эволюция развития транспорта (от лошади до автомобиля);
• д / играми «Лабиринты», «4 лишний», «Продолжи ряд» и т. п. ;
• д / упражнениями «Собери, выложи из спичек картинку», «Обводка, штриховка».
2 блок служит для развития лексико – грамматических категорий. В него входят такие игры, как:
• «1 –много»;
• «Большой – маленький;
• «Какой, какая, какие?»;
• «Мой – моя –мои»;
• «Образуй правильно» и т. д.
3 блок направлен на развитие связной речи с использованием пальчиковой гимнастики, упражнений на дыхание с проговариванием речевого материала, мнемотаблиц и схем для составления детьми рассказов, сказок. Он представлен разделами :
• «Загадки, пословицы, поговорки»
• «Расскажи – ка» с набором стихов, диалогов, небольших сказок и рассказов по теме;
• Различные виды пальчиковой гимнастики (с предметами – с шарами су –джоку, карандашами, природным материалом и т. д., без предметов);
• Физминуток с использованием общеразвивающих упражнений ; речи с движением (элементы логоритмики); методики «Расскажи стихи руками»; упражнений на релаксацию с элементами психогимнастики; упражнений на дыхание;
• «Почитаем» (художественная и научная литература).
По мере усвоения детьми данного материала, дидактические игры меняются и усложняются. Например, дети через 2 -3 месяца обучения усвоили уменьшительно – ласкательные формы существительных (игра «Большой - маленький»). Тогда я заменяю эту игру,например, на игру «Родственные слова».
Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес, способствует развитию мелкой и общей моторики детей. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
Результаты работы с лэпбуком :
• дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, с помощью мнемотехники;
• дети становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
• дети инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
• дети активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
• они способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, договариваться, старается ;
• дети обладают чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• дети обладают развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• у них развиты крупная и мелкая моторика.
Перспективы развития : накопление и пополнение лэпбука дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.