Ольга Фомичева
Конспект интегрированного обобщающего занятия в средней группе «Зима в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Солнышко»
Проект инегрированного занятия в средней группе
Тема: «Зима в лесу»
Тип занятия: обобщающее
Программа: «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Работа воспитателя
Фомичевой О. В.
2013 г.
Тема занятия: «Зима в лесу»
Публикация «Конспект интегрированного обобщающего занятия в средней группе „Зима в лесу“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Интеграция областей: художественное творчество, познание, коммуникация, музыка.
Цель: обобщить представления детей о зиме, о зимних явлениях природы через изобразительное искусство и музыку.
Задачи:
Продолжать учить детей рисовать гуашью, используя нетрадиционный метод – «оттиск бумажным снежком».
Познакомить детей с жанром живописи – пейзаж.
Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Развивать творческие способности и мелкую моторику рук.
Уточнить и закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Побуждать высказывать свои впечатления, активизировать словарь по теме «Зима».
Формировать умение слушать музыку.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и произведения изобразительного искусства.
Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.
Воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: демонстрационный: репродукции картин В. Поленов «Золотая осень», И. Шишкин «Зима в лесу. Иней», А. Рылов «Зеленый шум», И. Остроухов «Ранняя весна», А. Саврасов «Грачи прилетели», Е. Волков «Река в парке»; отрывок из музыкального произведения Свиридова «Метель».
раздаточный: бумажные салфетки, гуашь белого цвета, детские работы по аппликации на синем фоне изображены елочки.
Предварительная работа:
- рассматривание альбома «Времена года»
- аппликация «Елочка, колкая иголочка»
- слушание произведений Чайковского «Времена года»
- беседа «Натюрморт. Пейзаж. Портрет»
- чтение стихов о зиме
- вечер загадок «Времена года»
План занятия.
1. Организационный момент.
- к детям приходит «художник», загадывает загадку и приглашает на вернисаж;
2. Основная часть.
- беседа по картинам;
- слушание отрывка из произведения Свиридова «Метель»;
- физминутка «Белые снежинки»;
- самомассаж ладошек и пальчиков;
- рисование нетрадиционными методами – «оттиск бумажным снежком», «пальцеграфия»;
3. Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В группу входит «художник» (воспитатель) и загадывает загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник
Потому, что я… (художник)
- Правильно, я художник. Здравствуйте, мои дорогие. Как я рад вас всех видеть! Ребята, я хочу вас сегодня пригласить на вернисаж.
(Дети вместе с «художником» проходят в музыкальный зал, где выставлены на мольбертах репродукции картин.)
2. Основной этап.
- Беседа по картинам.
Художник: Ребята, посмотрите, вот картины разных художников. Что они изобразили на своих полотнах?
- Верно, природу. А как называется картина, на которой художник изображает природу?
(пейзаж)
Посмотрите, пожалуйста, вот на это полотно, что здесь изображено? Какое время года? Почему вы так решили?
Ребята, а на каких еще картинах изображена весна?
Обратите внимание вот на эту картину. Ребята, какие чувства, ощущения вызвало у вас данное произведение? Что происходит с природой летом? Подойдите, пожалуйста, к следующему полотну. Какие цвета, оттенки использовал художник для написания данной картины? Почему? Какие изменения происходят в природе осенью? Ребята, а вы любите зиму? На каких картинах изображена зима? Почему вы так решили? За что вы любите зиму? С помощью, каких цветов и оттенков художнику удалось передать зимнее настроение в своей картине?
- Слушание отрывка из произведения Свиридова «Метель».
Художник. Ребята, природу в разное время года может изобразить, написать не только художник, но и композитор. Художник пишет картины красками, а композитор пишет музыку. Послушайте, пожалуйста, отрывок из музыкального произведения, что вы услышите.
(Звучит отрывок из произведения Свиридова «Метель»)
- Что вы услышали, ребята, какое время года описал композитор?
- Правильно ребята, композитор сочинил музыку про зиму. Идет снег, легкий, пушистый, снежинки танцуют в воздухе, но тут налетел ветер, стал бросать снежинки из стороны в сторону, закружил, завертел и улетел. И снежинки снова стали плавно и легко кружиться в воздухе. Понравилась вам музыка? Что мы можем сказать о музыке?
- Физкультминутка «Белые снежинки»
Художник: А сейчас мы с вами закроем глазки и превратимся в снежинки.
- Я летаю! Я сверкаю!
Я кружусь, кружусь, кружусь!
Я желанья исполняю
Тем, кому на нос сажусь.
Хочешь радости немножко?
Ну-ка, подставляй ладошки
И лови зимы пушинку –
Разноцветную снежинку.
- Самомассаж ладошек и пальчиков.
Художник: Ой, ребята, что-то я замерз, холодно у нас тут стало, как-будто наступила настоящая зима. Давайте погреемся, разогреем наши ручки, ладошки, пальчики.
(Дети выполняют круговые движения ладошка об ладошку; потирают ладошка об ладошку; поглаживают каждый пальчик на одной руке, а потом на другой; встряхивают кистями рук.)
- Рисование нетрадиционными методами: «оттиск бумажным снежком», «пальцеграфия».
Художник: Ну, вот наши ручки и согрелись. Ребята, а давайте слепим снежок из бумаги.
(Конструируют снежок из салфетки.)
- А я умею рисовать бумажным снежком, хотите и вас научу? Надо обмакнуть снежок в краску и легкими примакиваниями нанести на бумагу. Это у нас будут сугробы. А сейчас мы нарисуем, как падает снежок, летит, кружится. Надо обмакнуть пальчик в краску и легким примакиванием нанести на лист бумаги.
(Дети садятся за столы и рисуют сугробы «бумажным снежком», а падающий снег пальчиком, на заранее подготовленной аппликации.)
3. Итог занятия.
Ребята, посмотрите на свои рисунки. Вы, как настоящие художники изобразили на своих «картинах зимний пейзаж. Вот здесь художник» написал большие снежные сугробы, а на этом рисунке снежок легкий, пушистый летит и кружится, как будто танцует. Ой, а вот здесь настоящий снегопад, скоро наметет большущие сугробы. Все-таки зима хоть и холодное, но сказочно красивое время года.
Ребята, вам понравился наш вернисаж? Да, я с вами согласен, вернисаж получился замечательный. Мы узнали так много нового и интересного. Познакомились с пейзажами таких русских художников как Шишкин, Саврасов, Поленов и многих других. Узнали, что в музыке тоже можно передать, как завывает холодный, зимний ветер, кружится и падает снег, метет метель.
Но, к сожалению, наш вернисаж закрывается и нам пора прощаться. Я уверен, что мы с вами еще встретимся, и в будущем нас ждет еще много интересных и увлекательных путешествий в страну изобразительного искусства. До свидания, мои маленькие художники.
Деятельность воспитателя
Используя сюрпризный момент и художественное слово (загадку) воспитатель настраивает детей на работу и сообщает тему.
Воспитатель беседует с детьми по картинам, обращая внимание детей на времена года, изображенные на картинах; на изменения, которые происходят с природой весной, летом, осенью и зимой, с целью обобщения знаний о сезонных изменениях в природе. Акцентирует внимание на цвета и оттенки, используемые художниками для написания своих полотен.
Включает музыку с целью более полного восприятия художественных произведений, задает детям вопросы, направленные на восприятие и понимание музыкального произведения.
Данный прием помогает перейти от одного вида деятельности к другому через динамическую паузу.
Воспитатель показывает движения самомассажа ладошек и пальчиков для развития мелкой моторики руки.
Воспитатель показывает приемы рисования бумажным снежком и пальчиком.
Усаживает детей за столы.
Направляет работу. По окончании работы детей крепятся на мольберт.
Воспитатель продводит анализ детских работ, подводит итог образовательной деятельности.
«Художник» прощается с детьми.
Деятельность детей
Дети настраиваются на организацию внимания и восприятия материала.
Дети включаются в работу по теме, отвечают на вопросы воспитателя, аргументируя свои ответы.
Дети слушают отрывок из музыкального произведения, пытаясь понять его характер, представить о каком времени года это произведение и отвечают на вопросы, описывая свои ощущения от музыки.
Дети выполняют движения по тексту вместе с воспитателемв в сочетании с речью, снимают статическую нагрузку.
Дети повторяют движения за воспитателем. Готовят руки к рисованию.
Дети рисуют на заранее подготовленных аппликациях «бумажным снежком» сугробы, а пальчиком, падающий снег.
Дети рассматривают рисунки, находят свои, сравнивают с чужими.
Прощаются с «художником».