Татьяна Порывкина
Проект «Подвижные игры народов России»
Проект: «Подвижные игры народов России»
Хочу рассказать о проекте «Подвижные игры народов России», который длился пять месяцев. Участниками проекта были дети старшего дошкольного возраста и педагоги детского сада.
У современных детей не сформированы представления о культуре, обычаях и традициях не только других народов, но и своего. Ну а поскольку доступными формами для детского восприятия можно считать народный фольклор и народные игры, в которых в полной мере отражена национальная культура народов России, выбрали тему проекта «Подвижные игры народов России».
Публикация «Проект „Подвижные игры народов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель проекта: Систематизация и ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и подвижными играми народов России
Подготовительный этап.
1. Изучение литературы по представленной проблеме.
2. Подборка материала и составили познавательные презентации о народах России.
3. Подборка материала для составления картотеки и перспективный план разучивания народных игр.
Второй основной этап.
1. Совместно с детьми просмотр презентаций и беседы по содержанию познавательных презентаций о культуре народов России.
2. Познакомить и разучить с детьми подвижные народные игры.
Третий заключительный этап.
Картотека «Народные игры»».
Музыкально - физкультурное мероприятие: “Фестиваль игр народов России»
Продукт проекта: Авторская игра-ходилка «Игры народов России»
Ожидаемые результаты.
Расширение элементарных знаний детей о традициях, быте коренных народов родного края и России. Развитие интереса не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего национального окружения.
В рамках проекта «Подвижные игры народов России» были проведены развлечения в старших группах. Целью мероприятий было формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей России.
В подготовительной к развлечению работе воспитатели рассказывали о разных национальностях, проживающих в России. На физкультурных занятиях и игровых зарядках разучивались подвижные игры разных народов, рассказывалась история возникновения игр.
Разучив разные подвижные игры, ребята вместе с Алладином отправились в путешествие на ковре самолете по республикам России: Татарстан, Башкирия, Чечня, Удмуртия, Народы Севера.
Все народы России имеют свои флаги, традиции и национальные песни. Сказочный герой напомнил ребятам об их Родине самой огромной многонационально стране Россия. Все народы живут в мире и дружбе, любят играть и с удовольствием делятся своими национальными традициями.
Вернувшись на Родину, дети играли в любимую русскую народную игру «Никанориха». В конце развлечения русская красавица собрала всех в хоровод под песню «Во поле березка стояла», а хоровод - это символ дружбы между людьми, символ добра и мира. Воспитанники узнали историю знаменитого Шадринского гуся и весело потанцевали под песню «Шадринский гусь».
«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».
Александра Платоновна Усова – советский ученый в области педагогики.
Методическое пособие для проведения подвижных игр с детьми 3 – 7 лет
«Игры народов России»
Цель игры:
1. Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста через интерес к подвижным играм народов России.
2. Развивать двигательные умения и навыки, укреплять здоровье.
3. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни и уважать культуру народов разных национальностей.
Инструкция по использованию игры «Игры народов России"
Разворачиваем игровое поле. На каждом квадрате зашифрована народная подвижная игра. Стрелки на картинках ведут от внешнего угла к центру.
В игре участвуют две команды (количество участников в команде до 10 человек)
В начале игры две фишки ставятся на круг.
Проводится жеребьевка между капитанами команд и разыгрывается право на первый ход.
Участники команды проходят по полю своими фишками, кидая по очереди кубик.
Первый ход делает команда, чей капитан победил в жеребьевке.
Какая команда первая дойдет до игры «Никанориха» или подберется ближе к ней, та и выигрывает.
В методическом пособии представлены 14 национальных подвижных игр (Калмыкская, Дагестанская, Башкирская, Русские народные, Удмуртская, Татарская, Чечено-ингушская, Бурятская, Мордовская, игры народов Севера)
Актуальность
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью.
Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
По данным М. Руновой (2000, двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.
В связи с этим актуальным является поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению.
Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А. В. Запорожец 1986).
Народные подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.
По мнению А. П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение, от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.
Выдающийся ученый Е. А. Покровский один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации.
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей.
П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать; подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой».
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста, они актуальны и интересны и в настоящее время. Поэтому мы предлагаем методическое пособие для проведения подвижных игр с детьми 3 – 7 лет «Игры народов России», которую с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе, так и в свободной деятельности детей в детском саду.
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих воспитанников.
Инструктор по физической культуре
МБДОУ «Центр развития ребенка «Детский сад №33 «Светлячок»
Порывкина Т. А.
г. Шадринск