Руфина Вэнго
«Познакомимся с воздухом». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Образовательные:
-сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно- образное мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
Материалы и оборудование
листы бумаги на каждого ребенка, стаканы, соломинки,
алюминиевые ключики из под железных банок, газ вода,
кофе, духи, лук, чеснок, резиновые игрушки, шары, пальцы от резиновых перчаток, сода, лимона кислота, бутылка, уксус, вода в тазике, резиновая перчатка, большой одноразовый стакан без дна
Словарь: исследователь, опыт
Ход
1. Введение в тему
В: Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются)
В: Как думаете, зачем они пришли к нам на занятие?
Д: Посмотреть как мы занимаемся.
В: Правильно, давайте мы с вами докажем какие мы с вами дружные, смелые, веселые, любознательные, умные ребята
Д: Да
В: А еще наше наше занятие необычное, тем что мы с вами превратимся в исследователей. Кто знает, кто такие исследователи?
Д: Ученые
В: Исследователи- это ученые, очень умные люди, они занимаются наукой, проводят опыты и эксперименты
В:А что мы можем с вами исследовать?
Д: Камни, Воду, растения….
В: Попробуйте отгадать загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Д: Воздух
В: правильно, воздух. Я вам предлагаю стать исследователями ВОЗДУХА. Тема нашего занятия «Познакомимся с воздухом». Все что мы доказали, будем фиксировать (рисовать) на листах рисунками
Кто мне может объяснить, что такое воздух? (ответы детей)
В: Кому нужен воздух?
Д: Всем живым существам.
В: Можем ли мы жить без воздуха?
Д: Нет
В:Докажите мне, что без воздуха не возможно жить (манипуляции детей)
В: Зажмите пальцами нос, ладошками прикрыли ротик. Вам удобно, хорошо?
Д: Нет
В: Без воздуха плохо, воздух наш друг.
В: Воздух живет везде, в шинах велосипеда, в воздушном шарике, воздух живет внутри нас с вами, знали об этом? (Ответы детей). Без еды человек может прожить семь ддней, без воды день, без воздуха и минут пять.
В:Давайте докажем, что воздух нам нужен и живет он внутри нас. Положите руки на свою грудную клетку, наберите воздух носом, что происходит?
Д: Грудная клетка поднимается.
В: Это значит, что внутри наших легких есть воздух.
В: Мы с вами доказали, что воздух НУЖЕН ВСЕМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ, даже растениям. (рисуем животных, цветочек, человек,рыба)
В: А возможно ли увидеть воздух?
Д: Да, нет
В: Вы видите воздух вокруг себя?
Д: нет
В: Давайте докажем, что воздух есть, но мы его не видим. Попробуйте поймать воздух. Поймали?
Д: Нет
В: Попробуем обнаружить воздух. Для это вам нужно сделать веер из прямоугольной бумаги и помашите веером на себя. Что чувствуете?
Д: ветерок холодный
В: Вы почувствовали холодный ветерок, как вы думаете от куда он появился?
Ответы детей
В: Ветер это и есть движение ВОЗДУХА. Значит воздух может ДВИГАТЬСЯ. (рисуем дв. воздуха)
В: А когда махали веером вы увидели воздух?
Д: нет
В: значит воздух –НЕВИДИМЫЙ (рисуем привидение)
Или все таки возможно?
Д: не знаю
В: Давайте узнаем, возможно ли увидеть воздух. Возьмите стакан с водой и соломинку, дуньте в соломинку. Что происходит?
Д:Пузыри
В: ПУЗЫРИ – это и есть воздух, когда мы дуем в соломинку, мы же выдыхаем воздух в стакан с водой, а он в свою очередь превращается в пузыри. (рисуем пузыри)
В: Что с пузырями было в стакане?
Д: Они поднимались на верх
В: А почему?
Д: они легкие
В: Значит воздух – ЛЕГКИЙ (рисуем перо)
В: Давайте еще одно доказательство испытаем, что ВОЗДУХ ЛЕГКИЙ. В возьмите стакан с газированной водой, опустите туда ключик от банки. Что происходит?
Д: он поднимается
В: А что помогло ключику подняться на вверх?
Д: пузыри
В: Доказали, что пузыри, это и есть воздух (Оветы детей)
В: Доказали что воздух легкий?
Д: Да
В: Как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей). Понюхайте воздух, чем пахнет?
Д:Ничем
В: ДЗначит воздух не имеет запаха. (Рисуем крест)Закрывайте глаза, отгадайте по запаху, чем пахнем в воздухе (дети отгадывают)
В: Что мы с вами доказали?
Д: Воздух может перемешивать запахи (рисуем чеснок, духи, кофеное зерно)
В: Давайте подумаем и докажем, имеет ли воздух форму. Возьмите по резиновой игрушке, сожмите и разожмите ее, что выходит из нее?
Д: воздух
В: А где находился воздух?
Д: внутри игрушки
В: Значит внутри игрушки находится воздух, как думаете какую форму имел воздух внутри игрушки?
В: Значит, Воздух имеет форму того предмета, внутри которого находится. Давайте еще раз докажем, что воздух имеет форму. Возьмите шарик и стукните сильно по нему кулаком. (внутри завязанного воздушного шара сода и мешочек с лимоной кислотой, при ударе мешочек лопается, шар надувается благодаря смешивании кислоты и соды, происходит химическая реакция, выделяется газ) Что происходит?
Д: Шарик надулся.
В: А что его надуло?
Д: Воздух
В: Какую форму имеет воздух внутри шарика?
Д: Форму шарика
В: давайте немного поиграем и изобразим как надувается шар (шарик ввиде крокодила, шарик виде мишки, льва и т. д)
Физминутка с элементами пантомимы
В: А может ли воздух быть форме перчатки. (на большой одноразовый стакан без дна надеваем перчаток). Почему перчатка надувается? (Ответы детей)
В:Смотрите, когда опускаю в таз с водой стакан, на одном конце надетый перчаток, перчаток поднимается, это объясняется тем, что воздух, который остался внутри стакан перемещается в перчаток и он поднимается,
3. Итог
В: Ну вот и все, побыли сегодня исследователями воздуха. Вам понравилось быть исследователями? Что интересного и нового узнали?
С чем мы познакомились на занятии? (С воздухом)
Какой он, этот загадочный воздух? Что мы с вами доказали? (Он нужен всем живым, мы его можем привести в движение, он невидимый, он легкий, может иметь запах, принимать форму того предмета, внутри которого находится)
В: В виде чего можно обнаружить воздух?
Д: В виде пузырей
В Какой эксперимент вам больше понравился?
Давайте я вам раскрою секрет с надувающим шариком? (Показ)
Исследователем чего вы бы хотели еще стать? (ответы детей)