Харькова Ольга
Особенности воспитания ребенка в многодетной семье
▼ Скачать + Заказать документы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 153
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ «Ромашка»
Подготовила: воспитатель
Харькова Ольга Владимировна
Г. Трехгорный-1
Особенности воспитания ребенка в многодетной семье.
В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности, ощущают чувство неуверенности в школе, для них характерны слабое здоровье, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье – хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни.
Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами, так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.
Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.
В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой.
Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение.
Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье показал, что в ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т. д., которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации.
К сожалению, в органах социальной защиты населения сегодня отсутствует комплексный подход к решению проблем многодетных семей – основное внимание уделяется материальному положению семей. Поэтому для оказания разносторонней помощи многодетным семьям успешно применяется деятельность социальных педагогов.
Список литературы
1. Аседова Э. М. Многодетная семья: социальные проблемы // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Махачкала: ДГПУ. 2009. С. 8–11.
2. Никитина Л. Е. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. 2014. С. 13–19.
3. Синельникова А. Б. Современная семья и её проблемы // Семья в России. 2002. № 6. С. 4–8.
4. Арабов И. А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: КЧГУ, 1996. 104 с.
5. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1989. -стр. 90- 118,305 с.
6. Асмолов А. Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности. //Психология с человеческимлицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М. : Смысл, 1997. С. 239 - 249.
7. Афанасьева Т. М. Семья: Учеб. пособие для 9 10 кл. сред. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1988. - 285 с
.9. Ачильдиева Е. Ф. Многодетная семья в современном обществе: условия жизни, общественное мнение, меры социальной политики// Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М., 1990. С. 16-17.
10. Ашрафьян И. Б. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения. //Психология педагогического общения. Ростов н/Д. : РГПИ, 1978. - С. 49-59.
11. Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. М., 1972. - 325 с.