Екатерина Гребенюк
Проект «Игровой час для дошкольников». Сюжетно-ролевая игра «Магазин» в младшей группе детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно -игровой.
Цель: обогащение игрового опыта детей, который позволит им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.
Задачи:
- расширять знания детей о магазине;
- продолжать знакомить детей с профессией продавца, кассира и др. ;
- закреплять представления детей о труде взрослых;
- активизировать речевое взаимодействие детей в игре, умение поддерживать беседу;
- формировать навыки культурного поведения;
Публикация «Проект „Игровой час для дошкольников“, Сюжетно-ролевая игра „Магазин“ в младшей группе детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Магазин. Профессия продавец
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Часы, время. Проекты
- Темочки
- учить позитивно общаться и взаимодействовать со сверстниками, проявлять доброжелательность и уважение друг к другу;
- способствовать развитию у детей творческого потенциала в процессе игры.
Участники проекта : дети младшей группы группы 3-4 года (8 мальчиков, 8 девочек) воспитатели, родители.
Реквизит: костюм продавца 1 штука (халат, шапочка, костюм кассира 1 штука (халат, кокошник, костюм уборщицы 1 штука (халат, ведёрко, швабра, муляжи: овощи (10 штук, фрукты (12 штук, печенье (8 штук, тортики (2 штуки, хлеб (3 штуки, кексы (6 штук); колокольчик (один, сумочки (4 штуки, кошельки (4 штуки), стол (один, скатерти (2 штуки, комплект посуды (один).
Актуальность проекта :
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуациях, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надёжным диагностическим средством психического развития детей.
Формы и методы реализации проекта :
С детьми: беседы, НОД, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность, дидактические игры, строительно -конструктивные игры, обыгрывание сюжетно -ролевых, игровых ситуаций.
С родителями: беседы, индивидуальные консультации, привлечение к организации совместных с детьми наблюдений, к изготовлению атрибутов игры.
Ожидаемые результаты:
- формирование и развитие ролевого поведения у дошкольников;
- совершенствование и расширение игровых умений;
- обогащение и расширение представлений у детей по теме «Магазин», о культуре взаимодействия с окружающими людьми;
- развитие диалогической речи (наличие умения составлять диалоги в соответствии с принятой ролью);
- формирование культуры позитивного поведения;
- совершенствование навыков партнерского взаимодействия в парах.
Этапы работы над проектом :
-подготовительный;
-основной;
-заключительный - результаты работы над проектом.
1) Подготовительный.
а) Проведение экскурсии в магазин с участием родителей, встреча с работниками магазина. Изготовление (при желании родителей – с их помощью) атрибутов для игры на занятии ручного труда (игрушечные деньги, кошельки, банковские карты, этические беседы о поведении ребят в общественных местах, обустройство «прилавков» и «касс». Рассказ воспитателя о том, как мы играли в детстве. Чтение связанных с тематикой игры художественных произведений – например: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках», Н. Кнушевицкая «Продавец», стихотворение О. Емельяновой «Магазин игрушек».
б) распределение игровых ролей : посетители, продавцы, кассиры, директор магазина, охранник;
в) создание предметно-игровой среды (производится воспитателями) – то есть, подбор и изготовление названного выше реквизита;
2) Основной этап (ход игры).
а) создание игровой ситуации.
Общее описание и методика (состоящая как из прямых, так и из косвенных методов) данного подэтапа:
- широко используются словесные методы, создаётся проблемная ситуация;
- присутствует большое количество вопросов от игромастера (педагога) к детям, имеет место беседа с опорой на личный опыт детей, диалог между детьми и педагогом, рассказ воспитателя.
- игровые действия воспитанника представлены следующим: в беседе дети взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом. Имеют место «детская» цели (помочь Тане, поиграть в магазин). Дети выбирают необходимые атрибуты.
- Присутствует контроль результатов деятельности: дети должны иметь представления о работе магазина, уметь выбрать необходимые атрибуты для игры.
Ход подэтапа (ход создания игровой ситуации) :
Маша пришла к ребятам и попросила помочь ей.
- Ребята, у меня сегодня день рождения я пригласила много гостей, но в холодильнике пусто. Что мне делать, как мне быть? Где продукты раздобыть?
Воспитатель обращается к ребятам: - Хотите помочь Маше? Как? А как она попадёт в магазин? Воспитатель задаёт наводящие вопросы детям, пока не услышит ответа «Поиграть в магазин» или «Построить магазин».
- Хорошо, идите, играйте. Дети (идут, играют, но играть нечем. Возвращаются к воспитателю.
- Получилось помочь Маше? Спрашивает воспитатель.
- Нет! (отвечают дети).
- Почему не получилось помочь? Не знаете? А что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? Правильно, ребята, спросить у родителей, у воспитателя. Конечно же, я вам подскажу, но для начала вспомним, кто работает в магазине?
- (дети отвечают)
- Воспитатель: - Правильно, продавцы, охранники, уборщицы, кассиры. Воспитатель предлагает: - Хотите поработать в нашем магазине?
-Что делают продавцы?
-Что делает кассир?
- Какие обязанности у охранника?
-Что делает уборщица?
- Молодцы! Осталось распределить роли.
- Сотрудникам магазина предлагают занять свои места. Пока дети готовятся, воспитатель достаёт свой волшебный колокольчик и приглашает покупателей и Машу взять свои сумочки, кошельки и отправится в магазин.
- Здравствуйте! Приглашаем всех в наш продуктовый магазин!
б) разыгрывание игровой ситуации :
Описание подэтапа:
Педагог включается в игру, принимает на себя роль. Кроме того, он наблюдает за игрой, даёт детям советы, напоминания, помогает им в процессе игры по ролям.
Воспитанники, в свою очередь, взаимодействуют с воспитателем в форме беседы, отвечают на вопросы, принимают решения вместе с педагогом. Имеют место, опять же, «детские» цель (поиграть, поработать в магазине и др.).
Ход подэтапа:
Вместе с педагогом воспитанники распределяют роли: сотрудники магазина занимают свои рабочие места. Покупатели, Маша с педагогом проходят за сумками и кошельками с деньгами.
Дети продолжают игру самостоятельно, объединившись в микрогруппы по 2 ребёнка. Дети, которые взяли роли, занимают места в магазине.
Продавец магазина – вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт ему то, что он выбрал.
Покупатели просят продавца продать тот или иной товар, оплачивают покупку у кассира, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах, вступают в диалог друг с другом.
Охранник следит за порядком, уборщица убирает мусор.
По завершении подэтапа необходим контроль результатов деятельности. Результаты безусловно положительные, если:
- дети активно участвуют в распределении роли;
- имеют представления о работе сотрудников магазина;
- владеют навыками культурного поведения в общественном месте.
в) Завершение игры.
Описание подэтапа:
В плане методики по-прежнему преобладает беседа, диалог между воспитанником и детьми (отчасти и между самими детьми).
Суть игровых действий воспитанников: дети совместно с воспитателем собираются у стола, где девочки накрывают стол, расставляют все угощения, которые они приобрели в магазине. Воспитанники активно помогают друг другу. Обсуждают с педагогом, где они сегодня были, что приобрели, что узнали нового.
Если интерес к игре не угас, то дети продолжают играть, разворачивая и обогащая сюжет. Часть детей может заняться играми по интересам.
Ход подэтапа:
Маша приглашает всех в гости.
Воспитатель:
- Хозяюшка накрывает на стол, приглашают всех на чаепитие. (Сделав покупки, все вместе сервируют стол, раскладывают все то, что приобрели в магазине : овощи, фрукты, печенье, тортики, хлеб, кексы)
- Ребята, скажите, получилось у вас помочь Маше? Почему? Куда ходили? Что купили? Понравилось вам играть в магазин?
- (дети отвечают)
- Какие вы молодцы! Как красиво вы накрыли на стол!
Сразу по ходу игры даётся новое знание. Воспитателем задаются вопросы по типу: что это у вас? Как все это можно, назвать, одним словом? Не знаете? Хотите узнать?
Педагог говорит:
- Ребята, печенье, кексы, рогалики – все это хлебобулочные изделия. Запомнили? Скажите Маше что это? (хлебобулочные изделия).
- (дети отвечают)
- Замечательный у Маши получился День рождения! Угощайтесь!
3) Заключительный этап.
Описание: основная задача – оценить эффективность проведения проекта.
Её можно оценить положительно, если у детей :
- обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем мире;
- обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные игры со взрослыми;
- обогатились игровые действия, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- обогатился ролевой словарь, повысилась речевая активность;
- усовершенствовались умения вести диалог с партнёром по игре (взрослым, сверстником);
- обогатился эмоциональный опыт в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми.
У воспитателя: повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно -ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.
У родителей (если они участвовали в подготовке и проведении игрового часа) : проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.