Анна Михайлова
Проект «Играем в экономику»
Проект в подготовительной группе
«Играем в экономику»
Пояснительная записка:
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».
Публикация «Проект „Играем в экономику“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Актуальность проблемы:
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мы учитывали несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.
Цель:
-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
Задачи:
- формирование экономических представлений об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»;
— развитие экономического мышления дошкольников;
- сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
— умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Данная работа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей:
— социально – коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Сроки проведения : краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Работа с родителями:
Консультации: «Знакомим ребёнка с семейным бюджетом», «Детям о деньгах», «Детский вопрос». Фото отчет «Самостоятельной покупка».
Предварительная работа: ««Путешествие в страну профессий»; «Путешествие в прошлое денег»; беседы: «Что мне нужно?»(личные жизненные потребности, «Что такое деньги?»; рисование «Моя будущая профессия»; игра- занятие «Магазин цветов»; чтение художественной литературы : «Приключение Буратино», «Метелица», «Морозко». Сюжетно- ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин».
Тематический план на каждый день
Понедельник
1. НОД «Художественно- эстетическое развитие». Рисование «Весёлая ярмарка»
Цель: Продолжать учить составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, прямых и волнистых линий, используя образец или придумывая свой. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать цвета для узора. Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
2. Беседа: «Потребности семьи». Цель: уточнить понятия детей о разновидности потребностей (материальная, духовная).
3. Дидактические игры:. «Где можно взять товар?», «Услуги и товар». Цель: Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
4. Словесная игра : «Ярмарка». Цель: Учить детей рассказывать о своём товаре и привлечь покупателя. Первичное представление о рекламе товара.
5. Художественная литература: сказка «Хранители бюджета»
Вторник
1. НОД «Художественно- эстетическое развитие». Конструирование из коробок «Копилка с монетами».
Цель: Инициировать творческие появления детей при создании поделок на основе готовых форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Развивать воображение, чувство формы.
2. Беседа: «Что такое труд?». Цель: продолжать воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу; воспитывать самостоятельность, ответственность, инициативность.
3. Дидактическая игра : «Кто что делает и кем работает?» Цель: на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии.
4. Словесная игра : «Хочу и надо».
Цель: продолжать знакомить с экономической концепцией.
5. Художественная литература: Чтение пословиц и поговорок о труде.
6. Сюжетно- ролевая игра «Магазин игрушек». Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Среда
1. НОД «Речевое развитие». Урок «Семейный бюджет».
Цель: Продолжать знакомить с понятием «бюджет», элементами семейного бюджета; понятие «расходы» воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
2. НОД «Художественно- эстетическое развитие». Рисование «Реклама товара».
Цель: умение создавать рекламу товара работая художниками- оформителями, продумывать её содержание. Развивать творчество, фантазию. Воспитание эстетического восприятия.
3. Беседа: «Зачем всему надо учиться?».
Цель: развитие осознанного отношения к учёбе, воспитания уважения к себе.
4. Дидактическая игра : «Реклама».
Цель: уточнить знания детей, где можно найти рекламу (газеты, телевидение, радио, баннеры, листовки). Определить ситуацию: купят ли товар?
5. Обсуждение ситуации «Хорошо- Плохо».
Цель: помочь детям понимать рекламу товара и уметь выбирать, что хорошо, а что плохо для человека.
6. Художественная литература: «Муха- Цокотуха», «Как мужик корову продавал».
Четверг
1. НОД «Познавательное развитие». Урок «Финансовая азбука». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
2. Беседа: «Профессии моих родителей».
Цель: Закрепить знания о труде людей, о важности всех профессий нашего края.
3. Игровое упражнение «Груша- яблоко».
Цель: Научить считать деньги и ресурсы.
4. Дидактическая игра : «Помоги Буратино купить товар».
Цель: умение обращать внимание на ценник товар, совершать покупку.
5. Математическая игра : «Размен».
Цель: научить считать деньги.
6. Художественная литература: «Кем быть?»
Пятница
1. НОД «Исследовательская деятельность». Познавательный маршрут «Банкомат». Цель: виртуальная экскурсия в банк. Презентация о работе банкомата.
2. НОД «Художественно- эстетическое развитие». Ручной труд «Поделки для ярмарки». Цель: развитие творческих способностей, используя различный материал по выбору.
3. Беседа: «Как приходят деньги в семью?».
Цель: расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия».
4. Дидактическая игра : Семейные расходы».
Цель: сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения.
5. Художественная литература: сказка «Бизнес крокодила Гены»
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.