AregaBrowne
Проект «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект защитила музыкальный руководитель
Алексанян Арега Вальтеровна
МБДОУ детский сад №22
Ставрополь, 2023г.
Актуальность проекта : Дошкольный возраст является важным и неповторимым периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте ребенок познаёт окружающий мир с помощью практического опыта. Благодаря этому опыту, ребенок всесторонне развивается.
Публикация «Проект „Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В современном мире интересы детей изменились. Дети все меньше и меньше восхищаются прекрасным, их внимание приковано к компьютерам, гаджетам и игровым приставкам, которые не смогут научить детей понимать, где границы между добром и злом. Именно поэтому вопрос об эстетическом воспитании детей актуален в современном обществе.
К сожалению, родители уделяют лишь малую часть времени своему ребенку. Именно поэтому основной задачей педагогов становится художественно-эстетическое развитие детей.
Согласно исследованиям учёных, художественно-эстетическое развитие является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности. Художественно-эстетическое развитие личности, это не только воспитание эстетического отношения к искусству, окружающим людям, природе, но и к труду и быту; но также оно наполняет эмоциональную сферу личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Художественно-эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания.
Проблема проекта :
формирование основ художественно-эстетической культуры для детей с ОВЗ будет эффективным, если:
• организация художественно-творческой деятельности в условиях ДОУ будет строиться на базе современных методик, учитывающих психологические особенности детей;
• в педагогической практике будет максимально реализован принцип индивидуального подхода;
• в педагогическую деятельность будет внедрена практика разработки и реализации специальных профильных программ художественно-эстетического развития.
Цель проекта : развитие эмоциональной сферы - коммуникативных, интеллектуальных и художественных способностей в процессе ознакомления с музыкальным и изобразительным искусством; формирование всех психических процессов; развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи проекта : обогащать художественно – эстетический опыт;
формировать умения детей выражать свои эмоции, осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе художественно – творческой деятельности;
развивать творческую активность и эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия окружающего мира; воспитывать художественный вкус;
воспитывать любовь к музыке.
Вид проекта : Исследовательски - творческий.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты:
• Построение модели социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
• Расширение знаний детей о изобразительных материалах и способах действия с ними.
• Развитие мелкой моторики.
• Пополнение словарного запаса.
• Формирование творческой личности.
Развитие музыкальных способностей
• Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
• Удовлетворенность родителей ожидаемыми результатами.
Планирование проекта :
- теоретический анализ литературы по эстетическому воспитанию детей с ОВЗ;
- подготовка к занятиям по художественному воспитанию детей с ОВЗ;
- личные беседы с педагогами;
Сроки реализации проекта : в течение учебного года (сентябрь-май)
Ресурсы проекта : материалы и принадлежности для занятий ИЗО, музыкальные инструменты, диски с муз. записями, мнемо-таблицы, ноты и другое.
Длительность проекта : долгосрочный (сентябрь - май)
Практическая часть проекта :
Музыкальная и изобразительная деятельность — одни из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображения, стремление к эстетическому самовыражению.
Изобразительная деятельность также имеет большое значение для всестороннего воспитания детей с ОВЗ. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений развивает воображение.
Особое внимание нужно уделить нетрадиционным техникам рисования, как средствам развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, пальчиками.
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Важным этапом является самостоятельное творчество детей под руководством педагога дополнительного образования, а также взаимодействие родителей с детьми:
1. Беседы с детьми на темы:
«Золотая осень», «Моя семья», «В декабре - все деревья в серебре», «Скоро праздник Новый год», «Что изменилось зимой?», “Звуки природы”, и т. д.
2. Совместное посещение родителей с детьми музеев, концертов, выставок.
3. Семейные музыкальные праздники:
«Праздник осени», «Новый год», «8 марта», «День смеха» и др.
4. Консультации для родителей на темы:
“Эстетическое воспитание в семье”, “Рисовать вместе- это просто”, “Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие детей”
5. Мастер-классы для родителей
6. Выставка совместных семейных рисунков, поделок
«Использование различных видов музыкальной деятельности в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
В развитии детей с ОВЗ важное место занимают музыкальные занятия.
На музыкальных занятиях дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков, развивается воображение, фантазия, пробуждается
стремление к творчеству и к импровизации.
Целью музыкальных занятий является развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности и, конечно же,
Основными видами музыкальной деятельности являются: пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения. Рассмотрим их специфику в работе с детьми с ОВЗ.
Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности, где сам процесс восприятия музыки становится важным, значимым, в ходе которого осуществляется решение эстетических и коррекционных задач. В процессе восприятия дети учатся не только слушать и понимать музыку, но и чувствовать характер, настроение музыкального произведения, показывают свое отношение к ней посредством танцевального, песенного и изобразительного творчества.
Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.
Музыкальный репертуар для слушания подбирается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей :
Для детей с замедленным жизненным тонусом желательно включать активную музыку, которая ускоряла бы процессы возбуждения в коре головного мозга.
Для гиперактивных детей рекомендуются спокойные музыкальные произведения умеренного темпа.
Детям, у которых в течение дня наблюдается резкая смена эмоционального состояния, требуется спокойная музыка мягкого характера.
2. Пение.
Особое внимание следует уделить именно этому виду музыкальной деятельности, так как пение способствует активизации слухового внимания и речевого развития.
Процесс обучения пению ребёнка с ОВЗ достаточно длительный, трудоёмкий и сложный, в результате чего формируется вокально-исполнительская культура, умение слушать музыкальное сопровождение, осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Если ребенок отстает в эмоциональном развитии, то он обычно не проявляет интереса к пению. При первом знакомстве с песней необходимо вызвать интерес у детей, для этого используются игрушки, иллюстрации или картинки, подбираются песни с игровым содержанием.
Одним из эффективных методов обучения пению детей с ОВЗ является мнемотехника. Цель использования мнемотехники в пении: развитие слуховой и зрительной памяти для разучивания песен и стихов.
Необходимость использования мнемотехники для детей с ОВЗ в том, что у таких детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания песни, повышает внимательность.
В качестве основного средства мнемотехники на музыкальном занятии используется мнемо-таблица - это графическое изображение предметов, персонажей песни, их действий. Для детей с ОВЗ лучше применять цветные мнемо-таблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: солнышко – желтого цвета, елочка зеленая, небо голубое и т. д.
Также после разучивания песни можно объединить музыкальное занятие и изо-деятельность, например:
«Нарисуй песню».
Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования звучит песня. Цель: учить определять характер музыки и передавать свои впечатления в рисунке.
3. Игра на детских музыкальных инструментах. Музицирование на инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ, и, самое главное, музицирование повышает интерес детей к музыке.
Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.
В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства, что способствует социализации.
На начальных этапах обучения игре на музыкальных инструментах детей с ОВЗ используется репертуар с вокальным сопровождением, в котором обозначается последовательность действий с музыкальными инструментами.
Также при обучении игре на детских музыкальных инструментах очень актуальны музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие.
Например: «Угадай, на чём играю».
Цель: учить детей по звучанию определять муз. инструмент.
Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах.
Дети отгадывают инструмент по звучанию и показывают соответствующую картинку музыкального инструмента.
4. Музыкально – ритмические движения и танцы - вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки и ее характер передаются в движениях.
Основой этого вида деятельности является ритм, а разнообразные импровизационные, ритмические и танцевальные упражнения, хореографические композиции, сюжетно-образные движения используются, как средства для более глубокого ее восприятия и понимания.
Танец обладает широким спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети очень любят танцевать и дети с ограниченными возможностями здоровья-не исключение. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении и самовыражении.
Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения: подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.
Вывод:
При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях и особенностей ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, достигается главная цель работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку, независимо от состояния здоровья.
Таким образом, можно говорить о позитивных изменениях в состоянии ребенка, благодаря музыкальным занятиям.
Заключение:
Представленный проект направлен на успешное развитие художественно- эстетических навыков у детей с ОВЗ.
Художественно-эстетическое воспитание способствует формированию лучших качеств личности ребенка. Это достаточно сложный и длительный процесс и, конечно же, не каждый ребенок станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитывая у детей эстетический вкус, мы учим их видеть, слышать и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее.
В системе учебно-воспитательного процесса, художественно-эстетическое воспитание занимает важное место, так как это не только развитие эстетических качеств человека, но и личности в целом.
• Многочисленные исследования доказали, что формирование основ художественно-эстетического вкуса у детей с ОВЗ работает на практике.
• На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации.
Исследование показало, что познавательный интерес у дошкольников довольно велик, а наличие интереса является первым условием успешного воспитания; главное, чтобы семья поддерживала этот интерес и помогала ему развиваться в условиях ДОУ.
Список использованной литературы:
1. Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мнемосхем // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-2 (32). – С. 10-12.
2. Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др. ]. – 2018. – С. 46-48.
3. Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005
4. Котышева Е. Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. — Психологическая газета, 2008.
5. Королькова Е. А. Музыкальное занятие, как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV международной научной конференции (г. Казань, май 2016 г.).
6. Работы в области социально – культурной деятельности М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, Е. М. Григорьевой, А. Д. Жаркова, А. С. Запесоцкого, И. А. Ивлиевой, А. С. Каргина, Ю. Д. Красильникова, Т. Г. Киселевой, А. П. Маркова, И. А. Новиковой, О. Л. Орлова и др. авторов.