Май Светлана
Проект «Хлеб — всему голова» с детьми старшей-подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Наблюдая за детьми нашей группы, пришли к выводу, что не в каждой семье детям прививается бережное отношение к хлебу, а иногда и сами родители показывают неуважительное отношение к нему. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, не представляют, какой долгий путь проходит зёрнышко, прежде чем станет ароматным хлебом.
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“ с детьми старшей-подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проект призван обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитать бережное отношение к хлебу. Привлечь родителей к теме проекта, сделать их активными участниками образовательного процесса.
Модель трех вопросов.
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы узнаем?
Хлеб делают из теста. Леша Как получается хлеб? Вика Спросим родителей. Миша
Хлеб продается в магазине. Соня Кто печет хлеб? Вова Спросим воспитателей. Соня
Хлеб бывает черным и белым. Аня Из какого зерна пекут черный и белый хлеб? Лера Прочитаем в энциклопедии. Карина
Пирожки и булочки – это тоже хлеб. Миша Что можно испечь из муки? Полина Найдем в интернете. Маргарита
Тесто делают из муки. Маргарита Как делают тесто для хлеба? Гоша Узнаем из презентации. Полина
Мама печет хлеб сама дома в хлебопечке. Семен Где пекут хлеб? Толя Рассмотрим картинки из папки «Хлеб». Лера
Хлеб нельзя бросать. Жанна Почему говорят: «Хлеб - всему голова?» Леша Послушаем стихи и рассказы о хлебе. Вова
Мама из хлеба делает сухарики. Карина Что можно сделать из черствого хлеба? Аня Послушаем песни о хлебе. Гоша
Вывод:
- Дети имеют общие, недостаточные представления об этапах производства хлеба и профессиях людей занятых в его производстве. Не понимают, почему надо беречь хлеб, не знают, как можно использовать черствый хлеб.
-Тема проекта вызывает у детей интерес, желание узнать больше о производстве хлеба, значении хлеба для людей.
- Родители недостаточно понимают значение формирования уважительного отношения к хлебу у дошкольников.
Цель проекта :
Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Приобщать детей к истории и фольклору русского народа.
Задачи проекта :
- для детей:
Образовательные:
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
• формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола;
• формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес;
• развивать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
- для педагогов:
• совершенствовать методы и формы знакомства детей со злаковыми культурами, профессиями, связанными с производством хлеба, с фольклором России.
- для родителей:
• привлечь внимание родителей к вопросу воспитания уважительного отношения к хлебу – как одной из ступеней духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Праздник «Хлеб - всему голова».
Открытие мини-музея «Хлеб-Батюшка»
Продукты проекта :
- для детей:
творческие работы: рисунки «Пшеничный колосок», аппликация «Колосья в вазе», поделки из солёного теста; творческие рассказы «Откуда хлеб на столе», «Берегите хлеб»
- для педагогов:
выставка в мини-музее «Хлеб-батюшка»; проект «Хлеб - всему голова», альбом «Лепим с детьми из соленого теста»
- для родителей:
Фотографии для альбома «Печем из теста»
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей:
Знание названий, внешнего вида, особенностей злаковых растений, процесса приготовления хлеба, уважительное отношение к труду хлеборобов, к работникам хлебопекарной промышленности; сформированность бережного отношения к хлебу
- для педагогов:
использование различных форм и методов в проектной деятельности, привлечение родителей для участия в дальнейшей проектной деятельности;
- для родителей:
повышение мотивации для совместной творческой деятельности с детьми в детском саду и дома.
Вид проекта :
познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта :
Краткосрочный (5.10 .23– 16.10.23)
Участники проекта :
дети старше-подготовительной коррекционной группы, педагоги, родители.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о хлебе.
2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Подбор необходимой литературы по данной теме.
Предварительная работа:
1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;
2) Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;
3) Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Формы проведения:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми
2. Восприятие художественной литературы
3. Наблюдения
4. Беседы
5. Художественное творчество
6. Игры
7. Исследовательская деятельность
8. Совместная деятельность с родителями
Планирование деятельности в рамках проекта.
Образовательная область Содержание
Познавательное развитие Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»;
Наблюдения и рассматривание альбомов;
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- просмотр презентации «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Исследовательская деятельность
Посещение мини-музея, экскурсия на кухню
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).
ООД «Откуда хлеб пришел»
Цель: познакомить детей с историей хлеба, как выращивали хлеб в старину.
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Берегите хлеб», «Хлебосольство. Народные традиции России».
Совместно с детьми разработать правила обращения с хлебом.
Знакомство с профессиями – агроном, комбайнер, мукомол, кондитер (пекарь) «Загадки в картинках»
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».
Речевое развитие Словесная игра «Откуда хлеб пришел» (игра с мячом, «Какой бывает хлеб» (подобрать слова к слову «хлеб», которые отвечают на вопрос «какой?», «Подбери слово» (подобрать однокоренные слова к слову «Хлеб», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию».
Проговаривание скороговорок о хлебе
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.
Приметы о хлебе.
ООД «Хлеб»
Художественно- эстетическое развитие Рассматривание репродукций картин русских художников на заданную тему;
Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках, штриховка.
Рисование «Колосок», «Пшеничное поле», по стихотворению К. Чуковского «Чудо дерево».
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для выставки.
Составление узоров и рисунков из круп.
Коллаж «Что можно сделать из муки»,
Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Слушание музыки О. Варенец «Хлеб всему голова», песни в исполнении Л. Зыкиной «Песня о хлебе».
Физическое развитие Дыхательная гимнастика (релаксация) «Колосится в поле рожь»
Подвижная игра - эстафета «Трактористы»
Игры – хороводы: «Парочки», «Как батюшка сеял рожь».
Подвижные игры: «Помощники», «Кто быстрее соберет урожай», «Мышеловка», «Мельник»
Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Физ. минутка: «Растим хлеб»
Пальчиковые игры: «Мельница», «Откуда хлеб пришел», «Бублик», «Каша»»
Содержание мини-музей «Хлеб-Батюшка»
Альбом «Хлеб»
Набор картинок «Хлеб»
Настольная игра «От зернышка к караваю»
Альбом «Печем из теста»
Коллаж «Что можно приготовить из теста»
Коллекция «Зерновые культуры»
Выставка «Лепим из соленого теста»
Взаимодействие с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Фотоальбом «Печем из теста».
II ЭТАП. Реализация проекта.
III ЭТАП. Итоговое мероприятие
Праздник «Хлеб - всему голова».
Открытие мини-музея «Хлеб-Батюшка»
Заключение.
Модель трех вопросов
Что мы узнали? Что нас удивило? Что понравилось больше всего
Черный хлеб делают из зерен ржи, а белый из пшеницы. Серый хлеб делают из зерен ржи и пшеницы. Смотреть презентацию про хлеб.
Изделия, сделанные из теста, называются хлебобулочные. Видов хлебобулочных изделий очень много. Собирать фотоальбом и составлять рассказы по фотографиям.
Тесто для хлеба делают из муки, воды, соли, сахара. Бывает тесто с добавками: изюм, орехи, тмин, кориандр, кунжут и т. п. Рассматривать картинки в музее «Хлеб-батюшка».
Хлеб полезный продукт. В хлебе содержатся витамины, которые помогают работать мозгу. Слушать рассказы и сказки о хлебе.
Много людей трудится для того, чтобы у нас был хлеб. Люди, которые выращивают хлеб на полях - называются хлеборобы. Рисовать и лепить хлебобулочные изделия, делать аппликацию колосьев.
Хлеб нельзя бросать, к нему надо относится с уважением. В войну люди голодали, на один день давали маленький кусочек хлеба. Инсценировать сказку «Колосок»
Выводы:
• В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.
• Педагоги постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
• У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество.
• Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Откуда хлеб на стол пришёл», привлечению родителей к образовательному процессу. А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.
• Родители приняли активное участие в реализации проекта.
• Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности.
Приложение
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб»
Цели: Развитие связной речи детей по теме «Хлеб».
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей, что хлеб — ценнейший продукт питания; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме.
Развивающие: развивать мышление; развивать память, речь, внимание.
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.
Ход занятия
1. Организационный момент
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — хлебом.
2. Беседа о хлебе
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)
Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.
-Какие пословицы Вы знаете о хлебе?
Хлеб — всему голова.
Хорошо трудиться — хлеб уродится.
Что посеешь, то и пожнешь.
-Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес- это все зерновые культуры.
Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос). Воспитатель с детьми рассматривает колосья.
Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)
Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)
Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)
- Где растут колосья?
3. «Какой? Какая?»
— А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой.
Один большой, а другой. и т. д. (толстый, длинный, полный, прямой).
Это большое поле, а маленькое — полюшко.
Это колос, а это маленький. (колосок)
Это пшеница, а это. (пшеничка)
Это кукуруза, а это. (кукурузка)
Это зерно, а это. (зернышко)
Это стебель, а это. (стебелек)
Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)
Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)
Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)
Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)
4. Физкультминутка
Едем в поле. Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.
На кочку наехали Подпрыгивают,
В яму заехали приседают,
Горки объехали делают повороты вправо и влево.
и на поле приехали.
5. Долгий путь пройдет зернышко, чтобы превратиться в хлеб.
Игра "Цепочка".
Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)
В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
Из чего мука? (Из зерна.)
Откуда зерно? (Из колоса.)
Откуда колос? (Вырос в поле.)
Расставь картинки «От зерна до каравая» по порядку и составьте рассказ по картинкам.
6. Дидактическая игра: «Подбери слова»
Хлеб какой : вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).
Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т. д.
7. «Отгадай, что это?»
- Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.
Ржаная – это лепешка или хлеб?
Ржаное — это поле или хлеб?
Пшеничный – это колосок или поле?
Пшеничная – это мука или пирожок?
Пшеничное – это мука или тесто?
Ржаные – это колоски или колосок?
Пшеничные - это пироги или мука?
Хлебные – это крошки или посуда?
Хлебный – это квас или крошки?
8. Итог занятия
— Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека» :
Склонила тяжелую голову рожь :
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!».
Дыхательная гимнастика (релаксация) «Колосится в поле рожь»
Дети стоят прямо. Поднимают руки
Колосится в поле рожь, вверх, делают плавные движения
Там, во ржи, цветок найдешь, Влево- вправо.
Ярко синий и пушистый, Наклон вперед к цветку.
Только жаль, что не душистый. Делают глубокий вдох, выдох.
Подвижная игра - эстафета «Трактористы» Дети делятся на две команды, затем становятся парами и берутся за кольцо. Первый ребенок – «тракторист», второй - «плуг», вместе им нужно «вспахать поле». Дети парой должны пробежать между предметами до ориентира и вернуться, передать эстафету другой паре. Выигрывает команда, которая пробежит между предметами, не отпустив руки от кольца.
Подвижная игра «Мельник»
Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все говорят: Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай И в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый, мельник!
На последнем слове все должны
остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют слова и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.
Опытно-экспериментальная деятельность
Цели:
- познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают белый и чёрный хлеб.
-учить распознавать их по характерным особенностям. (ячмень-рожь-овёс-пшеница)
-учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок.
Материалы: поднос с белым и чёрным хлебом, картинки с изображением стадий выпекания хлеба, мука, вода, соль.
Ход :
Воспитатель предлагает попробовать детям белый и черный хлеб.
Воспит. - А ты знаешь, из чего делается белый и чёрный хлеб?
Проводится беседа с детьми по картинкам. Затем раскладываются картинки с изображением стадий выпекания хлеба.
Загадки:
Весь из золота отлит
На солнышке стоит
(колосок)
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом
(колос пшеницы)
Всё поле в серёжках
(овёс)
Ну а теперь давайте сами попробуем замесить тесто. Для этого нам понадобится мука, вода и соль.
- Ребята, какая мука? (белая, рассыпчатая, сухая, её можно пересыпать)
- А какая вода? (прозрачная, чистая, жидкая, её можно переливать)
- Опишите свойства соли. Какая она? (Белая, сухая, сыпучая)
- Как вы думаете, какая она на вкус? (Солёная)
- Есть такая народная примета: рассыпать соль — это к ссоре. В давние времена соль была очень дорогим продуктом, поэтому рассыпать соль было очень неприятным событием, и люди придумали такую примету. Это сейчас её просто делать и в каждом магазина можно купить. Но примета осталась. И мы с вами тоже будем аккуратно обращаться с солью и с мукой, потому что в них труд многих людей, которые их сделали.
Воспитатель показывает, как замешивается тесто, детям выдаётся по кусочку теста предлагает вылепить каждому ребёнку своё любимое хлебобулочное изделие. Дети лепят булочки, печенье, кексы и т. д. Затем относит на кухню и просит выпечь наши изделия. Через некоторое время можно покрыть лаком и поставить детям для игр.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)