инна колесникова
Проект «Хлеб — всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект исследовательско — творческий, коллективный, долгосрочный
Актуальность
С рождения ребенок является первооткрывателем. Наилучшим образом решается задача поиска ответа на вопрос с помощью метода проектов, в основе которого лежит определенная проблема. При разработке и реализации проектов мы стремились к тому, чтобы ребенок воспринимал нужные ему знания, изучаемая проблема бралась из реальной жизни и значима для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности, проявлений творчества и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Мы выбрали эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех - как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспоминать об этом надо не только в трудную годину, а помнить - всегда! Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность. В сказках о хлебе авторы затрагивают все вопросы воспитания. Поэтому, мы считаем, что сказка самый первый и необходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными.
Проектная деятельность позволяет проследить взаимосвязь в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
У детей младшего дошкольного возраста, в нашей группе в частности, словарный запас как количественно, так и качественно не богат, дети, как городские жители, в недостаточной степени имеют представление об зерновых культурах, о том, где и как они растут, как за ними ухаживают и т. д. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из простых предложений и бедны эпитетами. Задания, сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у детей серьезные затруднения.
Участие детей в проекте «Хлеб – всему голова» позволит максимально обогатить знания и представления детей об зерновых культурах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Проблема:
Как вырастить хлеб?
Быстро ли он растёт?
Какая бывает пшеница, рожь?
Как собирают пшеницу?
Цель проекта:
Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Вовлечение каждого участника в активный познавательный и творческий процесс;
формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности:
познавательную;
творческую (художественно-эстетическую);
коммуникативную.
Задачи проекта:
Развивать и обогащать знания детей о хлебе, труде людей;
Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
Познакомить с процессом приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
Закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду, развитие мелкой моторики в процессе работы с тестом;
Развивать у детей коммуникативные качества, активизировать и обогащать их словарь;
Развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального общения, способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Предполагаемый результат:
Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Хлеб».
Формирование у дошкольников опыта познания процессов и явлений, происходящих в природе;
Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе: познавательного, эстетического, гуманного;
Развитие творческих способностей детей средствами разных видов художественно – продуктивной и театрализованной деятельности;
Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;
Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Создание условий для осуществления проекта:
Оборудование уголка.
Приготовить для просмотра с детьми фильмы по сказкам «Колосок», и т. д
Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями про хлеб.
Рекомендовать родителям приобрести для домашнего книжного уголка произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) о хлебе.
Ресурсы проекта:
1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000.– № 2.– С. 8-17.
4. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
5. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».
6. Шаехова Р. К. «Природа и ребенок».
7. Николаева С. Н. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве».
8. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Семицветик»
9. Методическая литература под редакцией Л. Г. Горького и Т. Бондаренко.
Подготовительный этап:
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ:
Работа с интернетом, энциклопедиями, с литературой по теме «Хлеб всему голова».
Подборка книг, иллюстраций, дидактических пособий, репродукций картин для обновления развивающей среды.
Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Жатва».
Совместная работа и подборка материала с родителями для работы в центрах.
Изготовление папки с подборкой стихов, пословиц, поговорок и загадок о хлебе.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Подборка пословиц, поговорок, загадок и стихов о хлебе.
Рисунки совместно с детьми на тему «Хлеб».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Хлебный магазин», «Кулинария».
Подбор интересной информации о хлебе из книг, интернета, энциклопедий.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов :
Чтение и разучивание стихов о хлебе, отгадывание задок.
Чтение произведений художественной литературы по теме: русских народных сказок «Колобок».
Проведение подвижных игр: «», «Помощники», «Съедобное-несъедобное», «Кто быстрее соберет урожай».
Беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности.
Беседы с детьми:
«Наш урожай»,
«Для чего растению нужны семена?»
Дидактические игры:
«Доскажи словечко»,
«Назови ласково»,
«Что где растёт?»,
«Скажи наоборот»,
«Чудесный мешочек»,
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстративного материала по теме «Хлеб».
Просмотр на DYD плеере сказки «Колосок».
Обведение и штриховка трафаретов «Крендельки бараночки».
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Кулинария», «Магазин «Хлеб».
Театрализованная деятельность с разными видами театра: настольно-плоскостной.
Непосредственная образовательная деятельность:
Образовательная деятельность «Рисование», «лепка» - «Колосок», «Поле с рожью»
Образовательная деятельность «Аппликация» обрывным методом «Колоски»,
Образовательная деятельность «Познание» «Крендельки - бараночки на нашем столе»
Образовательная деятельность «Художественно – эстетическое воспитание» досуг «Осень щедрая пора»