Ирина Пешкова
Проект «Грибы — грибочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект ««Грибы - грибочки»
Воспитатель: Пешкова Ирина Владимировна
Тип проекта : экологический
Характер проекта : познавательно- информационный, творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный (24.09. - 28.09.2018г. г.)
Предметы исследования: грибы
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель.
Проблема: дети недостаточно знают о грибах, произрастающих в наших лесах.
Публикация «Проект „Грибы — грибочки“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Гриб - одно из самых интересных и таинственных
явлений природы. Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии грибов которые растут в наших лесах. Мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Участие детей в этом проекте позволит максимально обогащать знания и представления о грибах –съедобных и несъедобных их характерных признаках, развивать творческие способности, связную речь.
Цель проекта :
1. Углубление знаний и представлений детей о грибах;
2. Формирование познавательных навыков.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с грибами, которые растут в наших лесах.
2. Формировать знания о грибах, об их строении, функциях и значении в лесном сообществе и в жизни людей.
3. Учить детей определять основные виды грибов (подберезовик, лисички, подосиновик, опята, белый гриб (боровик,шампиньоны); различать съедобные-несъедобные грибы.
4. Развивать познавательные интересы и творческие способности дошкольников на примере изучения разнообразия грибного мира.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Выбор темы (использование модели трёх вопросов) :
Что мы знаем о грибах?
-Грибы могут быть ядовитыми.
-Грибы растут возле деревьев.
-Грибы разного цвета.
-Грибы растут в лесу.
Что мы хотим узнать о грибах?
- Какие есть грибы?
- Где живут грибы?
- Как грибы можно различать?
Как мы можем узнать о грибах?
- Узнать из книг;
- Спросить у воспитателя;
- Спросить у родителей;
- Посмотреть мультфильм.
Предполагаемый результат:
- Закрепления знаний о представлений детей о грибах;
- Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающим, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, приметами, загадками о грибах.
- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой).
Подготовка к проведению проекта :
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор иллюстраций по теме, обновление речевого уголка;
- подбор пособий и игр по данной теме;
- подобрать дидактический материал, наглядные пособия, (картинки, плакаты, настольные игры);
-подготовка материала для продуктивной деятельности;
-презентация про грибы;
-художественное творчество;
Перспективный план реализации проекта
«Грибы- грибочки»
Познавательное развитие Беседы «Где растут грибы», «Польза и особенности грибов», «Правила поведения в лесу»
Рассматривание иллюстраций картин, фотографий с изображениями грибов.
Оформили в уголке природы. «Грибную полянку»
Социально-коммуникативное
развитие
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Лото», «Домино», «Корзина с грибами», Шнуровка «Корзина грибов»
Дидактические игры: «Обведи грибок», «Собери грибы в корзину», «Помоги белочкам»
Игры: «Какие грибы спрятались», «Какой гриб лишний», «Собираем грибы»
Подвижные игры:
«У медведя во бору грибы ягоды беру»
«Собери грибы в корзину»
Игры в мяч «Назови грибы»
Речевое развитие Отгадывание загадок о грибах.
Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошел»
Зарядка для пальчиков
Физкультминутка «В лес гулять мы пошли»
Физкультминутка «За грибами»
Чтение художественной литературы:
«Грибы» А. Толстой
«Под грибом» В. Сутеев
«Грибы» В. Катаев
«Подберезовик» В. Зотов
Художественное творчество:
Лепка «Грибы»
Аппликация «Белый гриб»,
Книжки- раскраски «Грибы в лесу»
Рисование «Грибной мир»
Конструирование
«Раз грибок два грибок»
«Построй грибок»
Творческая работа
Аппликация коллективная работа
«Грибная полянка»
Продуктивная деятельность Изготовление ЛЭПБУК про грибы
Презентация «Грибы-грибочки»
Результат
В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах :
-в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о грибах, о многообразии грибов;
-на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о грибах, у детей расширился и активизировался речевой запас.
Литература:
О. С. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду : Подготовительная группа
Т. А. Шорыгина Грибы Какие они?
Н. А. Кнушевицкая Стихи и речевые упражнения по теме «ГРИБЫ»
Приложение 1
Конспект беседы с детьми
«Где растут грибы. Польза и особенности грибов»
Цель:
Ознакомление детей с грибами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются, уточнение условий необходимых для роста и развития грибов, польза и значение грибов в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.
Задачи:
1. Формировать бережное отношение к природе;
2. Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания;
3. Учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе;
4. Закрепить представление о понятиях «грибы»;
Ход беседы:
C тихотворение:
Под березой, под осиной,
Он такой всегда красивый.
И лисичка, и сморчок,
Гриб торчит, как пятачок.
Шляпка, ножка, все мы знаем,
Гриб найдем, не потеряем.
Можем жарить, посолить,
Вкусом маму удивить.
Беседа и просмотр картинок с грибами и ягодами :
Воспитатель:
«Какие грибы вы знаете?»
- волнушки, грузди, сыроежки, боровики (белые грибы, подосиновики, подберезовики, грузди. маслята, лисички, рыжики
Воспитатель:
«Где растут грибы?»
Дети: в лесу
Воспитатель:
-Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!
Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть?
Если к Вам приходили посылки или бандероли, письма — то покажите ни них, где написан адрес. Зачем на них написали адрес?
Оказывается, и у грибов есть… свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные к природе люди.
Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!
каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.
-Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики.
-Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы — боровики — и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов : «сосновый бор». Там их можно найти.
-А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.
-Под осинами — подосиновики.
-На пнях живут и растут опята.
-В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.
-А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.
-Рыжики любят хвойные леса — ельники и сосняки.
Интересное об «адресе» грибов : к осени грибы немного меняют свой «адрес», то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко — на более теплое место. Если раньше летом в июле — начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.
«Зачем грибы и ягоды в лесу» -они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу: Грибы — настоящие друзья деревьев!
«Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»
Есть грибы съедобные, а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб. Если не знаешь гриба, то лучше его оставить в лесу и не брать.
«Что такое безопасность в лесу?»
- не ходите в лес одни, только со взрослыми;
- возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
- вернуться из леса нужно до наступления темноты;
- не уходите вглубь леса;
- не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
- запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
- не сжигайте высохшую траву или листья;
- не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
- не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
- нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
- не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
Пальчиковая гимнастика "Грибы" «Этот пальчик»
этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал, это пальчик жарить стал,
этот пальчик все съел, оттого и потолстел.
(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)
«По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы грибы искать.
Первый гриб- боровик, Полезай в лукошко!
Подосиновик стоит
На высокой ножке.
Подберезовик нашли,
Под березой прямо.
И масленок прячется, Вот какой упрямый!
(Дети поочередно массируют пальцы рук)
Прогулка по нашему лесу на территории детского сада
Приложение 2
Загадки о грибах
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это. (гриб)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый. (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна. (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется. (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный. (груздь)
На поляне шар лежит,
Лишь наступишь — дым валит.
Круглый гриб смешить мастак.
Это — дедушкин. (табак)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке. (мухомор)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный. (мухомор)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте. (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная. (поганка)
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным. (сморчок)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются. (лисички)
Приложение 3
Сказка «Грибы» А. Толстой
Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет – и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да – шлеп.
В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет. Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.
К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.
– Поесть бы, – захныкала Косичка.
Иван начал живот чесать.
– Мы гриб найдем и съедим, – сказал Иван. – Пойдем, не хнычь.
Нашли они под дубом боровика, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала:
– А может, грибу больно, если его есть?
Иван стал думать. И спрашивает:
– Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?
Отвечает боровик хрипучим голосом:
– Больно.
Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:
– А тебе, подберезовик, ну если тебя есть, больно?
– Ужасно больно, – отвечает подберезовик.
Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленка, лисичку и сыроежку.
– Больно, больно, больно – пищат грибы.
А груздь мокрый даже губами зашлепал:
– Что вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…
– Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.
А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:
– Миленький гриб, можно тебя съесть?
– Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.
Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг, откуда ни возьмись, налетают грибы : боровик и подберезовик, подосиновик и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленка, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить-колошматить:
– Ах ты, яд, Мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить удумал, а?
С Мухомора только мука летит.
– Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор, посмеяться.
– Мы тебе посмеемся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.
– Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.
И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.
Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.
А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:
– Ешь, барабанщик!
Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом»
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее.
Ползёт к грибу мокрая Бабочка :
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт.
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт. Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится.
— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх вы! Гриб-то.
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Вопросы для обсуждения с детьми
• Как Муравей оказался под грибом?
• Кто ещё спрятался от дождя под грибом?
• Почему сначала под грибом хватало места только Муравью, а потом там поместились и другие? Что произошло с грибом во время дождя?
• Нарисуй, какой был гриб до дождя и каким он стал, когда дождь закончился.