Ирина Корюненко
Проект «Грибок в лукошке» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 общеразвивающего вида»
Республика Коми, г. Ухта Проект «Грибок в лукошке» средняя группа
Разработали воспитатели: Корюненко И. С., Котельникова И. В.
Название проекта : «Грибок в лукошке»
Тема проекта : Видовое многообразие грибов.
Тип проекта : познавательно-информационный, творческий.
Публикация «Проект „Грибок в лукошке“ в средней группе» размещена в разделах
- Грибы. Проекты
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в лесах северного региона.
Актуальность проекта :
В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети ходили в лес за грибами. А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении…
По общему мнению, возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно заниматься этой темой.
Цель проекта : углубление знаний и представлений детей о грибах, формирование познавательных навыков.
Задачи проекта.
Для детей:
- дать понятие о грибах, их внешнем виде, строении, месте произрастания;
- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы по их характерным признакам;
- развивать творческие и познавательные способности детей.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Для педагогов:
- реализовать обучающие, развивающие, воспитательные задачи через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
- вовлечь семьи воспитанников в образовательный процесс.
Для родителей:
- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
- повышать родительскую компетенцию по теме проекта (знакомить детей с грибами в условиях дома : по компьютеру, по телевидению, по книгам;
семейный поход в осенний лес за грибами).
Паспорт проектной работы
Возраст детей: дети 4 - 5 лет.
Направленность: разные виды детской деятельности (познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие).
Участники проекта : дети средней группы №1 «Огонек», воспитатели, родители.
Формы проведения: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций;
заучивание стихов о грибах и осени; просмотр презентации «Грибы наших лесов»; выставка книг «Грибная поляна», фотоколлаж «Мы - грибники»; продуктивные виды деятельности; работа с родителями.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Предполагаемые результаты:
• Сформированы представления детей о грибах :
об их строении, функциях и назначении частей,
об их месте и разнообразии в лесном сообществе;
свойствах съедобных и несъедобных грибов;
• Получение информации из различных источников;
• Продукты детской деятельности;
• Бережное отношение детей к природе.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
- выявление проблемы по теме проекта;
- постановка целей и задач проекта;
- планирование образовательной деятельности с детьми;
- подбор методической литературы, дидактических материалов, наглядных пособий по теме проекта;
- подбор литературных произведений для чтения детям;
- организация предметно – развивающей среды в группе,
условий для самостоятельной деятельности детей;
- размещение информации о начале реализации проекта, сообщение темы проекта родителям, с целью привлечения их к совместной деятельности;
- консультативная работа с родителями по заданной теме.
II. Основной этап:
Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности.
Утро (до прогулки) :
- индивидуальная работа с каждым ребенком по продуктивным видам деятельности.
- групповая работа – рассматривание иллюстративного материала, ситуативные разговоры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; игры (настольные, словесные, хороводные, малой подвижности).
Прогулка:
- групповая работа – рассматривание и наблюдение за объектом (грибы) на участке; игры (подвижные, малоподвижные)
- индивидуальная работа – закрепление знаний о грибах с каждым ребенком.
творческие поделки: «Вот он гриб-Боровик и красив, и велик!» ( выкладывание из листьев: коричневые листочки - шляпка, желтые листочки - ножка)
Вторая половина дня:
- групповая работа - чтение художественной литературы, загадывание загадок.
- индивидуальная работа - дидактические игры (после ужина).
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: формировать познавательный интерес, развивать воображение и творческую активность детей.
• Рассматривание картин, иллюстраций:
Сюжетные картины на тему «Грибы».
Рассматривание строения грибов
Наблюдение за грибами в природе с родителями;
Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о грибах.
• Составление мнемотаблицы: «Грибы»
(совместное творчество педагогов и детей группы)
• Беседы
«Особенности внешнего вида грибов»
Природный мир – «Грибы – особое царство природы» (места и особенности произрастания грибов; польза и вред)
Сравнение съедобных и ядовитых грибов «Найди и опиши»
• ситуативные разговоры (безопасность) :
«Не животные и не растения»; «Где растут грибы и ягоды»;
«Эти коварные двойники»; «Как не заблудиться в лесу»;
Социально – коммуникативная деятельность:
Цель: развивать у детей речь средством общения. Обогащать активный словарь. Развивать диалогическую и монологическую речь и речевое творчество.
Беседа «Грибы нашей местности»
Рассказ воспитателя «Кому нужны грибы»
• Дидактические игры:
Цель: закреплять представления о грибах в окружающем мире.
«Где растёт» (шнуровка); «Выросли грибы»; «Что лишнее?»; «Сбор грибов»; «Сколько грибов стало»; «Обведи грибок»; «Угадай по описанию»;
«Разрезные картинки»; «Лото»;
Игра в мяч «Назови грибы, ягоды, фрукты»
• Пальчиковая игра:
«Пошли пальцы по грибы»
Художественно-речевая деятельность:
Цель: прививать любовь и бережное отношение к природе, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
• Чтение художественной литературы:
Энциклопедия: Большая книга леса ( цикл рассказов: «Царство грибов»)
А. Толстой «Грибы»; В. Зотов «Мухомор»; В. Катаев «Грибы»;
Стихотворение «Грибы» Н. Фадеева; В. Зотов «Подберезовик»;
Н. Алиева «Гриб-волшебник»; Сутеев «Под грибом»; потешка «Гриб-Грибок».
Отгадывание загадок о грибах.
Чтение пословиц и поговорок о грибах.
Арифметические задачи.
Заучивание стихотворений о грибах.
• Просмотр мультфильмов:
«Грибок – теремок»; «Под грибом»; «Уроки тётушки Совы» (про грибы).
Художественно – творческая деятельность:
Цель: Формировать и закреплять представления детей о форме и цвете грибов.
• ООД Лепка: «Осторожно, мухомор!»;
• ООД Аппликация: «Под сосной растёт грибок»
• ООД Рисование: «Белые грибочки выросли в лесочке»;
книжки-раскраски (раскрашивание силуэтов с изображением грибов)
Двигательная деятельность:
Цель: совершенствовать умения действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, память, закреплять представления о запасах леса.
Подвижные игры: «У медведя во бору», «За грибами», «Грибники-затейники».
Театрализованная деятельность:
Обыгрывание сказки Сутеева «Под грибом»
Работа с родителями:
Цель: развить интерес детей к сбору грибов, обсудить ценность грибов для человеческого организма, познакомиться с семейными традициями ребят, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
• Консультации: «Как привить любовь к природе»,
«Правила поведения в лесу», «Первая помощь при отравлении грибами»,
• Оформление папки-передвижки на тему: «Грибное блюдо»
• Беседа: «Семейный поход в лес за грибами»
• Помощь в организации: развивающей среды; выставки разной литературы
выставки: Фотоколлаж «Мы - грибники».
III. Заключительный этап (продукт проектной деятельности)
• Выставка творческих работ детей.
• Мнемотаблица: «Грибы»
• Презентация «Ах, грибы, грибочки!»
• Совместное творчество родителей и детей: Фотовыставка «Мы – грибники».
Анализ проведенной работы:
Дети:
Содержание проекта направлено на обогащение знаний детей о мире грибов, воспитанию бережного, заботливого отношения к природе нашего края.
Работа проводилась во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой.
В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах, получая информацию у родственников, в книгах; на прогулке; через наблюдения, беседы, игры, чтение стихотворений, потешек, загадок, просмотр презентаций, мультипликационных фильмов.
Дети умеют классифицировать съедобные и несъедобные грибы. Узнали много нового о полезных свойствах съедобных грибов и об опасности несъедобных грибов. Проявляется устойчивый интерес к тематически многообразным произведениям о грибах, рассматриванию фотографий, иллюстраций.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских, творческих способностей через различные виды организованной деятельности.
• Систематизация и обогащение развивающей среды группы по теме «Грибы».
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Беседы с детьми о грибах.
Перед приготовлением грибов необходимо отварить их 1-2 раза в чистой воде, отвар вылить. Детям до 5-7 лет желательно не употреблять грибов, впрочем, как и пожилым людям из-за большой нагрузки на желудочно-кишечный тракт. Грибами в природе питаются лоси, ежи, белки, мыши. Всегда помните главное правило грибника : Не знаешь не бери! изучает грибы удивительная наука «микология». И сегодня каждый из вас стал почти настоящим микологом
Грибы применяются и в лечебных целях, в научной медицине хорошо известно значение пенициллина и др. антибиотиков, содержащихся в грибах, для лечения инфекционных заболеваний. Чайный гриб, имеющий противовоспалительные и анестезирующие свойства, широко используется в восточной медицине. В народной медицине для лечения заболеваний нервной системы используется мухомор, алкоголизма навозник, лучевой лейкопении и опухолей березовый гриб чага другие грибы.
Правила сбора грибов.
Надо твё рдо запомнить такие правила:
В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка
должна доставлять вам удовольствие.
•
Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если
возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если
специалиста рядом нет, не берите сомнительный гриб.
•
Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог.
•
Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках,
подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека
микроорганизмы.
•
Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них
мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает
настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся».
•
Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса.
Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.
•
Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из
земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие
листья, хвою, не разрушать грибницу.
•
Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.
•
Гриб срезай острым ножом осторожно.
•
Не трогай незнакомые и несъедобные грибы.
•
Сухую листву и мох не переворачивай.
•
Не собирай грибы, которых не знаешь.
•
Не сбивай и не топчи несъедобные грибы.
•
Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшее сомнение
ВОПРОСЫ:
Перечислите способы использования грибов в пищу. (Сушат, жарят, варят, солят, маринуют)
Как называются грибы, которые бывают разных цветов? (Сыроежки)
Ест ли белка свежие грибы? (Нет)
Появление, каких грибов знаменует окончание лета? (Опят)
Какая погода предвещает урожай грибов? (Дождливая)
В каких местах нельзя собирать грибы? (Вдоль шоссейных дорог)
Лекарственные грибы :
Мухомор – лечит ангину, ревматизм,
туберкулёз, заболевание кожи, настойкой натирают суставы.
Шампиньоны – лечат тиф
Белый гриб (боровик) – лечит от обморожения, снижает боли в сердце.
Чайный гриб – поднимает аппетит; лечит суставы.
Опята - помогают пищеварению.
Грузди - лечат туберкулёз.
Гриб чага –лечит желудок, туберкулёз, рак, останавливает кровотечение.
Рыжики – убивают вредные бактерии.
Говорушка – лечит туберкулёз кожи и костей.
Лисички – лечат гнойные заболевания, заражение крови.