Наталья Котова
Проект «Город Сергиев Посад»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35»
141300 г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская, 20
тел 8 (496) 540-24-15, факс 8 (496) 540-24-15
Email : dou35sp@yandex.ru
Проект
Город Сергиев Посад
и его создатель
Сергий Радонежский
(3.05.1314г – 8.10.1392г)
ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:
КОТОВА Н. Н.
Публикация «Проект „Город Сергиев Посад“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
МЕДВЕДЕВА Л. Н.
СЕРГИЕВ ПОСАД
04.2016г.
Пояснительная записка:
У большинства людей чувство Родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством Родины малой, первоначальной, Родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.
(А. Твардовский)
Малая Родина… У каждого она своя, но это то родное место которое определяет многое, если не сказать все! В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможность и для нравственно-патриотического воспитания.
С младенчества ребенок слышит родную речь.
Воспитывается любовь и интерес к родному языку, его богатству и красоте.
Эти две задачи развитие речи и воспитание патриотов своей страны в наше время.
Родина начинается с города, где ты растешь. Поэтому задачу по нравственно - патриотическому воспитанию детей надо решать через знакомство с родным городом.
На примере родного края, города, так как люди и природа нашего города - уникальны, и богатый материал для развития речи дошкольников и воспитание истинного патриота своей «маленькой» Родины.
Актуальность:
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриоти-ческому воспитанию. Однако в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим
Вид проекта : Духовно - просветительский,
Участники проекта :
воспитатели, дети, родители, педагоги
Сроки: долгосрочный
Цель:
Воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, в процессе знакомства с родным городом и любви к своему городу, расширение кругозора.
Задачи:
1 Воспитывать у дошкольников любовь, чувство гордости и уважения к родному городу.
2 Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования истории возникновения родного города;
3 Формировать умение наблюдать окружающую действительность,
искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
4 Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и его создателя, Сергия Радонежского, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
5 Поддерживать и развивать интерес к своим землякам-труженикам, достойным подражания.
Принципы реализации проекта :
1 Принцип доступности изучаемого материала.
2 Принцип научности. Который реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
3 Принцип «Единство эмоций, действия интеллекта» - этот принцип предполагает, что все знания, которые получает, должны быть пропущены им через сердце, голову и руки. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т. к. все, что пропущено человеком через душу, в ней и остается. Порой что- то забывается, стираются из памяти какие – то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь.
4 Принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой своего города может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.
5 Принцип наглядности
6 Принцип системности
Формы работы:
- Рассказы воспитателя о городе, о создателе Сергии Радонежском.
- Организация фотовыставок
- Индивидуальные творческие задания.
- Беседы-диалоги.
- Чтение литературы, заучивание стихотворений, потешек,
- Оформление альбомов
- Экскурсии с родителями
Ожидаемые результаты:
Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной теме.
Участие семей воспитанников в воспитательно - образовательном процессе.
Разработан методический и дидактический материал по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Сергиев Посад, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение
Поэтапное решение проблемы
Организационно - подготовительный этап:
Подбор художественной литературы о городе.
Составление плана интегрированных занятий.
Сбор информации об истории города.
Подбор иллюстрированного материала о городе.
Составление методической копилки «Это должен знать каждый».
С педагогами:
Сообщение на тему: «Как развивать творчество детей посредством декоративного рисования на примере Сергиево Посадской матрешкой»
«Поэты и писатели Сергиева Посада»
«История возникновения Сергиев Посад»
«Игрушечный промысел Сергиева Посада»
«История возникновения Сергиева Посада» (папака)
«Поэты и писатели Сергиева Посада»
Консультации по патриотическому воспитанию «Растим гражданина», «Мы любим свой город»
Семинар: «Сергий Радонежский основатель города Сергиев Посад и Троице Сергиевской Лавры»
Художники Сергиева Посада : (Барченковы, Авраменко Г. М. СандыревВ. И. и др.)
Основной этап – исследовательский:
С детьми:
Художественно-речевая деятельность.
Цель: воспитывать любовь к родному городу, краю
воспитывать бережное отношение к окружающей природе
формировать у детей понятие «малая родина»,
расширить словарный запас, учить внимательно, наблюдать и слушать, развивать речь и память.
Чтение стихов и небольших рассказов Сергиево Посадских и других писателей :
Ольга Кисилева «Прогулки по Сергиеву Посаду»
Алексей Дорохов «Музыка детства»
Михаил Пришвин «Золотой луг»
В. Шипунов «Матрешки»
Константин Ушинский «Наше отечество»
С. Романовский «Повесть о Сергии Радонежском»
Н. Н. Соловьев «Сергий Радонежский»
С. Иванов «Кто помог строить дом»
О. Л. Князева «Как жили на Руси»
Разучивание стихотворения С. Вохринцева «У матрешки, у Матрены» Самуил Маршак «Матрешки»
Агния Барто «Мама», «Разлука»
Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.
Чтение и слушание гимна России (отрывок)
Беседа:
«Кто где живёт?»
«Где родился, там и пригодился»
«Чем помочь родному городу?»
«Достопримечательности родного города»
«Улочки - закоулочки.
«Как всё начиналось».
«Город Матрешечников»
«Моя Малая Родина – Сергиев Посад»
«Знакомство с Богородской игрушкой»
«Беседа о русской игрушке»
Беседа «У матрешки дед японец»
«Дело мастера боится»- народные промыслы
Художественно-эстетическая деятельность.
Цель:
воспитывать любовь и гордость к своей малой Родине
воспитывать любовь и уважение к окружающим нас людям, к труду
развивать творческие способности детей,
прививать аккуратность в работе,
формировать понятие о символике малой Родины
Рисование:
«На детской площадке»
«Мой дом»
«Моя семья»
«Наш город Сергиев Посад»
«Город в красках»
«Сергиево Посадская матрешка»
«Дорога к храму»
«Знакомство с храмовой архитектурой»
«Мы рисуем герб и флаг Сергиева Посада»
«Богатыри земли Русской»
Аппликации:
«Детский сад»
«У пруда»
«Голубь – птица мира»
Лепка:
«Деревья вокруг»
«Домик в деревне»
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра:
Цель:
воспитывать любовь к родному дому, городу
воспитывать у детей патриотические чувства,
учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке;
продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками.
«Идём в детский сад»
«Семья»
«Экскурсия по городу»
«Мы экскурсоводы»
«Игрушечники»
«Археологи»
«Строим улицу»
«Построй город»
Словесные игры:
Цель:
Воспитывать любовь и чуткое отношение к товарищам,
расширить у детей знания об улицах города,
научить их правильно произносить,
продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
«Путь - дорога»
«Доскажи словечко»
«Ты мне – я тебе» и др.
Настольно-печатная и дидактические игры:
«Город»
лото «Профессии»
«пазлы»
«чей инструмент?»
д\ игра: «Собери матрешку» и др.
Музыкально-театрализованная деятельность:
Цель:
воспитывать любовь к русскому народному творчеству
учить слушать импровизировать, развивать ритмику движений,
учить соответствовать выбранной роли.
Разучивание народных песен
Разучивание народных танцев
Экскурсии для воспитанников подготовительной к школе группы
(с родителями).
Цель:
воспитание любви и патриотизма и у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей, культурой родного города.
вызвать интерес к прошлому и настоящему
Обогатить знания детей о родном, городе.
Учить свободно, ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
развивать бережное отношение культуре, достопримечательностям
продолжать расширять кругозор детей,
«Идём в библиотеку»
«Краеведческий музей»
«Музей Игрушки»
«Вечный огнь»
«Музыкальная школа»
«Родник»
«Музей Народные промыслы»
«Главная улица и площадь Сергиева Посада»
«Троице Сергиевская Лавра»
«Вернисаж у Лавры
«Памятник Сергию Радонежскому»
«Источник Гремячий»
«Памятник родителям Сергия Радонежского»
Фотовыставки, альбомы и картины:
(совместная работа с родителями)
Цель:
воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной город
развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, к людям.
учить видеть прекрасное в простых вещах.
Альбом «Русская игрушка»
Альбом «Достопримечательности Сергиева Посада»
Альбом «Памятники Сергиева Посада»
Альбом «Музеи Сергиева Посада»
«Образ Сергия Радонежского в русской живописи»
(М. В. Нестеревва «Ведение отроку Варфоломею)
Т. Маврина «Загорск»- рисунки и акварели
«Природа родного края»
«Город глазами детей».
«Любимый сердцу уголок»
«Православный букварь» - рисунки Т. В. Кисилевой- Сергиев Посад.
«Писатели о родном городе»
«Из истории нашей семьи»
«Природа родного города»
«Город глазами детей»
Оформление газеты «Шагая по улицам города»
«Любимый сердцу уголок».
С родителями: Подборка материала по темам:
«Мой любимый Сергиев Посад»,
«Улицы города»,
«Достопримечательности Сергиева Посада»,
Художественное слово о Сергиевом Посаде.
Создание альбома «наш город Сергиев Посад»
Экскурсии по городу Сергиев Посад
Заключительный этап – итоговый:
Изготовление альбома «Мой город».
Изготовление энциклопедии (с разъяснениями, иллюстрациями, познавательной информацией).
Презентация энциклопедии «Мой город».
Заключение:
В настоящее время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у дошкольников любви к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится наш город.
В ходе проекта был предоставлен большой простор для детского творчества, что позволило детям, научиться самостоятельно, исследовать отдельные факты и общие закономерности.
Погружение в прошлое, знакомство с реальными историческими корнями послужило сохранению и укреплению преемственности поколений.
Нельзя считать себя культурным человеком, нельзя по-настоящему любить свой край, не зная его истории.
«Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному
мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России.»
(Ю. Тюрин)
Литература:
Щелкунова С. А. «Уроки Преподобного Сергия» 2013г
Болдин В. И «Загорск. История города и его памятники» 1989г
Дайн Г. Л. «Русская игрушка» 1987г
Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам народной культуры» 1998г
Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла» Исторический портрет Сергия Радонежского. 1990г
Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» ФГОС
Т. А. Шорыгина «Родные сказки»
(Нравственно – патриотическое воспитание) 2005г
Н. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание»
(методическое пособие)
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»
Под редакцией Кондрыкинской. «С чего начинается Родина» 2005г
Р. С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников» ФГОС
Н. В. Алешина «Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста» 2010г
Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» 2008г
А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Жигналь. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Для вас педагоги!
Что должны знать дети о Сергии Радонежском :
Дети в возрасте 3-4 лет с житием Святого в форме кратких рассказов, демонстраций рисунков, слайдов, презентаций. Сергий интересен этим детям, как искусный мастер по дереву и создатель первой деревянной игрушки.
Дети 4-5 лет узнают о детстве Варфоломея, об отношениях в семье, любви мальчика к родителям, о послушании отцу и матери!
Дети 5-6-7 лет продолжают знакомиться с житием Преподобного Сергия Радонежского. Узнают о нем, как о трудолюбивом монахе и заботливом игумене, создателе знаменитой Святой обители. Узнают о Сергии Радонежском, как о великом молитвенники за землю Русскую, обладающим такими качествами, как терпение, доброта, скромность, миролюбие.
КОНСУЛЬТАЦИИ
ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
Конспекты:
Н О Д
И
РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Сообщения
для
педагогов
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Мой город СЕРГИЕВ ПОСАД
родной»
ДРОГА К ХРАМУ
МАСТЕР КЛАСС «ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»
КНИЖНЫЙ УГОЛОК
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
И МУЗЫКА
9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ
НАША ИСТОРИЯ
МЫ ГУЛЯЕМ ПО ГОРОДУ
Для вас родители!
Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др., объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. Он стал играть важную роль в политической жизни Московского государства и приобрел славу духовного центра Руси. Обитель Сергия Радонежского помнит Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, навсегда вошедших в историю Руси. Стены лавры помнят царя Ивана Грозного и Василия Темного. Лавра стала неприступной твердыней во времена польско-литовской интервенции, защитив Москву. А в селе Деулино, близ нынешнего Сергиева Посада, был заключен известный мирный договор. Стены лавры дали последний приют семье Годуновых и укрыли от бунта стрельцов юного Петра.
Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Ярославлем (1862-1870) очень скоро поставило город в число крупнейших городов Московской губернии. В 1919 году город получил название Сергиев, став центром одноименного уезда.
С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В. М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
Многочисленные гости города посещают Троице-Сергиеву лавру, архитектурный ансамбль которой в 1993 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; Государственный историко-художественный музей-заповедник, коллекция которого насчитывает более 120 тыс. произведений древнерусского, народного и современного декоративно-прикладного искусства; Художественно-педагогический музей игрушки; музей-усадьбу "Абрамцево".
В 1969 году город Загорск, единственный из городов Московской области, был включен в состав Золотого кольца.
Благословенная земля Радонежская создает особую атмосферу для развития искусства. Далеко за пределами района звучат имена живописцев и мастеров прикладного искусства, более 100 из них - члены Союза художников России.
Широко известны изделия народных промыслов, развившихся на территории района: Богородская и Сергиевская игрушки,
абрамцево-кудринская резьба, Сергиево-Посадская матрешка. Старейшее художественно-промышленное училище Богородского промысла и Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В. М. Васнецова ведут подготовку художников-прикладников, передавая молодежи традиции национального искусства.
В Сергиевом Посаде (Загорске) в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А. В. Лентулов, М. В. Нестеров, известный специалист по древнерусскому лицевому шитью Н. А. Маясова, писатель-натуралист М. М. Пришвин, философ и писатель В. В. Розанов, знаменитая актриса МХАТ А. К. Тарасова, художник В. П. Трофимов, архитектор, реставратор Троице-Сергиевой Лавры И. В. Трофимов, график и художник-оформитель В. А. Фаворский, учёный и религиозный философ П. А. Флоренский, философ Л. А. Тихомиров.
Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки.
Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушечным промыслом около 5550 дворов.
Изготавливают там игрушки и в настоящее время. Кроме того, в Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.
Сегодня Сергиево Посадские мастера изготавливают игрушки из самых различных материалов. Но первоначально они прославились своими поделками из дерева. У Сергиевских мастеров были совершенно оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни. Сергиево Посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами.
Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы, например, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Позже семьи посадских игрушечных мастеров освоили виды игрушек из других материалов.
В районе проводятся десятки музыкальных фестивалей, конкурсов, праздников народного творчества.