Полина Деревягина
Логопедический проект «Гномики-звуковички» по развитию фонематических процессов анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект «Гномики-звуковички» по развитию фонематических процессов
В подготовительной к школе группе
2020 -2021 учебный год
Составила учитель-логопед Деревягина Полина Сергеевна.
Ессентуки, 2020
Тип проекта : Информационно-практико-ориентированный
Вид: Групповой
Публикация «Логопедический проект „Гномики-звуковички“ по развитию фонематических процессов анализа и синтеза» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Длительность: Длительный – 9 месяцев (сентябрь — май);
Актуальность проекта.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье.
Несформированность фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей с речевыми нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Раннее выявление отставания в развитии фонетико-фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду. Чем раньше будет начата логопедическая работа по его коррекции, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка.
Работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития должно предшествовать тщательное логопедическое обследование детей и различные подготовительные упражнения, предполагающие:
а) развитие слухового восприятия неречевых звуков и связанного с ним ассоциативного мышления;
б) формирование навыков воспроизведения неречевых звуков, слов-звукоподражаний.
Таким образом, использование системы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с использованием игрового логопедического пособия «Гномики-звуковички» предполагает достижение эффективных результатов в работе с детьми с речевыми нарушениями при обучении грамоте.
Цели проекта :
достижение максимально возможной компенсации фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями при обучении грамоте с использованием игрового логопедического пособия «Гномики-звуковички».
Задачи проекта :
1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.
2. Провести углубленное обследование группы детей с недоразвитием речи и нарушениями звукопроизношения.
3. Подобрать методы и приемы работы с группой детей данной категории.
4. Проанализировать результаты коррекционной работы.
5. Сделать выводы по проделанной работе.
Участники: воспитатели группы № 8, родители, дети подготовительной группы, учитель-логопед МБДОУ ЦРР № 5 «Умка».
Возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации проекта : 9 месяцев.
Содержание проекта :
1. Теоретическая часть
2. Практические занятия, перспективное планирование
3. Консультации для родителей
4. Конспекты занятий
Основные направления работы с детьми:
• Организованные формы обучения на занятиях.
• Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
• Самостоятельная деятельность ребёнка.
• Развитие речи.
• Игра.
Ресурсное обеспечение проекта :
- наглядные пособия из логопедического кабинета;
- речевое пособие «Гномики-звуковички»;
- слоговые домики;
- пособие О. А. Тарасовой «Логоподготовка к школе в картинках».
Методическое сопровождение:
• Консультативный материал для воспитателей и родителей.
• Перспективное планирование по обучению детей грамоте с использованием логопедического пособия «Гномики-звуковички» и пособия О. А. Тарасовой «Логоподготовка к школе в картинках».
• Конспекты занятий.
План работы по подготовке проекта :
1. Диагностика уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей.
2. Постановка цели проекта.
3. Привлечение воспитателей, детей и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Разработка путей достижения цели, постановка задач.
5. Обсуждение направлений деятельности по осуществлению проекта с участниками проекта (воспитателями, детьми, родителями).
6. Сбор, накопление и оформление материала, изготовление пособий.
7. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
8. Разработка методических рекомендаций для родителей.
9. Презентация проекта, открытое занятие.
Ожидаемые результаты:
- максимально возможная компенсация нарушений звуковой культуры речи и фонетико-фонематического восприятия;
- качественное овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза с помощью логопедического пособия «Гномики-звуковички» и заданий из пособия «Логоподготовка к школе» за более короткое время;
- повышение интереса детей к логопедическим занятиям
Итог:
- создание системы занятий по обучению грамоте с помощью речевого пособия «Гномики-звуковички».
Предлагаемое пособие предназначено для подготовки к обучению грамоте. По объему и содержанию учебного материала данная работа совпадает со стандартной программой детского сада, но по форме подачи материала отличается от нее.
Этапы работы в проекте :
1 этап
Аналитико-диагностический
Время реализации: Сентябрь 2020 года.
Задачи:
1. Провести диагностическое обследование навыков фонематического анализа у детей группы.
2. Проанализировать результаты диагностического обследования. Обсудить с воспитателями и родителями результаты диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей.
3. Провести теоретический анализ научной литературы по данному вопросу.
4. Разработать перспективный план занятий по данной теме. Заполнить речевые карты.
5. Проанализировать систему работы по формированию фонематического анализа у детей в норме
В процессе обследования фонематического слуха и восприятия, у детей оценивалось:
- состояние фонематического слуха,
- нарушение различения звуков, близких по акустическим признакам,
- нарушение различения звуков, близких по способу и месту образования,
- нарушение дифференциации слов-паронимов,
- нарушение дифференциации слов, близких по звуковому составу.
Исследование функции элементарного фонематического анализа проводилось на материале слов. Основная цель - выяснить умение ребенка выделять конкретную фонему.
Затем выяснялось, умеет ли ребенок определять последовательность и количество звуков и слогов, определять место звука в слове по отношению друг к другу, определять количество слогов в слове.
Исследование функции фонематического анализа проводилось в трех аспектах:
•с опорой на материальные средства (логопед сам проговаривает слово, которое подлежит анализу,
•в речевом плане (собственное проговаривание ребенком,
•по представлению (самостоятельно в уме).
Параметры диагностического обследования:
1. Выдели первый ударный гласный в словах.
2. Выдели первый согласный звук в словах.
3. Выдели последний согласный звук в словах.
4. Определи место звука в слове.
5. Определи последовательность звука в слове.
6. Определи количество звуков в слове.
7. Определи твёрдость-мягкость звука.
8. Определи звонкость-глухость звука.
В результате аналитико-диагностической работы было выявлено, что у 80% детей группы отмечаются стойкие нарушения фонематического анализа и синтеза, дети испытывают значительные затруднения в понимании предлагаемого учебного материала, долго запоминают последовательность действий при выполнении заданий по звуковому анализу и синтезу, затрудняются в дифференцировании твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Необходимо отметить, что звуковой анализ дети выполняют с удовольствием с применением игровой ситуации и с использованием необычных приёмов и пособий.
Таким образом, в работе с детьми с речевыми нарушениями для формирования фонематического анализа и синтеза необходимо использовать целенаправленную систему работы с учётом психофизиологических особенностей данной категории детей и предполагающую использование специальных приёмов и пособий, одним из которых предлагается использовать игровое логопедическое пособие «Гномики-звуковички».
2 этап.
Практический этап (Октябрь 2020 - май 2021)
Работа с детьми включает в себя: наблюдения, занятия, совместную деятельность.
Работа с родителями: проведение консультаций, совместных бесед, выступление на родительских собраниях, видео-рекомендации, просмотры открытых занятий.
Содержание работы по изготовлению пособия складывалась из следующих моментов:
- изготовление памяток для родителей и педагогов;
- изготовление звуковичков и домиков (начальная стадия);
- презентация методического пособия «Гномики-звуковички».
На предварительном этапе работы с родителями обговаривалась актуальность создания методического пособия, его значимость для обучения грамоте. Решалось из чего и как можно его изготовить данное пособие. Затем совместно с воспитателями и родителями были изготовлены памятки для лучшего запоминания гласных и согласных звуков. Совместно с педагогами связали звуковичков красного, синего и зелёного цвета, заказали родителям вырезать из дерева одно-, двух-, трех- и четырехэтажные домики с окошками и откидной крышей для слогового анализа слов. Приобрели колокольчики ля обозначения звонкости согласных звуков.
После этого на родительском собрании была оглашена суть предстоящей работы. После того, как методическое пособие было выполнено, дети рассказывали стихи про гласные и согласные звуки и выполняли звуковой анализ слова.
Дополнительно была пополнена картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия.
Разработаны домашние задания по теме (в течении всего этапа). Так же предполагается проведение индивидуального консультирования родителей по теме (в течении всего этапа).
В течение всего практического этапа проводятся фронтальные и подгрупповые занятия по обучению детей звуковому анализу и синтезу с использованием игрового логопедического пособия «Гномики-звуковички», а так же предлагаются дополнительные задания на развитие фонематических процессов.
Для этого разработаны: перспективное планирование занятий по формированию навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями подготовительной к школе группы, картотеки игр и упражнений, конспекты занятий, методический инструментарий.
Предложенная система занимательных занятий с успехом может быть использована как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в помощи логопеда. Занимаясь по этому пособию, ребенок одновременно с успешной подготовкой к грамоте получит хорошую возможность для профилактики нарушений чтения и письма. Выделение звука в слове ставилась перед ребёнком в интересной для него игровой ситуации и являлась средством для решения основной игровой задачи.
Заключительный этап: (Май 2021 года)
Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Звуков и букв».
Выступление на итоговом родительском собрании на тему «Чему мы научились?» (Подведение итогов за учебный год).
Отчет о реализации проекта представить на педагогическом часе.
Предполагаемый результат:
Использование игрового логопедического пособия «Гномики-звуковички» с использованием специальных игровых приё мов в работе по обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями предполагает:
•формирование у данной категории детей познавательного интереса к логопедическим занятиям,
•обучение навыкам фонематического анализа и синтеза в более короткие сроки,
•комплексное воздействие на формирование у ребёнка таких жизненно важных процессов как кинестетическое восприятие, зрительно-пространственная координация, слухо-рече-двигательная координация, активизация мелкой моторики, внимания, памяти и мышления,
•обучение грамоте в непринуждённой привычной для ребёнка игровой обстановке.
•По окончании обучения значительное улучшение или полная коррекция речевой патологии, сформированность навыков чтения и письма.
Таким образом, при систематической, адекватной, логопедической и педагогической коррекции с использованием игрового логопедического оборудования и специально разработанных приёмов у детей с речевой патологией можно ожидать выраженную тенденцию более интенсивного развития всех сторон речи и, что все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе и не будут испытывать серьезные затруднения в добукварном периоде обучения.
Так же в результате проделанной работы предполагается повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
Разработан информационно - методический материал для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений «Развитие фонематических процессов»).
Специальная и методическая литература:
1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно- развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г. Н. Лавровой, Г. В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с. 80
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
4. Жукова И. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
5. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Иванова Ю. В. Дошкольный логопункт : документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
7. Киреева О. Н. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018.
8. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
9. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т. Б., 2008.
10. Тарасова О. А. Логоподготовка к школе в картинках. М., 2020.