Марина Бокоева
Проект «Герб — символ России»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9
Проект
«Герб – символ России».
Выполнила воспитатель:
Бокоева Марина Измаиловна.
Содержание:
№
1 Пояснительная записка
2 Актуальность
3 Паспорт проекта
4 Цель, задачи
5 Принципы
6 Предполагаемые результаты
7 Материально – техническое обеспечение
8 Этапы работы над проектом
9 Заключение
10 Список использованной литературы
11 Приложения
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Герб — символ России“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Темочки
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – это чувство начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуаций развития детей». Нравственно – патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве – важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Актуальность
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Формирование интереса и элементарных представлений старших дошкольников к символике и геральдике - достаточно новое направление в работе детского сада, но необходимое в образовательной практике. И это понятно. Ведь гербы государств, городов, фамилий представляют собой символическое «лицо», сконцентрированное отражение их истории, их традиций. Символ – предмет, объект, имеющий для человека (народа) определенный ценностный смысл не только в материальном, но и в духовном плане. Чтобы определенные символы стали иметь ценностный смысл для ребенка, надо дать полное и понятное ему представление об этих символах.
Анализ системы работы по патриотическому воспитанию показал, что только 5 детей (33%) из 15 имели бессистемные и отрывочные представления о родном городе и его символике. Ответы детей были без рассуждений и объяснений. 10 детей (77%) не проявляли желания узнать о стране, о городе, в котором живут, затруднялись отвечать на поставленные вопросы, не могли объяснить символику родного города, часто отмалчивались. Исходя из этого возникла идея проекта «Герб - это главный символ государства»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Герб - символ государства»
Вид проекта : краткосрочный, познавательно-творческий
Срок реализации: с 14.11.2023 г. по 5.12.2023 г.
Участники проекта :
- воспитатели;
- старший воспитатель;
- дети подготовительной группы;
- родители воспитанников
- Объект исследования герб России
- информационная поддержка проекта (наличие Интернета, сайта МБДОУ, электронная почта
Образовательные области:
• Социально – коммуникативное
• Художественно-эстетическое развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
Цель: воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.
Задачи:
- Формировать представления о функциональном назначении герба.
- Расширять знания детей об истории государственного герба России.
- Развивать коммуникативные способности, инициативность и самостоятельность, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и сверстникам, способность к фантазии, воображению, творчеству, самостоятельность в выборе.
- Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства
- Объединить участников проекта, родителей и детей, в рамках создания коллективной творческой работы.
- создать макет герба группы
Принципы реализации проекта
• Систематичность и последовательность изучаемого материала;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Сотрудничество ДОУ с родителями.
Продукт проекта : Изготовление герба семьи и герба группы. При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
• Беседы
• Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов)
• Игры
• Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
• Применение ИКТ во всех видах деятельности
Предполагаемые результаты
Предполагаемый результат:
- Сформирован устойчивый интерес к символике страны и малой родины.
- Узнают и отличают символы России среди символов других стран.
- Имеют представления о цветовом значении символики и геральдики.
- Заложены основы уважения к символике и геральдике страны.
Для педагогов:
- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для родителей:
- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
- повышение статуса семейного воспитания.
Материально – техническое обеспечение:
• Мультимедийное оборудование
• Ноутбук
• Мультимедийные презентации по темам непосредственно-образовательной деятельности
• Гимн РФ
• Государственная символика России
• Конспекты бесед, непосредственно-образовательной деятельности
• Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром.
• Фотоальбомы
• Наборы открыток
• Плакаты
• Периодическая печать
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный
(мотивационный, информационно-накопительный)
14.11.23 г. по 28.11.23г
1. Изучение и анализ программно – методической литературы по данной теме
2. Анкетирование для родителей «Патриотическое воспитание в семье»
3. Консультация для родителей «Знаете ли вы государственные символы»
4. Определение программного материала для детей подготовительной группы.
5. Разработка педагогического проекта «Герб - символ государства»
6. Папка-передвижка с отражением идеи проекта, погружение родителей в проект.
7. Разработка и оформление уголка патриотизма.
8. Работа с детьми, чтение, беседы, введение в проблему
10. Работа с родителями (буклеты – приглашения с программой проекта)
11. Информация для родителей «Участвуем в проекте «Герб - это главный символ государства»
12. Привлечение родителей для оформления уголка патриотизма.
13.. Подбор дидактических и настольно-печатных игр.
14. Подбор фильмов, презентаций по теме Государственная символика России.
15. Коллекция нашивок и эмблем разных служб и организаций с элементами символики.
16. Коллекция монет и денежных купюр с государственными символиками разных стран.
17 Обмен опытом с коллегами по данному направлению работы.
2 этап – основной
(организация и осуществление деятельности)
с 28.11.23г по 1.12.23г.
Совместная деятельность педагога с детьми
Познавательное развитии
• НОД «Герб – главный символ России»
• НОД «Путешествие в страну «Геральдика»»
• Просмотр презентаций «Геб Россиии», «Герб города Ардон»,Герб РСО- Алании.
• Беседы: «Что такое символы», «История происхождения герба», «Значение цвета в гербе», «Главные символы родного города», «Гербы разных стран», «Прошлое и настоящее», «Я и моя семья», «Традиции моей семьи»
Просмотр видео, фотоматериалов
рассматривание иллюстраций, создание проблемных ситуаций, поисковая деятельность по теме проекта
Речевое развитие
• Чтение познавательной литературы «История герба»
• Заучивание стихотворений наизусть: Герб России. В. Степанов. Чтобы отразить России широту…А. Александров.
• Д/И «Составь предложение с парами слов», «Слова рассыпались», «Объясни словечко»
Художественно-эстетическое развитие
• - Оганизация выставки детских рисунков «Гербы России», «Я и моя семья», «Герб моей группы»
• Прислушивание песен о Родине; Моя Россия, Я нарисую Страну.
Самостоятельная деятельность детей
• Настольно печатная игра -домино «Гербы народов России»
• Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий по теме
• Д. И. «Что не правильно?»
• Мозаика «Собери герб»
• Придумай герб фантастической страны
• Раскраски «Рыцари со щитами и флагами»
Взаимодействие с родителями
• Просматривают с детьми книги, ищут необходимую информацию.
• Выполнение совместной работы детей и родителей «Флаг России»
• Организация выставки «Символы государства глазами детей».
• Творческое задание «Сочини вместе с родителями стихотворение о своей Родине»
• Изготовление герба семьи
3 этап – заключительный
С 4.12.2023 г по 5.12.2023 г.
• Составление портфолио проекта.
• Организация выставки «Герб моей семьи»
• Изготовление герба группы
• Трансляция результатов проекта родителям (фотовыставка).
• Распространение педагогического опыта: выступление на педагогическом совете ДОУ с презентацией проекта.
• Участие в конкурсах по распространению опыта
Заключение
Изучение истории государственных символов имеет большое значение в воспитании дошкольников. Воспитанию патриотов и достойных граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогов образовательного учреждения по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации.
Важным условием в патриотическом воспитании детей является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопрос воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным, и, зачастую, вызывает лишь недоумение.
Результаты проведенного проекта дали возможность решить все основные поставленные задачи, а именно: - сформировать представления о функциональном назначении герба, расширять знания детей об истории государственного герба России, развить коммуникативные способности, инициативность и самостоятельность. Объединить участников проекта, родителей и детей, в рамках создания коллективной творческой работы.
Результативность
• Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга
• 70% детей проявляет активный познавательный интерес к прошлому, настоящему своего народа.
• 70% детей имеют представления о своей «малой родине» (динамика 45%);
• 75% детей проявляют интерес к истории нашей страны, её культуре (динамика 35%);
• 100% педагогов повысили свою компетентность по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей
• У 80% родителей воспитанников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности в различных мероприятиях детского сада и группы.
Перспективы: Данный проект имеет широкую перспективу развития т. к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю России. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т. к. у детей возникнет интерес к познанию. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Наша родина Россия», «Древний мир».