Марина Анохина
Проект «Герб моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Смагинский детский сад
в детском саду
(из опыта работы)
Составитель: воспитатель
старшей разновозрастной группы
Анохина М. А.
село Смагино
2016 г.
Оглавление
Введение…с. 3
Глава I. 1. Актуальность темы….с. 5
2. Проблема…. с. 6
3. Цели и задачи…. с. 7
Публикация «Проект „Герб моей семьи“» размещена в разделах
5. Ожидаемый результат…с. 8
Глава II. Описание проектной деятельности…. с. 9
Глава III. Рефлексия деятельности…. с. 16
Библиографический список литературы…с. 17
Введение
Творческо–исследовательский проект помогает решить многие задачи, в том числе и связанные с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Являясь эффективным средством развития исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста, проектная деятельность способствует становлению и развитию его ключевых компетентностей, формирует целевые ориентиры, включая психологические и социальные характеристики личности ребенка, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Наш проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в частности моделью герба семьи.
Проект «Герб моей семьи» – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в частности моделью герба ребенка, семьи, группы детского сада.
Механизм реализации проекта :
• Проблема
• Копилка
• Картотека
• Модель
• Продукт
• Презентация
Продуктом исследования может стать созданный детьми макет собственного герба, герба семьи, герба группы
Тип проекта :
• смешанный (информационный, практико-ориентированный, творческий);
• по срокам выполнения: краткосрочный (февраль-март 2016 г.);
• интегрированный
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, родители, воспитатели.
Актуальность темы:
Обусловлена тем, что в современных условиях важной в обществе и государстве стала проблема воспитания, обеспечивающего формирование высоких патриотических качеств у подрастающего поколения. В настоящее время нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о формировании нравственности, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья. Ещё лет 20 тому назад в воспитании дошкольников было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению, к старшим, приоритетное место занимали доброта и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи. На сегодняшний день в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в-третьих – на творческое самовыражение; в-четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Так как сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль. И этим вопросом родители и педагоги должны заниматься совместно, потому что в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, а в его воспитании определяющей силой является семья. Кроме того, сам метод проектной деятельности актуален и эффективен. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, способствует саморазвитию.
Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность.
Педагогическая проблема:
Дети в группе не всегда с уважением относятся к людям старшего поколения, к старшим родственникам, мало знают о своих родителях, бабушках и дедушках.
Детская проблема:
«Мы захотели больше узнать о своей семье и о семьях других детей, показать, чем отличаются семьи друг от друга, чем гордиться каждая семья».
Проблема родителей:
Дефицит представлений об истории, традициях, родословной своей семьи; развить творческие способности, умение общаться с ребенком на равных
Цель проекта :
Формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи:
1. Формирование у детей элементарных представлений о гербе как эмблеме, символе единства (государства, духовной общности всех членов семьи.
2. Объединение участников проекта, родителей и детей, в создании коллективной творческой работы.
3. Создание условий для проявления фантазии и творчества участников проекта, для формирования первоначальных исследовательских навыков у детей.
4. Формирование у детей гендерной, семейной и гражданской принадлежности
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты:
- сплочение взрослых и детей;
- развиты первоначальные исследовательские навыки у детей;
- развита поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива;
- развиты творческие способности у детей и взрослых;
- укрепились родственные связи и отношения к старшему поколению
Описание проектной деятельности :
1 этап – оформление уголка «Моё село – село родное».
Продолжить знакомство с родным селом. Поместить в группе карту района, модель земного шара – глобус, копилку о гербах, игровые пособия по теме.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень коммуникативной компетентности (сюжетно-ролевая игра «Дом», родительское собрание на тему «Права и обязанности в семье».
Познавательное развитие: настольно-печатная игра «Моя квартира», рассматривание альбома с фотографиями села
Речевое развитие: беседа с детьми об улицах села и доме, в котором живут
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Мой дом», «Моя улица», «Моё село»
Физическое развитие: развитие осознанного отношения к своему здоровью (беседа «Для чего нужна зарядка»)
2 этап – сбор копилки гербов и её анализ.
Собрать в копилку разнообразные гербы и проанализировать их.
Участие принимают дети и их родители. Изучить геральдические знаки.
Рассмотреть герб России, города Нижнего Новгорода, Бутурлинского района.
Сделать игру «Собери герб».
Вывод: каждый герб может рассказать свою историю о роде занятий людей, может украшаться предметами, сделанными руками людей, объектами живой и не живой природы.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень коммуникативной компетентности сюжетно-ролевая игра «Семья», рассматривание гербов
Познавательное развитие: изготовление настольно-печатной игры «Разложи правильно» (классификация картинок по их признакам - живая и неживая природа, рукотворный мир)
Речевое развитие: заучивание стихотворений- В. Степанов «Герб России», чтение стихотворения Н. Саконская «Песенка самых счастливых»
Художественно-эстетическое развитие: лепка «Моя комната», рисование элементов для составления гербов, слушание «Колыбельной маленькому россиянину»
Баю-баюшки-баю,
Колыбельную пою,
Чтоб сыночек засыпал,
Свои глазки закрывал.
Надо маленькому спать,
Чтобы самым сильным стать,
Чтобы силушку копить,
Чтобы Родину любить.
В небе звёздочки горят,
И сыночку спать велят,
Ветер песенку поёт,
Сны веселые несёт.
Пусть приснятся сыну сны
Из родимой стороны,
Про кораблик на реке,
Да про пчёлку на цветке.
Про бескрайние поля,
Да про песни соловья,
Про ромашки на лугу,
Да про радугу-дугу.
Баю-баюшки-баю,
Ты расти в родном краю,
Песни светлые неси
Ты по всей Святой Руси!
Верно Родине служи,
Русской честью дорожи,
Словно солнышко, свети,
Чтоб отцов не подвести.
Ты храни, моя Земля,
Своего богатыря!
Скоро сын мой подрастёт,
Много счастья принесёт!
(М. Волкова)
Физическое развитие: совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (подвижные игры на прогулке, например «Курица и цыплята»)
3 этап – создание картотеки.
Оформление морфологической таблицы о гербе Бутурлинского района – цвет, форма, элементы изображений и т. д.
В картотеку собрали игры, в которые можно играть всей семьёй, проблемные ситуации из жизни семьи, художественные произведения Маршака, Толстого.
Научились «читать» информацию с гербов, создали морфологическую таблицу.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень коммуникативной компетентности (сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли»)
Познавательное развитие: игру «Собери герб», игра «Скажи наоборот» - Дедушка старше, а папа (моложе). Мама моложе, а бабушка (старше). Папа выше, а мама (ниже). Папа большой, а сын. (маленький)
Речевое развитие: обсуждение ситуаций из жизни детей, заучивание стихотворения Благининой «Посидим в тишине»
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Утро начинается дома», рисование морфологической таблицы
Физическое развитие: физкультминутка –
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
4 этап – модель герба.
Создали модель герба группы.
В создании модели решили учитывать возрастной и количественный состав группы, название группы «Гномы», увлечения.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень коммуникативной компетентности (сюжетно-ролевая игра «Наша группа»)
Познавательное развитие: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей «Наши увлечения»
Речевое развитие: обсуждение ситуаций из жизни детей в группе, творческое рассказывание «Наши любимые питомцы»
Художественно-эстетическое развитие: рисование модели герба группы
Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни (беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»);
5 этап – работа с родителями по созданию семейных гербов.
Родители заинтересовались работой детей и решили сделать семейные гербы. На гербах отразили : профессиональные занятия, увлечения и др. Дети принимали активное участие в создании гербов.
Социально-коммуникативное развитие: обсуждение ситуаций из жизни детей, обсудить род профессиональной деятельности родителей
Познавательное развитие: рассматривание альбома с профессиями
Речевое развитие: беседа с детьми о том, чем увлекаются их родители, как проводят семейные праздники, совместное участие детей и их родителей в литературной викторине
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Семейные портреты», создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи).
Физическое развитие: совместные игры взрослых и детей
«САЛКИ»
Играют 3 и более человек. По жребию или по расчету выбирают одного водящего — «салку». Все разбегаются в пределах установленных границ площадки для игры. По сигналу водящий начинает ловить играющих. Тот, до кого дотронется «салка», начинает водить, т. е. ловить, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.
Разновидности игры.
«Салки с домом». Для убегающих на земле чертится «дом», где могут спасаться от «салки» убегающие, но долго находиться там они не имеют права.
«Салки — ноги от земли». Спасаясь от «салок», играющие должны оторвать ноги от земли, подтянувшись на дереве, сесть или лечь, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.
«Салка — дай руку». При этом варианте убегающий от «салки» кричит: «Дай руку». Если кто-то из играющих возьмет его за руку, то водящий не имеет права их салить. Если же за руки возьмутся сразу три человека, то «салка» может осалить любого крайнего.
«Салки — пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, перебегая дорогу между «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо пересечет дорогу, водящий должен его ловить. Тут снова кто-нибудь стремится выручить товарища и перебегает дорогу. Игра заключается в том, что водящий должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.
«Салки на одной ноге». Водящий, как и остальные игроки, прыгает на одной ноге. Менять ногу, на которой прыгаешь, можно, но только не чаще,чем через 5 прыжков. Задача водящего осалить любого игрока, прыгая на одной ноге. Осаленный становится водящим.
«ВОЛК». Играют так же, как в обычные «салки», только у каждого играющего, кроме водящего — «волка», в руках пучок травы. Когда играющий, за которым гонится «волк», видит, что его догоняют, он может бросить траву на землю и сказать: «Твоя трава, волк». Водящий должен подобрать траву и только потом продолжать преследование убегающего. Бросать траву можно только один раз. Пойманный «волком» выходит из игры, а пойманный последним в следующей игре становится «волком». Можно назначить двух водящих.
6 этап – презентация проекта «Герб семьи».
Презентация прошла на родительском собрании с использованием мультимедийной техники.
Дети сами презентовали свои семейные гербы.
Социально-коммуникативное развитие: беседа «Я и моя семья»
Познавательное развитие: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей(«Выставка семейных реликвий», семейных гербов);
Речевое развитие: беседа о предметах, принесённых детьми
Художественно-эстетическое развитие: составление панно, коллажей из бросового материала (с участием родителей)
Физическое развитие: совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств на утренней зарядке, физкультминутках физкультурных занятиях, прогулках и зарядках после сна
Линии развития личности.
Социально-коммуникативное развитие:
• развитие самопознания и положительной самооценки;
• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
• высокий уровень коммуникативной компетентности осознание функций речи
Физическое развитие:
• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств;
• развитие осознанного отношения к своему
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
Познавательное развитие:
• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям
Художественно-эстетическое развитие:
• углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
• овладение различными видами художественной деятельности
• развитие способностей к эстетической оценке
Речевое развитие:
• приобщение к миру художественной литературы
• овладение различными видами речевой деятельности
• развитие способностей к творчеству
Рефлексия проекта :
В проекте открылись большие возможности в организации совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. В ходе работы над проектом изменились отношения с родителями. Они начали носить неформальный характер. Родители – не сторонние наблюдатели, а участники проекта. В оформлении предметной среды группы активно использовались рабочие материалы, полученные в ходе проектно-исследовательской деятельности : картотека гербов, творческие продукты проекта – гербы семьи.
Продуктом исследования стал созданный детьми макет герба. Базовой задачей нашего проекта является формирование исследовательских и коммуникативных навыков детей.
Вывод: была выполнена главная цель – сплочение взрослых и детей, созданы
условия для развития первоначальных исследовательских навыков у детей.
Взаимодействие педагога и детей в проектной деятельности
изменялось по мере нарастания детской активности.
В проектной деятельности происходило формирование
субъектной позиции у детей, раскрывалась их индивидуальность,
реализовались интересы и потребности, что в свою очередь способствовало
личностному развитию каждого ребёнка. Это соответствует социальному
заказу на современном этапе.
Список используемой литературы:
1. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера. 2010 г.
2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.
4. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева
5. Е. К. Ривина. Знакомим дошкольников с семьей и родословной.
6. Ю. Кутлугильдина. Л. Кучина. Семья.
7. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Комплексные занятия.