елена прохорова
Проект «Формирование сенсорной деятельности детей раннего возраста посредством развивающих тренажеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Формирование сенсорной деятельности детей раннего возраста через использование развивающих тренажеров»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Проект „Формирование сенсорной деятельности детей раннего возраста посредством развивающих тренажеров“» размещена в разделах
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы определяют, что содержание социально-коммуникативного развития в раннем возрасте должно включаться в такие виды деятельности, как экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Вот уже несколько лет я работаю с детьми раннего возраста. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что у большинства детей плохо развита ручная моторика. Эти дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за сверстниками. Таким образом, у этих детей сужаются возможности освоения мира. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.
Наблюдая за играми детей, изучая методическую литературу, мы пришли к мысли, что для развития сенсорного опыта детей не всегда нужны дорогие игрушки и пособия. Сенсорные эталоны окружают нас повсюду нужно только внимательно посмотреть и включить воображение. И тогда любые предметы можно использовать в играх, развивая ребенка. На создание и использование нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры, меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2016 г. - май 2017 г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители группы раннего возраста.
Актуальность. В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, познание человеком окружающего мира начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
Актуальность заключается и в том, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Новизна проекта состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию сенсорной культуры детей дошкольного возраста через внедрение нетрадиционных тренажеров в образовательную деятельность и во все виды самостоятельной деятельности.
Цель работы: систематизирование работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста через использование развивающих тренажеров.
Задачи проекта : 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сенсорного развития и выявить уровень сформированности основных сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
3. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы для сенсорного развития детей ;
4. Разработать систему создания и реализации работы с игровыми развивающими тренажерами.
5. Сформировать у воспитанников сенсорные способности в процессе игровой деятельности с развивающими тренажерами;
6. Проанализировать результаты исследования.
Объектом исследования является процесс сенсорного развития детей в группе раннего возраста детского сада.
Предмет исследования: образовательная деятельность с игровыми развивающими тренажерами как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ, изучение литературы по теме исследования, наблюдения за игровой деятельностью детей, педагогический эксперимент.
Гипотеза проекта : если в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе; подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлечь родителей в педагогический процесс, то у детей в ходе реализации проекта появится сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста;
• Понимание родителями важности своего участия и обогащение опыта в сенсорном развитии детей.
• Пополнение предметно-развивающей среды группы развивающими тренажерами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система игр, стимулирующих сенсорное развитие детей, может быть использована в работе с детьми в условиях как общественном, так и семейного воспитания.
Условия реализации проекта :
Этапы и пути реализации проекта.
1 этап: информационно - аналитический (подготовительный).
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям.
• Сбор и анализ информации по данной проблеме.
• Подбор и изучение научно – методической литературы по теме.
• Подбор заданий и проведение диагностики.
• Создание условий для реализации и деятельности по проекту (создание и обогащение уголка сенсорных игр, подбор материалов для изготовления тренажеров)
• Определение наиболее эффективные форм и методов работы с родителями (составление плана работы, анкетирование по теме, консультирование, проведение творческих гостиных и т. д.).
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап: проектировочный.
Цель: разработать систему игр и занятий с развивающими тренажерами с детьми
• Разработка перспективного плана по организации работы с детьми с развивающими тренажерами.
• Проведение обучающих мероприятий с родителями по подготовке к реализации проекта;
(Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»)
3 этап: творческий (основной)
Цель: изготовление развивающих тренажеров и организация образовательной деятельности с детьми
• Изготовление тренажеров по сенсорному развитию : «Застегни и растегни пуговицы», «Шнуровка», сюжетные тренажеры «Автомобиль», мобильные тренажеры «Цветы, «Бабочка» и т. д.
• Организация ООД с развивающими тренажерами.
• Знакомство детей с правилами новых игр.
• Семинар практикум для родителей «Значение сенсорных игр в развитие детей»
• Изготовление сенсорных тренажеров совместно с родителями.
• Создание картотеки практических заданий, игр, стихов, загадок.
4. Этап заключительный (подведение итогов).
Цель: Определить эффективность работы по проекту.
• Провести диагностику детей и проанализировать результаты;
• Провести родительское собрание, на котором познакомить с результатами работы по проекту.
Описание опыта работы
Работу над реализацией проекта мы начали сбора и анализа информации по данной проблеме, изучили исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Данные диагностики детей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
Мы пришли к выводу, что для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
В практике дошкольных учреждений для сенсорного развития и развития мелкой моторики дошкольников, традиционно используются разнообразные дидактические пособия и игры, большой выбор которых сейчас предлагают магазины. Однако дидактические игры и развивающие тренажеры, изготовленные своими руками приносят больше пользы и доставляют детям особую радость, так как в них чувствуются тепло и забота взрослого.
В нашей группе большое количество развивающих игр и тренажеров сделано своими руками. Важно то, что эти игры изготовлены на глазах у детей. Это особенно их привлекает, и они с удовольствием играют в них.
Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие — у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.
Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо еще развита речь, и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что приводит к конфликтам.
Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.
В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач:
Создание эмоционально положительного настроения.
Развитие интереса и побуждение к действиям.
Формирование представлений о предметах.
Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).
Знакомство с сенсорными эталонами.
Развитие мелкой моторики руки.
Формирование и активизация словаря ребенка.
Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного).
Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.
Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).
Для изготовления этих игр так же использую различный бросовый материал. Чуть - чуть фантазии и получаются замечательные игры для развития детей.
Эти развивающие игры могут быть включены в игровую, сюжетную деятельность, использоваться в непосредственно образовательной деятельности.
При проведении каждого мероприятия основным методом, которым я пользуюсь, является непосредственный показ предмета. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими. Знакомя детей с геометрическими формами, я обучаю их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен «цвет морской волны, кофейный и т. п.». Сначала детей учила различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывали со словом. Развивали у ребят память, внимание, логическое мышление.
В нашей группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.
С увлечением малыши обследуют «Сенсорную юбку» в поисках новых открытий. Хороший эффект для развития тактильных ощущений дает использование массажных мячей. Сделала «Осязательные ванночки» для рук, которые наполнены фасолью и горохом. «Сенсорной тропе для ног».
Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой – в свободной деятельности у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.
Вывод: Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие у детей раннего возраста формируется наглядно образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.
Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами. Развивающие тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо еще развита речь. И они часто не могут объяснить, попросить, высказать свою просьбу, что приводит к конфликтам.
Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь драгоценное время для развития кисти и пальцев руки. И чем раньше ребенок начинает работу на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет так же обработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку.
Литература:
Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М. : Аркти, 2006.
Полозова Е. В. Развивающие тренажеры из бросового материала. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.