Ирина Анатольевна Лопатникова
Проект «Формирование семейных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
• В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
• Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
• У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
• В ДОУ не обобщен материал по формированию у дошкольников семейных ценностей.
Публикация «Проект „Формирование семейных ценностей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
• Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Вид проекта : Групповой, творческий.
Цель проекта : формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить и обобщить знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;
• сформировать представления генеалогическом древе семьи, происхождении семейного рода, фамилии;
• углубить знания о профессиях членов семьи;
• понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;
• показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
• развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно-поисковую деятельность.
Воспитательные:
• воспитывать основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь;
• формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; чувства семейной сплоченности;
• воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Участники проекта : Воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель, дети, родители воспитанников.
Целевая группа проекта : Проект адресован второй младшей группе.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : одна неделя.
Основные формы реализации проекта :
• образовательная деятельность, игры, выставки, беседы;
• рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;
• выставки детских работ по теме проекта в ДОУ;
• дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
• чтение художественной литературы по теме;
• творческая речевая деятельность;
• сочинение рассказов и сказок о семье; видеопросмотры.
с родителями: Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; круглый стол; папки-передвижки, буклеты; конкурсы; семейная гостиная.
Методы и приё мы:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
• метод сравнения.
• элементарный анализ.
• метод моделирования и конструирования.
• метод проектной деятельности.
• метод вопросов – постановка вопросов детям, воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
• метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
• игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
• сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
• прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
• беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
• повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
• метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации.
Этапы проведения проекта
Период Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
Понедельник Сбор и анализ литературы по данной теме
Диагностика детей
Составление плана работы
Анкетирование родителей по теме проекта.
Разработка содержания проекта «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста» Ст. воспитатель,
воспитатели
Основной этап
Вторник
Четверг Сбор информации о семейных ценностях воспитанников (фото, рассказы)
Конкурс рисунков «Мама солнышко моё»
Организация выставки «Мама солнышко моё»
НОД по изобразительной деятельности на тему «Моя семья»
Беседа на тему: «Традиции нашей семьи».
Изготовление папки-передвижки «Домашние обязанности»
Индивидуальные беседы с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам)
Беседа-рассуждение «Можно ли человеку прожить без семьи»
Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей»
Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я. Аким «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения», стихи и потешки о семье
НОД по образовательной области «Речевое развитие» «Моя семья» (использование фотоальбома)
Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».
Речевая игра «Назови родственников»
Фотовыставка «Традиции моей семьи»
Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи». Воспитатели групп,
родители,
ст. воспитатель,
муз. руководитель
Завершающий этап
Пятница Изготовление с детьми мини-проекта «Генеалогическое древо моей семьи»
Беседа «Понравилось ли тебе создавать наше дерево?»
Презентация мини выставки и проведение экскурсий для детей других групп и родителей Воспитатели групп,
родители,
ст. воспитатель,
муз. руководитель
Предполагаемый результат проекта :
• Умение составить свою родословную.
• Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.
• Владение навыками продуктивной деятельности, составление и оформление фотоальбома.
• Уважительное отношение к старшему поколению.
• Бережное отношение к семейным фотографиям.
• Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды
• Повышение качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
• Создание методической копилки по данной проблеме.
• Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
• Возрастет уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Продукт проектной деятельности : фотоальбом «Традиции моей семьи» и альбом с рисунками о семье. Организация выставки творческих работ детей в детском саду. Консультации, памятки, папка-передвижка: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком», «Домашние обязанности». Буклеты: «Основы нравственных отношений в семье», «Распределение обязанностей в семье».
Совместный детско-родительский досуг
«Моя спортивная семья»
Цель: Формирование здорового образа жизни семей, формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи: организовать досуг родителей вместе с детьми посредством игры с родителями. Формировать ценностное представление о семье, важности семьи, как социальной единицы.
Организация: дети, родители - участники, которые делятся на 2 команды по десять человек в каждой. Предварительно каждый входящий в зал взрослый выбирает карточку определенного цвета – синего или желтого; жюри - сотрудники детского сада.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий
Добрый день! Наша сегодняшняя встреча - игра будет проходить под названием «Моя спортивная семья». Мы надеемся, что вы отдохнёте, проявить находчивость, у вас будет возможность вспомнить сказки, прибаутки, присказки. Следить за ходом игры будут наши уважаемое жюри. Победа в конкурсе будет определяться количеством набранных фишек. За первое место в каждом конкурсе команда получает три фишки, за второе – два, за третье – одну. Переходим к нашим конкурсам.
1 конкурс «Давайте познакомимся» (РАЗМИНКА)
По свистку необходимо по очереди каждому участнику команды добежать до мяча, который находится в конце площадки, оббежать его, вернуться обратно и передать эстафету следующему участнику.
2 конкурс «Меткие стрелки»
Каждый из участников должен сделать по три броска в обруч; выигрывает команда, у которой больше попаданий.
3 конкурс «Полоса препятствия» :
Прыжки с продвижением вперёд с зажатым между колен мячом, допрыгали до обруча - пролезание в обруч; обратно – то же самое.
Музыкальная пауза
А теперь я предлагаю нашим участникам немножко отдохнуть. Сейчас наши дети исполнят вам танец «Спортивные ребята!».
4 конкурс «Один за всех и все за одного».
Начинает первым ребенок бежать до стойки и обратно, затем папа сажает ребенка на плечи и бежит с ним до стойки и обратно, затем родители сажают второго ребенка на скрещенные вместе руки и бегут до стойки и обратно.
5 конкурс «Спортивная викторина» :
Команды отгадывают кроссворд на спортивную тему.
Вопросы кроссворда:
1. Люди бегают по всему полю, пиная мяч ногами. (футбол).
2. Мяч попал в ворота. (гол).
3. Спортсмены красиво танцуют на льду. (фигурное катание).
4. Противники на ринге бьют друг друга в перчатках. (бокс).
5. Спортсмен должен закинуть мяч в корзину соперника. (баскетбол).
6. Люди бегают на льду, отбивая шайбу клюшкой. (хоккей).
7. Они ловкие, прыгучие и гибкие. (гимнасты).
8. Поднимают тяжести от пола. (штангисты).
9. Два спортсмена ракетками кидают мяч друг другу через сетку. (бейсбол).
Музыкальная пауза
В данном конкурсе победителей и проигравших нет. Победила дружба.
Ведущий
Прежде, чем жюри подведет итоги, мы хотели бы всех поблагодарить за участие в нашей игре. Не важно, кто победил, а важно то, что все мы вместе – дети и родители.
Слово для подведения итогов и объявления победителей предоставляется жюри.