Татьяна Кривоногова
Проект по развитию познавательных способностей детей в игровой деятельности «Фокусы со всего света»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта :
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить творчески и самостоятельно. Ребёнок познаёт мир в ходе практической деятельности, в практических действиях раскрывает содержание какого-либо объекта. Многие ученые выделяют познавательную исследовательскую деятельность как одну из важнейших видов деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Опыты, исследования различных свойств предметов помогают развивать мышление, логику и творчество ребёнка.
Публикация «Проект по развитию познавательных способностей детей в игровой деятельности „Фокусы со всего света“» размещена в разделах
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития познавательных и творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, способствуют расширению детского опыта. Опыт или эксперимент – это возможность на практике узнать о необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего. В ходе проекта мы предлагаем детям и взрослым самим проводить несложные, но очень интересные опыты и показать их другим, как фокусы. Все «чудеса» объясняются с помощью законов физики и химии, с которыми дети познакомятся в школе. И не важно, что дети пока с такими науками не знакомы, в жизни мы часто сталкиваемся с физическими и химическими явлениями.
Поэтому, реализация проекта позволяет развить в детях наблюдательность и любознательность, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
2. Проблема:
Внешний интерес детей и родителей к познавательной исследовательской деятельности.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей и детей к экспериментированию.
2. Не сформированы умения детей ставить и решать исследовательскую задачу, выстраивать логическую цепь решения.
3. Поверхностные знания родителей о значении экспериментирования и развития логического мышления в дошкольном возрасте.
3. Цель проекта :
Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами логических игр и экспериментирования.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление, способность решать проблемные задачи.
2. Пробудить интерес детей и родителей к опытной деятельности.
3. Учить детей самостоятельно или с помощью взрослого демонстрировать несложные опыты.
4. Развивать у детей, родителей и коллег-воспитателей творческую инициативу.
5. Развивать активный словарь детей : познакомить с понятиями «части света», «компас», с некоторыми народами и их обычаями.
6. Воспитывать у детей активную жизненную позицию, учить их находить причинно-следственные связи во всех процессах жизнедеятельности.
7. Повысить педагогическую компетенцию педагогов в области опытной деятельности и развития логического мышления дошкольников.
8. Заинтересовать родителей в изготовлении атрибутов, костюмов и оборудования для проведения праздника фокусов.
4. Участники проекта :
1. Воспитатели всех групп
2. Дети средней, старшей и подготовительных групп
3. Родители
5. Тип проекта :
- по составу участников – фронтальный (дети, родители, педагоги);
- по целевой установке – творческий, исследовательский;
- по срокам реализации – краткосрочный (24.07. 14 – 24.08.14).
6. Организация деятельности участников проекта :
Взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
7. Этапы работы над проектом :
I этап – подготовительный:
- анкетирование родителей: «Какое место в вашей жизни занимает эксперимент»;
- наблюдение за деятельностью детей;
- выделение и уточнение целей и задач;
- поведение консультации для педагогов «Фокусы со всего света» (темы беседы с детьми, примерный конспект занятия по теме «Части света», варианты экспериментов, которые можно подготовить для праздника, «Логические игры – это интересно»);
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной:
- Работа с детьми:
беседа о свойствах различных материй и предметов, игра «Юный химик», рассказ воспитателя и презентация о частях света и о разных народах, занятие «Четыре стороны света», «Знакомство с животными Севера и жарких стран», создание игровой среды для проведения простых опытов, беседа о правилах безопасности при проведении экспериментов, игра «Умники и Умницы» (решение головоломок и словесно-логических задач, развлечение «Север – царство снега и льда».
- Взаимодействие с родителями:
индивидуальные консультации по подготовке и организации опыта, сбор информации, интересного материала и оборудования, изготовление атрибутов для праздника (условные костюмы из бросового материала для эскимосов, папуасов, индейцев, японцев)
- Взаимодействие с коллегами:
объединение в рабочие группы и распределение ролей, уточнение деталей проведения праздника (оформление веранд на участках как одной из частей света, выбор опыта в соответствии с частью света и определё нной стихией: север – вода, юг – песок, запад – огонь, восток – воздух).
III этап – заключительный:
- подведение итога проекта в виде праздника, на котором дети и взрослые демонстрируют опыты и новые знания.
- оценка результатов и определение задач для новых проектов.
8. Ожидаемые результаты:
- пробудить интерес детей и родителей к опытно-экспериментальной деятельности и решению логических задач;
- вовлечь родителей в жизнь детского сада;
- познакомить детей и родителей с некоторыми опытами, которые ребёнок может провести самостоятельно или с помощью взрослого;
- повысить педагогическую компетенцию коллег в области логического мышления и экспериментирования.