Марина Гурова
Проект «Фантазируем, творим, конструируем!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «Фантазируем, творим, конструируем!».
Актуальность:
Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам предстоит:
решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться;
использовать технологии, которые еще не созданы;
работать по профессиям, которых пока нет;
На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующие навыки работы с инновационными программируемыми устройствами.
Публикация «Проект „Фантазируем, творим, конструируем!“» размещена в разделах
Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Для этого важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования.
Конструирование — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.
На основе анализа подходов Л. А. Парамоновой, Л. В. Куцаковой, З. В. Лиштван выделяются 2 вида конструирования : техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков. К художественному конструированию относят конструирование из бумаги, природного, бросового материала.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование способствует :
1. Развитию у детей сенсорных представлений;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Основные принципы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- обучение от простого к сложному;
- применение схем, чертежей в работе;
- доступность, наглядность, безопасность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывается гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, которые, по мнению учёных, различаются: в физическом развитии и социальном поведении; в иннтеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений и многом другом.
Тип проекта : познавательно творческий.
Продолжительность проекта : 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).
Участники проекта : дети возрастных групп, воспитатели, родители.
Цель проекта : Развитие творческих конструктивно-инженерных способностей детей дошкольного возраста.
Совместная продуктивная деятельность проводиться с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с учётом 3 –х блоков во 2 половину дня.
1 блок: «Бумажная фантазия» (использование техники бумага пластика, оригами, квиллинг).
2блок: «Чудеса из ничего» (использование природного материала, бросового материала).
3блок: «Юный инженер» (использование разные виды конструктора).
При этом решаются задачи:
• Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
• Способствовать развитию конструкторских, инженерных навыков.
• Развивать мелкую моторику, пространственное мышление, воображение, творчество.
• Способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, начатое дело доводить до конца.
• Воспитывать интерес к различным видам конструирования.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный:
сбор материала, беседа с детьми и родителями, составление альбомов: «Какая бывает бумага?»; «Какой бывает природный материал и бросовый материал?; «Какой конструктор нам известен?».
2. Основной:
совместная продуктивная деятельность.
3. Заключительный:
итог о проделанной работе:
выставка
«Золотая осень», «Волшебные деревья» - последняя неделя октября (участвуют родители и дети);
«Чудеса из ничего» - последняя неделя ноября;
игротека «Конструктория» совместно с родителями – 20 декабря
фотоотчёт все педагоги возрастных групп;
мастер класс для педагогов и родителей «Бумажные фантазии» «Чудеса из ничего»
мастер класс для педагогов «Знакомство с техникой оригами» «Квиллинг для детей» «Техника торцевания из гофрированной бумаги»
Ожидаемый результат
В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:
• создание условий для подготовки развития предпосылок универсальных учебных действий через конструирование;
• развитие у воспитанников устойчивого интереса к конструированию с разной бумагой, природным материалом, бросовым материалом в различной технике;
• развитие мелкой моторики кистей рук, умение использовать схемы, чертежи, работать в паре и в коллективе;
• формирование конструктивные умения и навыки, появится желание фантазировать, творить, конструировать;
• позволит повысить родительскую, детскую, педагогическую компетентность в вопросах конструирования из разного материала.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, умственного развития, но и развитие творческих конструктивно-инженерных способностей у детей.
Литература
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Игрушки из бумаги»-СПб. :Регата, Издательский Дом «Литера», 2000.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю.»Уроки оригами в школе и дома». Изательство «Аким», 1995.
3. Белякова О. В. «Волшебная бумага или бумажные фокусы».
4. Ильин И. С. Ильин С. Д. «100 лучших моделей оригами»-М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
5. Соколова С. В. «Оригами для дошкольников»-СПб. :Детство-пресс, 2005.
6. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликация и мозаика» М. : Изд-во Эксмо; СПб. :Валерии СПД, 2004.
7. Шайдурова Н. В. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности» М: ООО «ТЦ Сфера», 2008.
8. Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала» М: Мозайка- Синтез», 2014.
9. Фешина Е. Ф. «Лего-конструирование в детском саду» М: ООО «ТЦ Сфера», 2012.
10. М. С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов» М: Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
11. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» М: ООО «ТЦ Сфера», 2012.