Жуйкова Елена
Проект «Фанкластик — мир фантазий и идей». Первичная социализация детей дошкольного возраста посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы
Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. Инновационная и многофункциональная технология различных видов конструкторов не только обеспечит реализацию основных видов деятельности детей (познавательно-поисковой, коммуникативной, игровой и конструктивной, но и поможет в развитии математических знаний.
Публикация «Проект „Фанкластик — мир фантазий и идей“, Первичная социализация детей дошкольного возраста посредством конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей). В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
На сегодняшний день, конструкторы активно используются воспитан-никами группы в разных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирование и др.
Причины все более активного вхождения конструирования в дошкольное образование связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали «дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:
развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом;
навыки конструирования;
работа в команде.
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но конструирование удивитель-ным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме, с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами).
Учитывая актуальность проблемы, я решила провести работу в этом направлении. Для этого я выбрала современный инновационный конструктор Фанкластик.
Всероссийская сетевая площадка «Мастерская конструирования ФАНКЛАСТИК» открыла нашим педагогам и воспитанникам безграничные возможности для воплощения творчества и не только в конструирование.
Российский инновационный конструктор «Фанкластик» изобретён конструктором Дмитрем Соколовым. Производится он в России, на Храпуновском инструментальном заводе. Фанкластик отвечает всем требованиям безопасности.
«Фанкластик» :
«Фантазия» - качество, которое позволяет человеку креативно решать встающие перед ним задачи, комбинировать и сочетать знакомые способы действий, изобретать новые способы.
«Кластер» -объединение нескольких однородных элементов, в само-стоятельную единицу, обладающая определёнными свойствами.
О конструкторе Фанкластик
• 7 разных цветов;
• 3 типа соединения: плоскость-плоскость, ребро-плоскость, ребро-ребро;
• 10 основных деталей и 12 дополнительных (переходник к LEGO, защелки, детали для подвижных соединений);
• Наборы совместимы между собой;
• Возраст 3+;
• Существует специальная бесплатная программа по 3D-моделированию;
• Обладает безграничными возможностями конструирования мо-делей;
• В каждом наборе возможно собрать от 36 до 86 моделей;
бумажная инструкция к каждой модели.
Преимущества конструктора Фанкластик
• Создан с учетом недостатков Lego и других блочных конструкторов.
• Детали крепятся разными способами во всех плоскостях.
• Модели можно достроить со всех сторон: справа, слева, сверху, снизу.
• Благодаря очень прочным соединениям деталей, модели можно переносить и использовать в игре, не боясь сломать, создавать объёмные модели высотой до 3-х метров.
• Можно построить крупногабаритную модель быстрее, чем из любого другого конструктора.
• Отвечает гендерному воспитанию.
• Детали немного гнутся, есть возможность сделать даже гибкие конструкции (большое колесо).
Тип проекта : групповой.
Длительность: краткосрочный (3 месяца)
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Методы реализации проекта :
объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный) – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, бе-седа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с техноло-гическими картами, картами-схемами построек, иллюстрации, дидактические игры);
репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой инфор-мации воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
поисковый метод – самостоятельное решение проблем; частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий, решение проблемных задач с помощью педагога;
метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмо-циональные ситуации, похвала, поощрение);
познавательный метод (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических за-даний);
метод групповой работы (используется при совместной сборке моделей).
проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование;
игровой метод – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета;
эвристический метод творческой деятельности (создание творче-ских моделей и т. д.).
Предполагаемые результаты
Увеличение числа детей, имеющих высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитие.
Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, в коллективе, распределении обязанностей.
Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Формирование конструкторских умений и навыков, умения ана-лизировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением
Формирование представления: о деталях конструктора Фанкла-стик и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конст-рукции и ее функциями.
Дети научатся создавать конструкции по собственному желанию.
Дети будут применять разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).
Дети будут стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из конструктора Фанкластик.
Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и пе-дагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому конструированию; активное участие родителей в жизни своего ребёнка.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Продукты реализации проекта :
• Разработка конспектов НОД «Дома», «Зоопарк», «Роботы», «Новоселье зверят», «Вот что я умею».
• Подбор и оформление дидактических игр и художественных произведений по теме проекта.
• Оформление выставки «Наши любимые постройки из конструктора Фанкластик».
• Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора Фанкластик вместе веселей».
Цель проекта :
Способствовать формированию начальных навыков технического, ин-женерного, линейного образного и структурного образного мышления.
Задачи проекта :
• Познакомить с деталями конструктора Фанкластик и способами крепления деталей между собой.
• Учить понимать готовую инструкцию и создавать постройки по готовой инструкции.
• Используя полученные навыки придумывать и создавать собст-венные постройки.
• Развивать воображение и фантазию, мелкую моторику, память и речь, логическое и пространственное мышление, усидчивость и вниматель-ность.
• Развивать творческий потенциал детей и умения видеть струк-туру предметов и явлений
•
• Способствовать социальной адаптации, первичной социализации детей дошкольного возраста
Содержание, сроки и этапы реализации проекта
Этапы Содержание работы Сроки
Диагностический 1. 1. Постановка проблемы
2. 2. Изучение проблемы, имеющегося опыта по те-ме.
3. Изучение психолого – педагогической литерату-ры по данной проблеме; нормативно-правовых документов.
4. Анализ содержания предметно – развивающей среды с учетом развития конструктивных интересов детей.
5. Анкетирование родителей «Влияние конструирования на развитие ребёнка»
Изучение сформированности умения детей работать по заданному образцу и словесной инструкции.
1. 3. Подготовка дидактического и методического материала по теме.
Предложить родителям приобрести конструкторы Фанкластик.
Беседы с родителями: «Дидактические возможности конструирования»,
«Познакомтесь: Фанкластик» Январь
Прогностический 1. Определение цели и задач работы над темой
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Составление программы взаимодействия с семьей.
3. Прогнозирование результатов.
Январь
Практический • Внедрение систем мер, направленных на решение проблемы: беседы с детьми о конструировании, дидактические игры,
• Мотивация детей на конструктивную деятель-ность через чтение художественной литературы.
• Стихи: К. Лукаш «Мне конструктор папа пода-рил», Т. Шатских «Про конструктор», В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка». Сказки: «Три поросенка», Н. Носов «Приключения Незнайки» Рассказы: Н. Калинина «Кто у нас хороший», «Как ребята построили дом»
• Рассматривание картин
• «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так играют»
• Беседы.
• Формирование методического комплекса: разра-ботка буклета о конструировании из конструктора Фанкла-стик.
• Разработка конспектов и проведение мероприя-тий с детьми: «Такие разные дорожки», «Как дорожка пре-вратилась в лабиринт», «Как на заборчике открылись воро-та», «Дома нашего города», «Мебель. Приходите в гости к нам», «Транспорт», «Космическая станция», «Собаки и кошки – наши любимцы», «Зоопарк».
• Дидактические игры: «Запомни и выложи в ряд», «Счётная лесенка», «Какая это цифра», «Какой, какая, какое», «Кто что умеет делать», «Разбор слова»
• Подвижные игры: «Кто быстрее», «Добеги и со-едини»
• Отслеживание процесса, текущих, промежуточ-ных результатов: диагностика конструкторских умений и на-выков у воспитанников, анкетирование родителей.
• Разработка сценария и проведение игры-викторины детей с родителями «Строим вместе».
Февраль, март
Обобщающий Подведение итогов
Выставка детских поделок.
Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».
Оформление выставки «Наши любимые постройки из конструктора». Март
Внедренческий Распространение опыта: защита проекта на уровне ДОУ. Мастер – класс «Фанкластик – весь мир в троих руках»
Март
У детей развиваются аналитические и творческие способности, он учится мыслить самостоятельно и креативно. «Фанкластик» предоставляет ребёнку возможность собирать именно то, что ему хочется. «Фанкластик» растёт вместе с интересами ребёнка, позволяя переходить от простого к сложному, от плоских блоков к пространственным конструкциям, от фигурок к объёмным геометрическим фигурам.
Убеждена, что целенаправленное систематическое обучение детей до-школьного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к учебной деятельности, но и дает возможность сделать первые шаги в любимом деле, будь то художественное мастерство, инженерия, конструирование, дизайн, моделирование. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.
Таким образом, конструктор Фанкластик формирует у детей дошкольного возраста навыки конструирования моделей, умения находить и решать сложные и нестандартные задачи, расширяет словарный запас, развивает мелкую моторику и навыки работы в команде, стимулирует интерес и любознательность, побуждает к умственной активности.
Список литературы
1. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976
2. Емельянова, И. Е. Развитие одарённости детей дошкольного воз-раста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И. Е. Емельянова, Ю. А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
3. Лыкова И. А. Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик : весь мир в руках твоих (Познаем, конструируем, играем)». Москва 2019
4. Лыкова, И. А. Система методов художественно-эстетического развития детей : навигатор для воспитателей детского сада и педагогов до-полнительного образования // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». — 2017. — №10. — С. 38–48.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2018. – 601 с.
6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. – М., 1999.