Наталья Борисенко
Проект «Дышим правильно и красиво!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дышим правильно и красиво!»
Вид проекта :
Групповой, практико- ориентированный, игровой.
Сроки реализации:
Долгосрочный с 15.09.21-26.05.22 г.
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема: Несформированность целенаправленной воздушной струи и длительного речевого выдоха у детей группы компенсирующей направленности.
Актуальность:
Публикация «Проект „Дышим правильно и красиво!“» размещена в разделах
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция У современных дошкольников, особенно в группе компенсирующей направленности наблюдается слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи, неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.
Физиологическое дыхание – физиологический процесс, происходящий автоматически, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
Речевое дыхание является произвольным, после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию и выработать целенаправленную воздушную струю у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Задачи:
• Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
• Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
• Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной. струи.
• Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
• Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Форма проведения итогового мероприятия
Видеоролик по результатам годовой работы над дыханием.
Предполагаемые результаты:
Для родителей:
• готовность и желание помогать;
• активизация педагогического потенциала родителей;
• приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
• овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
• чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для детей:
• положительная динамика речевого дыхания; дети быстро, бесшумно производят вдох и рационально, плавно расходуют воздух на выдохе;
• положительная динамика речевого развития;
• успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
• выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для педагогов:
• положительный психологический климат между учителем - логопедом и воспитателями;
• заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
• удовлетворенность собственной деятельностью.
Для логопеда:
• научить детей правильному речевому дыханию;
• Повышение профессиональной компетентности в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушения
• удовлетворенность собственной деятельностью
Продукты проектной деятельности.
Демонстрация поделок сделанных детьми с родителями для развития дыхания.
Этапы реализации проекта.
Первый этап - подготовительный:
- подбор методической литературы, по данной теме;
- разработка плана работы с детьми;
- оформление консультативного материала для родителей.
-индивидуальные консультации для родителей о пользе диафрагмального дыхания.
- консультация для воспитателей
Второй этап – основной:
Этапы работы Содержание работы Сроки реализации
Беседа о значении дыхания
Дыхание носом, дыхание ртом, дыхание животом, значение чистого воздуха для дыхания.
сентябрь
Дифференциация
ротового и носового вдоха и выдоха
Дыхательная гимнастика для обучения носовому дыханию, длительному вдоху носом и выдоху ртом, вдох носом, выдох маленькими порциями ртом. Сентябрь-май
Развитие продолжительного плавного выдоха.
1. Изготовление дыхательных тренажеров по лексическим темам
«Фрукты»,
«Перелетные птицы», «Транспорт»,
«космос»
«Насекомые»
и использование их на групповых занятиях.
2. Использование дыхательных упражнений «футбол», «Фокус» «колобок» на индивидуальных занятиях
Октябрь
Март
апрель
май
сентябрь-май
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.
1. Изготовление дыхательных тренажеров по лексическим темам
«Осень», «деревья»,
«Зима»,
«посуда»
и использование их на групповых занятиях.
2. Использование дыхательных упражнений «погаси свечу», «саночки спустились с горки» «дуем в пузырёк» на индивидуальных занятиях
Октябрь
декабрь
январь
Дыхательная гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой. Использование на занятиях упражнений «ладошки», «погончики», «кошка», «обними плечи». Сентябрь- май
Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха. Пропевание гласных звуков на групповых и индивидуальных занятиях громко, тихо, тихо и постепенно увеличивая громкость и наоборот. Сентябрь-май
Третий этап - Заключительный
Тема Сроки реализации
Выставка поделок сделанных дома детьми с родителями. Май
Презентация проекта Май
Результаты реализации проекта :
Для детей:
- научились дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох;
- значительно улучшилось звукопроизношение;
- стало проще адаптироваться в ДОУ и семье.
Для логопеда и педагогов:
- повысили профессиональную компетентность по теме «Значение дыхания для детей с речевыми нарушениями»;
- атмосфера заинтересованности в совместной деятельности;
- удовлетворение от собственной деятельности.
удовлетворенность собственной деятельностью
Для родителей:
- приобретение новых знаний;
- совместное творчество детей и родителей.
Используемая литература:
1. Леонова С. В. игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Гном 2019
2. Коноваленко, Коноваленко: Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Гном 2019
3. Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи. часть 1 ВЛАДОС 2003
4. Покровский Б. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. Азбука здоровья
5. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. : Дыхание и речь. Литера 2020
6. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7. Сфера