Нелли Петровна Кравченко
Проект «Дымковская Свистунья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дымковская Свистунья»
Актуальность проекта :
История дымковской игрушки насчитывает более 400 лет. Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов в России. В Давние времена мастера дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки, празднично расписанные разноцветными геометрическими узорами: полосами и линиями, кольцами, зигзагами, точками. Многовековые традиции дымковского искусства продолжают жить.
Публикация «Проект „Дымковская Свистунья“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В дошкольном образовании на сегодняшний день мало уделяется внимания декоративно-прикладному искусству и народным традициям. А именно такие занятия учат детей воспринимать прекрасное и доброе, учат уважительно относиться к народной культуре.
В связи с этим нами был разработан проект «Дымковская Свистунья», в котором пропагандируется художественно-эстетическое воспитание детей, любовь к прекрасному, обогащение духовного мира, развитие воображения и чувств.
Начало проекта было посвящено созданию условий для приобщения к народной культуре.
Вместе с родителями подбирали познавательную литературу о народном промысле «Дымково» : об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла. В итоге была сделана книга «Сказочная Дымка», а также для детей родители изготовили книжки-малышки, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя стихотворения и загадки. Углубленному знакомству детей помогли дидактические игры, которые проводились в свободное время: «Парные картинки», «Декоративное домино», «Собери целое», «Найди пару».
Дымковская игрушка привлекла детей своей яркостью, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, побуждали желание научиться самим расписывать «по-дымковски».
Индивидуальная работа с детьми проходила с использованием дидактических игр: «Обведи элемент»,«Обведи и раскрась», «Нарисуй элемент в воздухе».
Данные упражнения способствовали развитию мелкой моторики пальцев рук, закреплению с детьми цветовой гаммы, обучали технике исполнения данных элементов.
Вся индивидуальная работа проводилась с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.
В ходе проекта дети проявляли эмоциональную заинтересованность и отзывчивость, желание что-то украсить дымковскими узорами. Детям было предложено нарядить бумажную куклу Настеньку: украсить ее платье в стиле «Дымково». Разглядывая получившуюся коллекцию моделей, дети отметили всю красоту и неповторимость дымковских узоров
Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов.
С этой целью была организована экскурсия в п. Борисовка Белгородской области, где находится фабрика «Борисовская керамика».
«Борисовская керамика» - является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстенной керамики из красной глины и лидером по производству горшков для жаркого и запекания.
На фабрике детям больше всего запомнилось, как бесформенная глиняная масса у ловкого мастера – гончара превратилась в красивое и полезное изделие кувшин. Ребята также посетили магазин при фабрике, где они любовались многообразным ассортиментом керамической посуды. На долгую память приобрели сувениры, которые принесут в дом тепло и уют.
Мастер-гончар подарил детям красную глину, такую же, как и в дымковской слободе, из которой мастера лепят свои неповторимые игрушки.
После поездки, была создана для детей своя глиняная мастерская, где из подаренной на фабрике глины ребята могли изготовить свои дымковские сувениры.
А также проявили желание поучаствовать во Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Дымковская игрушка».
И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписи будут присущи все характерные признаки «дымки», а главное- дети прикоснулись к искусству подлинно народному.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего детям!
Грандиозным завершением проекта стало проведение для детей развлечения «Свистунья»
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Свистунья»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник. И к нам на праздник должна прийти гостья, но что-то я никого не вижу… Зато наша таинственная гостья прислала нам телеграмму. Телеграмма: Лечу, Скоро буду, Ждите! Ну, что ж, подождем…Ребята, я смотрю вы на праздник принесли «шумелки» и свистульки. А давайте громко пошумим, может наша гостья заблудилась в дороге, а услышит шум и побыстрее к нам придет.
Дети шумят: свистят в свои дудочки, свистульки.
Выбегает Свистунья
Свистунья : Ой, лечу, лечу, лечу. Здравствуйте, ребята!
Я, кажется, вовремя, успела!
Ведущий: Здравствуйте, милая барышня! А вы кто ж такие будете?
Свистунья : А то не знаете? Я - Свистунья! Сейчас все про себя
расскажу. Я, ребята, - мастерица устраивать праздники в честь Весны! Вы, наверное, слышали, что на Руси издавна Весну встречали с радостью: с веселыми песнями, играми, да хороводами. А в слободе Дымково, из глины делали красивые игрушки- свистульки и свистели в них на празднике, зазывая Весну. Вот и я к вам прилетела из далекой слободы Дымково, чтобы устроить праздник - «Свистунью». Так что я- первая помощница и подруга Весны!
Свистунья :Я- Свистунья— Веселунья
Хохотунья и Игрунья!
Мастерица я свистеть,
Танцевать, играть и петь!
Вот, такая Я!
Ребята, а вы умеете веселиться (Да)
А хохотать и играть умеете? (Да)
Ну, тогда покажите мне, какие веселые песни вы знаете!
Свистунья вместе с детьми исполняют
песню «Как у наших у ворот»
1. Как у наших у ворот
Веселиться весь народ.
Припев: Ай, люли весь народ( 2р)
2. Мы Весну зовем, зовем,
И свистим мы и поем
Припев: Ай, люли и поем(2р)
3. А Свистунья весела
В гости тоже к нам пришла,
Припев: Ай, люли, вот пришла(2р)
4. Ты, Свистунья, посвисти,
И Весну к нам пригласи!
Припев: Ай, люли, пригласи(2р)
5. Ну- ка, дружно засвистим,
Всех гостей повеселим!
Припев: Ай, люли,веселим! (2р)
Свистунья : Ой, и правда, веселая песня. И главное, про меня!
Ребята, вы так хорошо пели и громко свистели, что вас
Услышала сама Весна.
Ведущий: Нас услышала Весна, в гости к нам спешит она!
Под музыку появляются Весна и Солнышко
Весна: Здравствуйте, ребята! Вот и добрались мы к вам с
Солнышком на праздник.
Солнышко: Целый год без вас скучали,
И о встрече мы мечтали.
Весна: Ваша песня нам очень понравилась.
А скажите, ребята, Вы - любознательные? ( ответ детей:Да)
И находчивые? ( ответ детей:Да)
Ну, тогда у нас для вас задание. Кто из вас знает пословицы
и поговорки о Весне, Солнышке поднимайте руки.
Дети рассказывают пословицы и поговорки о весне.
1. При Солнышке тепло –при матери добро!
2. Март с водой, апрель- с травой, а май- с цветами.
3. Вода с гор потекла – Весну принесла.
4. Матушка Весна- всем красна.
5. Весна красна цветами, а осень пирогами.
6. На чужой стороне и Весна не красна.
Солнышко награждает детей «Жаворонками»
(жаворонки, сделаны из бумаги)
Весна: А теперь еще одно задание: давайте вспомним заклички о
Весне.
Заклички:
1. Пришла Весна, Весна – Красна!
2. Мы Весну встречаем с пирогом и с чаем!
3. Весна пришла тепло и радость принесла!
4. Весну встречаем, Красну прославляем!
5. Радуется весь народ, по земле Весна идет!
6. Весна- Красна всем людям мила!
7. Птицы прилетели про Весну запели! Заклички:
Заклички: Запахло Весной, дождиком и листвой!
Весна: Молодцы! Спасибо за красивые слова! А загадок не боитесь?
Весна загадывает загадки:
1. Изпод снега расцветает,
Он цветочный Раньше всех Весну встречает! (Подснежник)
2. Этот цветок распускается в мае,
Бусинки белые он надевает! (Ландыш)
3. Он цветочный принц - поэт,
В шляпку белую одет.
Про Весну сонет на бис,
Прочитает нам - Нарцисс.
4. Их в Голландии найдешь,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там растут - Тюльпаны!
Ведущий: Свистунья – Веселунья, а наши дети хотят тебя
порадовать еще одной песней.
Дети исполняют белорусскую народную песню
«Савка и Гришка»
1. Савка и Гришка сделали дуду
Припев: Ай, ду-ду-ду, ду-ду( 2р)
2. Громко ребята в дуду заиграли,
Дедушке старому спать помешали. ( Припев:Ду-ду)
3. Дедушка старый на них закричал,
Палкой на дверь ребятам показалю. ( Припев: Ду-ду)
4. Савка и Гришка шмыгнули во двор,
Важно там уселись прямо на забор. ( Припев: Ду-ду)
5. Оба позабыли недавнюю беду,
Раздувая щеки дуют во дуду. (Припев)
Свистунья : Спасибо, ребята, за песню. Дружить --это хорошо!
А Солнышко тоже знает веселую песню.
Солнышко: Солнышко лучистое улыбнулось весело….
Ведущий: А наши дети знают много песен: и про солнышко, и про
Дождик, и про Зайчика.
Дети исполняют русскую народную песню: «Мы на луг ходили»
1. Мы на луг ходили,
Хоровод водили.
Вот так на лугу хоровод водили.
2. Задремал на кочке,
Зайка в холодочке.
Вот так, задремал,
Зайка в холодочке.
3. Разбудить хотели,
В дудки мы дудели:
Ту-ру, ту-ру-ру,
В дудки мы дудели.
4. Зайку мы будили,
В барабаны били.
4. Бум-бум, трам-та-там,
В барабаны били.
5. Зайка, просыпайся,
Ну-ка, поднимайся-
Вот-так, не ленись,
Ну-ка, поднимайся!
6. Мы с тобой попляшем
В хороводе нашем.
Вот так, мы с тобой,
Весело попляшем.
Свистунья : Спасибо, ребята! И поете вы хорошо, и свистите здорово!
А сейчас я предлагаю весело потанцевать.
Под веселую музыку дети танцуют в кругу
(при этом дети свистят под музыку)
Ведущий: Вот и подходит к концу наш праздник «Свистунья»
Мы очень рады, что к нам, наконец, пришла Весна!
Как хорошо, что пришла к нам Весна!
Солнышко светит теперь допоздна.
Дождик прольется, теплый, хороший.
Только наденешь и снимешь галоши!
Скоро набухнут у всех на виду,
Почки зеленые в нашем саду.
И на полянах цветы расцветут,
Радость и счастье они принесут!
Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.