Анастасия Лебедева
Проект «Дворовые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : игровой;
Вид проекта : краткосрочный;
Участники проекта :
-дети старшей группы «Солнышко»;
-воспитатели;
-родители;
Актуальность
В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни. Интернет-общение позволяет, не выходя из дома общаться. Сейчас растет поколение детей, предпочитающих общаться между собой электронным способом. Это негативно сказывается на развитии организма и личности в целом. Общаясь по интернету ребенок обретает виртуальную личность, но не реальную. Отсюда могут возникать проблемы с социализацией и личностным ростом. Для разрешения сложившейся ситуации мы предлагаем простой и интересный способ. Необходимо возродить в детях мотивацию и интерес к живому общению. и сделать это надо в такой форме, которая бы не носила характер принуждения-эта форма-дворовые игры. Еще 2-3 поколения назад дворовые игры царили в наших компаниях. Дворовая игра помогала детям различного социального положения, рас и национальностей стирать границы между собой и общаться на одном уровне, развивая в них стремление к равенству. Людям, которые в детстве прошли школу дворовых игр, легче адаптироваться в любом коллективе, понимать и сочувствовать. Реальное живое общение, которое составляет основу игр на природе, во дворе имеет огромное воспитательное значение.
Публикация «Проект „Дворовые игры“» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. А когда-то эти игры учили детей находить общий язык, помогали им решать спорные конфликтные ситуации. Они давали детям возможность познавать самого себя и доставляли при этом огромную радость. А много ли сейчас играют наши дети, им часто совсем некогда поиграть. Одни с ранних лет нацеливаются родителями на обучение, другие просиживают все свободное время у телевизора или компьютера, при этом лишая себя радости движений и живого общения со сверстниками.
В настоящее время, по мнению специалистов, нарушена межпоколенная преемственность передачи игрового опыта, большая часть игр наших родителей забыта. Ребенку будет интересно узнать о том, в какие игры играли мама и папа, бабушки и дедушки. При этом важно не только рассказать и научить играть, но и организовать детей на игру, поиграть вместе с ними. Кроме этого, и взрослым полезно будет познакомиться с разнообразием современных подвижных игр и научиться им от своих детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей.
Цель проекта : укрепление физического здоровья детей, приобщение их к народной культуре посредством подвижных дворовых игр.
Задачи проекта :
-формировать основы здорового образа жизни, систему нравственных общечеловеческих ценностей;
-учить проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.
Предполагаемый результат:
-укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни;
-развитие умения работать в коллективе;
-воспитание лидерских качеств;
-формирование у детей уверенности в своих силах;
-воспитание толерантности;
-умение применять игры самостоятельно.
Этапы проекта :
1-этап: Подготовительный
- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной литературы, материалов для реализации экспериментальной деятельности, игр, подбор презентаций, подборка раздаточного материала для проведения игр и эстафет
- Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Что такое игра?», «Какие уличные игры вы знаете?», «В какие игры играете со своими друзьями дома?»
2-этап: Основной
1. Просмотр презентаций об играх. Беседа о видах игр.
Цель: Знакомство детей с дворовыми играми родителей
2. Разгадывание загадок на тему: Спортивный снаряд.
Цель: развивать логическое мышление, внимательность
3. Консультация для родителей: «Учимся соблюдать правила игр. «Горячая картошка», «Резиночка»».
4. Игра средней подвижности на улице и в группе «Горячая картошка»
Цель: умение передавать предмет, не роняя его на пол и не задерживая в руках.
5. Подвижная игра «Каменные цепи».
Цель: развитие умения играть, соблюдая правила, уметь договариваться в команде.
3-этап: Заключительный
Повторили все правила изученных игр, вовлекли родителей в жизнь группы, настроили детей на позитивный лад.
Рефлексия:
Результаты проекта обсуждаются вместе с детьми. Им необходимо ответить на вопросы: Что нового мы узнали? Какие новые игры вы узнали? Какая игра вам понравилась больше всего? В какие игры можно играть на улице, какие дома?
Картотека игр
«Рыбак и рыбка»
Цель игры : развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.
Ход игры : все игроки-«рыбки» становятся в круг. Один игрок — «рыбак» — становится в круг и начинает вращать веревку или скакалку, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.
«Классики»
Цель: развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.
Ход игры : На асфальте нарисованы классики.
Ребенок берет плоский камешек и бросает его в первый класс. Потом прыгает на двух ногах в первый класс, поднимает камушек и прыгает назад. Бросает камушек во второй класс, а сам прыгает сначала в первый класс, а из него во второй. Так же само поднимает камушек и прыгает через первый класс. Затем бросает в третий класс и так дальше, пока не выйдет за линию класса. После этого начинают прыгать остальные дети. Когда очередь подойдет снова к первому ребенку, он берет свой камушек и бросает в тот класс, в который раньше не попал. Так по очереди играют все дети. Выигрывает тот ребенок с группы, который пройдет все классы первым.
«Вышибалы»
Цель игры : развитие ловкости, выносливости, меткости, координации движений, быстроты реакций, двигательных и коммуникативных способностей, закрепление и совершенствование умений и навыков владения мячом.
Ход игры:
Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
Задача вышибал - попасть в игроков мячом. Задача игроков - уворачиваться. Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются и всё начинается сначала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается.
«Съедобное-несъедобное»
Цель игры : развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.
Ход игры:
Во время игры можно использовать любой мяч, который легко ловить и отбивать деткам, средних размеров и не тяжелый.
Игра рассчитана как для двоих человек, так и для большой компании. В большой компании играть в эту игру одно удовольствие.
Играющие должны встать в круг, чтобы удобно было кидать друг другу мяч. При перекидывании мячика другому игроку, ребенок должен назвать любой предмет, который придет ему на ум.
Если это слово относится к категории съедобного, тот игрок, кому кинули мячик, должен его поймать.
«Выше ножки от земли»
Цель игры : развитие двигательных способностей, координации, быстроты реакции.
Ход игры : Игрок считается пойманным, если его запятнали на земле. Ведущий не должен стоять возле игроков и ждать когда они спустятся.
Если игрока в игре «Выше ножки от земли» настигли на земле, то он может начать прыгать и говорить: «А я улетел».
Выбирается догоняющий, а остальные игроки забираются на скамейки, лестницы и прочие места так, чтобы не касаться земли. По сигналу все разбегаются, перепрыгивают на новые объекты, а задача догоняющего - поймать игрока, пока тот находится на земле и не успел запрыгнуть куда-то. После того как на земле пойман один из игроков, он становится догоняющим.
«Крестики-нолики»
Цель игры : развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.
Ход игры : руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.
Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.
Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».
«Краски»
Цель: развивать физические качества- скорость, ловкость, развивать внимание.
Ход игры:
«Краски» встают за спиной «Продавца». К ним подходит «Монах», делает вид, что стучит, говорит:
«Тук-тук-тук!».
«Продавец» и «Монах» ведут между собой диалог:
«Продавец» : «Кто пришел?
«Монах» : «Монах в цветных штанах!»
«Продавец» : «Зачем пришел?»
«Монах» : «За краской!»
«Продавец» : «За какой?»
«Монах» : «За голубой (красной, оранжевой…. любой цвет!»
Если «Монах» не угадал, и такой краски нет в «магазине», то «Продавец» выпроваживает его такими словами:
«Скачи по голубой (красной, оранжевой) дорожке на одной ножке! Там и будет тебе краска!» «Монах» должен совершить «круг почета», проскакав на одной ноге, и вернуться обратно к «магазину». Игра повторяется сначала.
Если «Монах» угадал и такая «краска» есть, диалог продолжается:
- Сколько стоит?
- Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).
При последнем хлопке названная "краска" вскакивает со своего места и бежит от «Монаха» по заранее оговоренной траектории. Задача «краски» — добежать до «магазина», где «Монах» уже не может его ловить.
Если «Монах» сумел догнать «краску», то они должны поменяться ролями. При этом, все игроки вновь выбирают себе цвет «краски». Если «краска» осталась непойманной, то «Монах» остается прежний и опять идет за краской.
«Горячая картошка»
Цель игры : развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.
Ход игры:
Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков не отбил и уронил мяч, то он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.
Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.
Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков удалось поймать мяч, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.
«Резиночка»
Цель: развивает координацию движений, гибкость и чувство равновесия.
Ход игры:
Два игрока становятся “в резиночку”. Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) – по очереди на всех уровнях. Если игра идет втроем: как только прыгающий ошибается (сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку и т. п.) – он становится “в резиночку”, и следующий игрок начинает прыгать. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если игра идет вчетвером: когда игрок сбился, его может выручить партнер по команде. Когда и он сбивается, пары меняются местами (сбившаяся команда становится “в резиночку”). Продолжают прыгать команды всегда с того места, где они в последний раз сбились.
«Разноцветный паровозик»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве, ловкость и быстроту, упражнять в беге.
Ход игры : С помощью считалки выбирается водящий, он будет Паровозиком:
Едет, едет паровоз -
Две трубы и сто колёс,
Две трубы и сто колёс
Машинист там рыжий пёс.
Он считает до пяти,
А водящим будешь – ты!
Остальные дети – вагончики. У каждого вагончика есть депо – цветной круг. У паровоза нет депо, и он стоит в стороне. Паровозик свистит (если нет свистка, то можно говорить громко: «Ту-ту!») и начинает собирать вагончики, дотрагиваясь до каждого ребенка. Вагончики цепляются друг за друга и следуя за паровозиком, покидают зону своих депо. Паровозик свистит во второй раз и вагончики вместе с паровозиком разбегаются, стремясь занять себе депо. Тот ребенок, который не успеет занять депо, становится водящим и получает новый свисток.
«Детский боулинг»
Цель: формирование устойчивого положительного отношения воспитанников к физической культуре.
Ход игры : кинуть мяч таким образом, чтобы он сбил стоящие на определенном расстоянии кегли. Игра развивает меткость, ловкость, тренирует мышцы, дарит радость и веселье. Задача – сбить максимальное количество кеглей. За сбитые кегли начисляются очки, кто набрал больше очков, тот и становится победителем. Играть в боулинг для детей можно командами.
«Ручеёк»
Цель: Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры; вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей.
Ход игры : Дети становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель водящий, выбирает пару. Водящий, выбрав себе пару произносит такие слова: "А я Сашеньку люблю и с собой ее возьму", Затем воспитатель и ребенок берутся за руки и держат их высоко над головой.
Из сцепленных рук получаются "ворота", через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие дети со словами:
В ворота ручей бежит
И тихонько так журчит.
Ты, дружок, остановись, (дети останавливаются)
И друг другу поклонись. (дети поворачиваются лицом в круг и кланяются)
После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся выбирает себе пару, произнося слова: "А я Катеньку люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают "ворота".
«Колечко»
Цель: Развитие скорости реакции, наблюдательности.
Ход игры:
Выбирается водящий, остальные дети стоят или садятся в ряд на что-нибудь перед ним. Водящему в руки даётся «колечко», которое он зажимает между ладошками, складывая две руки в виде лодочки. Все участники игры делают то же самое, складывая ладошки, только пустые. Далее водящий, подходя по очереди к каждому игроку, произносит:
«Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю.»
После этих слов он свою «лодочку» из рук вкладывает в «лодочку» игрока, и так делает всем по очереди. Кому-то одному из них он и передаёт «колечко».
Задача водящего заключается в том, чтобы передать «колечко» незаметно для других игроков, чтобы никто из них не догадался, у кого оно, а игрок, которому дали «колечко» никак не должен выдавать своим видом, что оно у него.
Когда водящий обошёл всех участников, он отходит от них в сторону и говорит:
«Колечко-колечко, выйди на крылечко!»
Игрок, которому водящий передал колечко, должен быстро убежать от всех детей и подбежать к водящему, а дети должны постараться его догнать. Если колечко поймали, то ведущим остаётся прежний, если ему удалось убежать, то хранитель кольца становится ведущим