Галина Уланова
Программа дополнительного образования на тему «Сормово — наш край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.
• природа
• рукотворный мир человека
• отношение к общественной жизни
• человек и его собственная жизни
В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Публикация «Программа дополнительного образования на тему „Сормово — наш край родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Детский сад № 102 расположен в городе Нижнем Новгороде Сормовском районе. Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, альманахов, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы.
Цель и задачи проекта
Цель программы дополнительного образования – воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции
2. Воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном подходе.
1 блок: «Сормово – наш край родной».
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей Сормова.
2 блок «Природа родного края» содержание данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира, знаний рек, протекающих по территории Нижнего Новгорода. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность Коломенского района. Предусматривает расширение знаний детей о рукотворной природе (сады, парки, скверы).
3 блок. «Быт и традиции». Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.
4 блок. «Культура и искусство родного края» Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов, романов, музыкальных произведений, песен. Изучая вместе с детьми историю жизни выдающихся поэтов, писателей, побывавших в нашем крае у детей дошкольного возраста формируется у детей представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.
Программа рассчитана на 3 года обучения детей старшего дошкольного возраста. Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление макетов, альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи города, встречи с интересными людьми, спектакли.
Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ кружка ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям. Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям Сан Пину и «Программе воспитания и обучения в детском саду». Заведующий и ст. воспитатель детского сада обеспечивает методическую помощь и контроль за деятельностью руководителя дополнительного образования. Промежуточный контроль осуществляется по темам в форме игровых программ. Итоговое занятие в форме викторины запланировано проводить в конце учебного года (май).
Критерии результативности обучения:
• Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям
• Использовать в активной речи фольклор
• Уметь играть в русские народные игры
• Знать памятники культуры, историю возникновения своего города
• Знать животный и растительный мир края
• Знать наиболее важные исторические события истории родного края
• Знать символику Нижнего Новгорода