Сафарова Регина
Проект «Домашние животные» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши любимые домашние животные»
Тип проекта: Познавательно - творческий проект
Участники проекта: Проект ориентирован на детей первой младшей группы (возраст 1 -3 года) и их родителей, а также воспитателей детского сада.
Срок реализации проекта 3 недели (02.11.2024 – 27.11.2024)
Актуальность: С самого раннего возраста необходимо приучать детей вместе с родителями любить и ухаживать за домашними животными. Участвуя в проекте, родители вместе с детьми должны научиться:
- формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным;
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы о животных фермы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата.
Без присмотра родителей общение детей и животного может привести не только пользу, но и вред малышу. Целенаправленное действие ребенка к домашнему животному могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Малыш не знает, что можно, а что делать нельзя, что для животного полезно, а что вредно. При контакте с животным, ребенок захочет обязательно удовлетворить свою любознательность. Без руководства и контроля взрослых, такое общение может оказаться опасным как для животного, так и для ребёнка. Домашние животные в семье – это мощный воспитательный фактор. Ребёнок учиться ухаживать за животным, заботиться о нем, у него развивается нравственно-волевые и трудовые качества.
Проблема: Недостаток практического опыта взаимодействия с домашними животными у детей в первой младшей группе, что негативно сказывается на их эмоциональном и когнитивном развитии***
В раннем возрасте дети учатся через практический опыт. Согласно исследованию Л. С. Выготского (российский психолог, общение с окружающим миром и предметами является важной составляющей познавательного процесса детей. В связи с этим недостаток реального опыта взаимодействия с домашними животными может ограничивать их способность усваивать информацию о них
Согласно данным исследования, проведенного «Фондом защиты животных», 60% семей с детьми не имеют домашних животных из-за недоступности (например, жилья или финансов) и отсутствия интереса к их заведениям. Это приводит к тому, что многие дети не имеют возможности знакомиться с животными в повседневной жизни, что снижает их интерес и осведомленность о домашних питомцах
Помимо этого, исследования показывают, что роль родителей в формировании отношения к животным является ключевой. Если родители не заинтересованы в заведении домашних животных или не могут предоставить опыт общения с ними, дети не развивают понимание и заботу, связанные с темой домашних животных
С учетом вышесказанного, реализация проекта "Наши любимые домашние животные" в первой младшей группе сталкивается с серьезной проблемой. Понимание недостатка практического взаимодействия с животными у детей должно стать основой для разработки альтернативных методов и подходов в рамках проекта — таких, как использование мультимедийных ресурсов, создание материалов для ролевых игр и взаимодействие с родителями с целью расширения возможностей детей для изучения этой темы.
Цель проекта: Создать положительное отношение детей к домашним животным, развить у них эмпатию, обогащение словарного запаса и расширить представления о мире животных.
Задачи проекта:
1. Углублять и расширять представление детей о домашних животных и их характерных особенностях.
2. Учить детей ухаживать за домашними животными.
3. Дать представления о развитии животных и их потребностей.
4. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
5. Привлечение родителей в проектную деятельность
Результатом проекта станет выставка детских рисунков и макет «Ферма», а также обогащение знаний детей о домашних питомцах и развитие их навыков общения и заботы о природе.
Необходимые ресурсы:
- Картинки и игрушки с изображением домашних животных.
- Материалы для творчества (краски, бумага, пластилин и т. д.).
- Книги и мультимедийные материалы о животных.
- Пространство для выставки детских работ.
Ожидаемые результаты:
• Развитие у детей сострадания, любви, умению сопереживать, доброте к животным и их особенностям.
• Повышение мотивации родителей при работе с ДОО.
• Укрепление взаимодействия между родителями и воспитателями через совместные занятия.
Вывод: Проект успешно выполнил поставленные цели и задачи. Дети получили расширенные знания о домашних животных, их особенностях и потребностях. Развилось умение заботиться о животных, проявлять сочувствие и эмпатию. Игровые активности и совместное творчество способствовали развитию общения со сверстниками. Взаимодействие родителей с ДОУ было активизировано. Созданная выставка и макет "Ферма" стали наглядным результатом проекта, который способствует закреплению знаний и формированию позитивного отношения к домашним животным. Проект достиг ожидаемых результатов, положительно повлияв на развитие детей и укрепление взаимодействия между родителями и воспитателями.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Этапы реализации проекта:
1. этап – подготовительный: (02.11.2024 - 04.11.2024)
1. Подбор и изучение литературы по теме проекта;
2. Подобрать художественную литературу по теме.
3. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток, занятий.
4. Оформление книжного уголка по теме.
5. Подбор консультаций для родителей.
2 этап – практический (05.11.2024. – 25.11.2024)
• Занятия о животных: Беседа «Домашние животные», Развитие речи «Домашние животные и их детеныши»
• Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная клиника»
• Звуки животных: Игры с воспроизведением звуков животных. Можно предложить детям угадать, какое животное издает тот или иной звук.
• Конструирование «Домик для животных»
• Дидактические игры «Найди пару: большой - маленький», «Половинки», настольно – печатная игра «Домашние животные и их детеныши», пазлы «На ферме», «Кто за забором»
• Раскрашивание раскрасок
• Пальчиковые гимнастики про домашних животных
Взаимодействие с родителями
• Папка – передвижка «Домашние животные»
• Консультация «Роль домашних животных в жизни ребенка»
• Выставка рисунков «Мой любимчик»
• Альбом «Братья наши меньшие»
• Создание макета «Ферма»
• Акция «Семейное чтение»: например, Барто А. Л. «Кто как кричит», Чарушин Е. И. «На нашем дворе», Костецкий Р. Г. «Босоногий утенок», Берестов В. Д. «Котенок»
• Пластилиновая мозаика «Кошка»
3 этап – заключительный (26.11.2024 -27.11.2024)
1. Оформление результатов проекта
2. Демонстрация обобщенного опыта работы в детском саду
Практическая значимость проекта
Проект способствует формированию у детей эмпатии и чувства ответственности за домашних животных. Через взаимодействие с животными и обсуждение тематики заботы о них, дети учатся понимать эмоции других, что является важной частью их эмоционального развития.
Дети получают знания о различных домашних животных, их повадках, привычках и особенностях. Это помогает формировать у них более полное представление о мире вокруг, способствует развитию любознательности и интереса к природе.
В ходе проекта дети учатся общаться с друг с другом, обсуждать свои предпочтения, делиться впечатлениями и опытом. Это помогает укреплять дружеские связи и учит работать в группе, что важно для их дальнейшего социального взаимодействия.
Проект включает в себя творческие задания — рисование, лепка и создание поделок. Это не только развивает креативные способности, но и помогает детям выразить свои чувства и идеи на тему домашних животных, что важно для их развития.
Проект мотивирует родителей активно участвовать в образовательном процессе, что укрепляет связь между домом и детским садом. Взаимодействие родителей и детей через совместные занятия и обсуждения также способствует развитию семейных отношений.
Знакомство с повседневной жизнью домашних питомцев и обязанностями их владельцев помогает детям осознать важность заботы о животных, что может повлиять на их отношение к домашним питомцам в будущем.
Сделав процесс обучения интересным и интерактивным, проект может повысить мотивацию детей к учебе. Интерес к животным может стать у детей источником дополнительных знаний и желания исследовать окружающий мир.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе
«Домашние животные и их детеныши»
Цели: Продолжать учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине – «большой» и «маленький»; обогащать словарный запас детей; способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражаний громко и тихо; воспитывать любовь к животным, заботливому отношению взрослых животных к малышам; воспитывать интерес к занятиям, создать радостное настроение у детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними, пожалуйста, а теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Хорошо! Вы все добрые, хорошие, умные ребятки. Садитесь на стульчики, начнем наше занятие.
2. Основная часть.
Ребята, животные бывают дикие и домашние. Дикие – живут в лесу, а домашние –у людей, хозяев. Каких животных вы знаете? (корова, коза, лошадь, собака, кошка) .
(Стук в дверь). Ребята, слышите, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто же к нам пришел. (Завозит машину с домашними животными). К нам приехала большая машина и привезла игрушки – домашних животных. А как их называют, сейчас будем отгадывать. Я расскажу загадку, а вы покажите, кто это. (По мере отгадывания, дети поочередно выкладывают игрушки на стол) .
Загадка 1.
«Сама пестрая, ест траву зеленую, дает молоко». Кто это? (Корова).
Загадка 2.
«Длинная грива, скачет ретиво, твердые копытца, дай воды напиться». Кто это? (Лошадь) .
Загадка 3.
«Мордочка усатая, шерстка полосатая, часто умывается, но с водой не знается». Кто это? (Кошка) .
Загадка 4.
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». Кто это? (Собака) .
- Молодцы, ребятки, отгадали вы домашних животных. А теперь давайте рассмотрим картинки. (Показывать поочередно картинки с взрослыми животными и их детенышами) .
Кто это на картинке? (Корова) Правильно! Корова. А кто рядом с ней? Это ее детеныш – теленок. Кто же это, повторите. – «Корова с теленком». Корова большая, а теленок маленький. У коровы рога, она бодается. У теленка нет рожек, еще не выросли. Корова большая, мычит громко: «Му…», а теленок маленький и мычит тихо: «Му…» (дети повторяют звукоподражание тихо и громко). (Воспитатель показывает следующую картинку)- Посмотрите, дети, а кто на этой картинке нарисован? Правильно, лошадь. А кто рядом с ней? Это ее детеныш – жеребенок. Кто же это, повторите? – «Лошадь с жеребенком». Лошадь большая, жеребенок маленький. Лошадь красивая, с густой гривой и длинным хвостом. Жеребенок маленький, ножки у него тонкие. Лошадь большая и кричит громко: «Игого…». А теленок тихо: «Игого…» (дети повторяют) (Воспитатель показывает следующую картинку)
- Кто же на этой картинке нарисован? Правильно, собака. А кто рядом с нею? Это ее детеныши – щенки. Кто же это, повторите. – «Собака со щенятами». Собака большая, а щенята маленькие. Собака большая, сторожит дом хозяина, любит грызть косточку. А щенята маленькие, любят бегать, пьют молочко. Собака лает громко: «Гав - гав», а щенята тихо: «Тяф - тяф». (дети повторяют) (Воспитатель показывает следующую картинку)
- Кто же на этой картинке нарисован? Правильно, кошка. А кто рядом с нею? Это ее детеныши – котята. Кто же это, повторите. – «Кошка котятами». Кошка большая, а котята маленькие. Кошка большая, красивая, пушистая, любит облизывать шерстку языком. А котенок маленький, пушистый, любит играть с клубочками ниток. Кошка мяукает громко: «Мяу…», а котята тихо: «Мяу…». (дети повторяют) .
- Ребята, взрослые животные заботятся о своих детенышах – кормят молочком, чистят им шерстку языком, защищают, согревают. Повторите, ребятки, как животные заботятся о своих малышах. (дети повторяют) .
- Дети, вы устали сидеть на стульчиках, давайте подвигаемся, поиграем в игру «Топотушки».
Мы ножками потопаем,
Мы ручками похлопаем,
Качаем головой,
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем
И кружимся потом.
- Молодцы! А теперь посмотрите, что наши гости привезли с собой? Это картинки, на которых изображены домашние животные. Вот только картинки сломались, рассыпались на отдельные кусочки. Давайте соберем, соединим части картинок и назовем, кто на них нарисован. (Дети с помощью воспитателя собирают картинки) .
- Хорошо, дети, справились вы с этим заданием. А теперь, давайте расскажем стихотворения для наших друзей. (Воспитатель читает стихотворения)
Бычок.
Идет бычок качается
Вздыхает на ходу
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Лошадка.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Киска.
Киска, киска, киска брысь,
На дорожку не садись,
А деточка пойдет,
Через киску упадет.
- Хорошо, дети, молодцы! Стихи очень понравились нашим друзьям, они по секрету мне сказали: «Спасибо».
Конспект НОД с детьми 1 младшей группы "Домашние животные".
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.
Задачи:
Образовательные: Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде.
Развивающие: Развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.
Речевые: Способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.
«Домашние животные»
Демонстрационный материал:
Изображения домашних животных (корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка). Макеты или игрушки домашних животных (корова, свинья, лошадь, овца, собака, кошка).
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши», физкультминутка, подведение итогов.
Предварительная работа: 1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книжечек с изображением домашних животных и их детенышей, рассматривание плаката с изображением дом. животных.
2. Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей».
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом, воспитатель сидит перед ними.
Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости пришла еще куколка «Аня» .(куколка здоровается, садится на стульчик)
- Ребята, куколка Аня мне на ушко скалала, что принесла вам картинки с животными, а вот название их она забыла и просит нас с вами помочь ей их вспомнить.
- Поможем куколке вспомнить названия животных?
Дети: да-а!
Воспитатель по очереди выставляет на мальберт картинки с животными.
Воспитатель ставит картинку коровы.
Воспитатель : Кто это?
Дети: Корова!
Воспитатель: Ест корова на лугу
маки да ромашку,
вкусным будет молоко,
чтоб сварить нам кашку.
Воспитатель: Ребята, а как мычит корова?
Дети хором: Мууу…
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель ставит картинку овечки.
Дети: Это овечка.
Воспитатель: Есть на шерстке у овечки,
Завитушки и колечки.
Жарко летом в теплой шубе,
Значит скоро стричься будет.
Воспитатель: Ребята, а как говорит овечка?
Дети: Бе-е!
Воспитатель: Правильно, овечка говорит бе-е-….
Воспитатель ставит картинку лошади.
Воспитатель: А это кто?:
Дети: Лошадь.
Воспитатель: Цок, цок, цок, цок
Я лошадка- серый бок,
Я копытцем постучу,
Если хочешь прокачу.
Воспитатель: -Давайте все вместе скажем как говорит лошадь.
Дети и воспитатель произносят: иго-го…
Воспитатель ставит картинку поросенка.
Воспитатель: Подскажите Ане кто же это?
Дети: поросенок!
Воспитатель: Круглый розовый бочок
Нос- курносый пяточок.
Воспитатель: Скажите как хрюкает поросенок?
Дети: хрю-хрю!
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Воспитатель ставит картинку кошки и собаки.
Воспитатель: Ну а это кто?
Дети: Кошка и собака.
Воспитатель: кошка и собака живет с человеком очень близко. Собака живет в конуре и охраняет дом от чужих людей, очень любит косточки; а кошку, люди кормят молочком, а еще кошка ловит мышей, чтобы они не портили запасы.
Скажите, как же мяукает кошка и как лает собака?
Дети и воспитатель произносят как кошка и собака : мяу, гав-гав…
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, и все эти животные – «домашние животные», а домашними они называются, потому что живут рядом с человеком, рядом с его домом. Человек за ними ухаживает, кормит, а взамен они дают нам очень много полезного.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете где живут домашние животные?
Дети: В деревне!
Воспитатель: Правильно. А давайте мы с вами отправимся в деревню и куколку Аню тоже возьмем с собой.
Дети встают со стульчиков. Играют в игру.
«Поехали…»
Сели на машину,
Налили бензина,
(Встать и «взяться» за руль.)
Машина, машина
Едет, гудит,
В машине, в машине
Шофер сидит.
(«Едем» на машине и «сигналим».)
Приехали!
(Остановились.)
На лошадке, на лошадке
Покататься я хочу.
(Ходьба высоко поднимая колени.)
Сяду, сяду на лошадку,
На лошадке поскачу!
(Присесть и снова встать.)
Цок, цок, цок, цок.
(«Скачем» на лошадке.)
На лошадке ехали,
И доехали.
Воспитатель: Вот мы и приехали. А вот и деревенский дворик. Скажите кто на нем живет?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Давайте посмотрим кто здесь (дети по очереди перечисляют животных).
Куколка: Спасибо ребята, вы не только помогли мне вспомнить названия животных, но еще и показали мне их, теперь я их точно не забуду! Большое вам спасибо!
Консультация для родителей
«Роль домашних животных в жизни ребёнка»
В жизни каждого родителя наступает момент, когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки, собаки, рыбки или попугай. Конечно, у взрослых найдётся куча отговорок, чтобы не заводить питомца: необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца. Родителей можно понять. Но стоит задуматься, а так ли это плохо, если малыш уже готов заботиться о ком-то ещё?
Подумайте, сколько появится плюсов - если Вы заведёте домашнее животное. Ребёнок взрослеет и хочет, чтобы его жизнь была наполнена чем-то важным, стремится помогать, приносить пользу. В характере малыша формируются положительные стороны. Например, такие качества: как сочувствие и сострадание, любовь и преданность, забота. А став, чуточку взрослее, у ребёнка сформируется активность в принятии решений, шаг - который предполагает ответственность. Общение с животным, повлияет на качества характера. Малыш сможет стать более открытым, внимательным и дружелюбным, а проявляя заботу, почувствует себя значимым в жизни питомца.
Появление животного в доме, вызовет у малыша бурю положительных эмоций. Ведь животное для ребёнка, по сути, это тот же самый ребёнок – друг, с которым можно бегать, лазить, играть, рассказывать ему свои тайны и секреты.
Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента человека, от его особенностей, потребностей. Например, кошки - помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости. Собаки - это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у Вас появится любимец, который принесёт в Ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребёнка, например, сблизит Вас с малышом, а он будет больше доверять Вам.
Наиболее благоприятный возраст для заведения домашнего животного 3-4 года. Ведь именно в этом возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир. Аквариумные рыбки, попугаи, кролики или морские свинки - животные, которые наибольшим образом подходят ребёнку в этом возрасте. Знакомство ребёнка с новым членом семьи, необходимо начинать с показа животного, рассказа о его особенностях, повадках, что животное любит или наоборот, чего боится. Первое время все заботы о домашнем питомце лягут на плечи взрослых, но постепенно, наблюдая за тем, как родители ухаживают за живностью, ребёнок начнёт включаться в процесс.
Дети с большим желанием расчёсывают животных, кормят их. Однако тут надо быть на чеку, чтобы малыш, например, не высыпал всю коробку корма в аквариум, или не удушил кролика, играя с ним. Ребёнок должен быть под постоянным контролем, и, если делает что-то не так, необходимо исправить его действия и объяснить, почему так делать нельзя.
Самое главное, чтобы ребёнок научился правильному общению с животными: не назойливости, мягкости. Нужно научить малыша чувствовать настроение животного и правильно на него реагировать.
Ухаживая за тем или иным животным, дети не только учатся его кормить и убирать за ним, но и узнают много нового из жизни того или иного животного. Общение с домашними питомцами воспитывает в детях доброту, ласку, сердечность, у ребёнка формируются основы экологической культуры, являющейся неотъемлемой частью духовной культуры.
Кроме того, животные являются источником:
• знаний ребёнка о природе;
• развития сенсорики;
• развития логического мышления. Дети учатся видеть зависимости: если кошка виляет хвостом - злится, собака сидит около двери и скулит - хочет гулять, рыбка плавает на поверхности воды – пора её кормить.
• различных видов деятельности: игра, наблюдение, труд и т. д. ;
• радостей и переживаний;
• эстетического развития и воспитания;
• трудового воспитания;
• физического развития.
Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что, если ребёнок растёт вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.
Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и, если Вы замечали - это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить домашних животных или нет - решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика или девочки есть свой домашний питомец. Будьте внимательны, если у Вашего малыша появилось желание завести домашнее животное и у Вас нет резких причин не делать этого (например, аллергия одного из члена семьи, уступите ему и возьмите (купите) ребёнку «друга». Ведь поверьте, что приобретение домашнего животного имеет гораздо больше плюсов, чем Вы думаете.