Полуянова Татьяна Евгеньевна
Проект в ДОУ «Дом забытых вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта.
«Ребенок по своей природе пытливый исследователь мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках – в сказке и в игре,
в собственном творчестве …»
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности. Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.
Публикация «Проект в ДОУ „Дом забытых вещей“» размещена в разделах
Ребёнок дошкольного возраста находится в начале большого пути, ведущего к использованию математических символов, разнообразных знаков, программ для вычислительных машин, и главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки. Развитие познавательных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь, важно не только какими знаниями владеет ребёнок, но и готов ли он к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Актуальность и значимость проекта :
Понимая, что познавательные способности, которые будут сформированы в период дошкольного детства, станут важной движущей силой познавательного развития ребенка, стала задумываться, как же вызвать тот самый неугасаемый интерес ко всему окружающему? Как побуждать ребёнка узнавать всё новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать предположения, задавать интересующие вопросы, анализировать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы широко исследовали педагоги психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Подьяков, А. Н. Подьяков, Л. А. Венгер, А. Р. Лурия, они определяют дошкольный возраст как сенситивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. Но сколько бы учёные не занимались исследованиями познавательного развития детей, эта проблема остаётся актуальной, особенно в свете современной модернизации дошкольного образования.
Как известно, закон «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО, ориентируют педагогов на развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей. Современному обществу нужны образованные, грамотные, отличающиеся конструктивным мышлением люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Потому перед педагогами встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно!- активным, думающим, способным на творческий подход в любом деле.
Гипотеза:
Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от развивающей среды. Развивающая среда должна способствовать развитию каждого ребенка: от простого к сложному, от близкого к далекому; быть открытой, доступной и мобильной, сочетать игры актуальной зоны на данном этапе с зоной ближайшего развития детей, тем самым давая возможность к самостоятельной активности детей.
Если создать такую развивающую среду, которая была бы не только многофункциональной, открытой, доступной, интересной, но и пополняемой самими детьми, то у детей появиться возможность самостоятельно развивать свою познавательную активность.
Мотивация:
Стали искать новые идеи, формы и методы организации развивающей среды, которые сделали бы среду отвечающей всем этим требованиям и являлось бы неким таким пособием, которое бы развивало познавательные способности детей. На решение этого вопроса натолкнули сами дети. Как – то раз после физкультурного занятия, когда все дети переодевались, один мальчик потерял свою футболку, перед нами встала задача как же теперь найти его футболку, ведь все футболки белые и очень похожи. Решено было сделать разные аппликации на футболки. Но ситуация с исчезновением одежды зародила в детях много вопросов связанных с таким простым понятием как одежда. Для того чтобы не только заинтересовать детей, но и дать им возможность лично найти ответы на интересующие вопросы было решено развивающее пространство оформить в виде некоего уголка, пособия, которое бы побуждало детей самостоятельно добывать знания в процессе исследовательской деятельности, тем самым развивая познавательные способности детей.
Описание пособия:
Раз это одежда – значит, ей нужен шкаф. Нашли ненужный шкаф с двумя открывающимися дверками, в котором, разместили множество кармашков, корзинок, крючков. Это позволило разместить и коллекционировать множество материалов и предметов. А так как собирательство и коллекционирование одно из любимых занятий детей, то вскоре в нашем шкафчике появилась масса предметов и материалов, относящихся к одежде. Но потом решили, что если здесь живёт одежда, значит это её дом. И вот тогда обычный шкаф превратился в чудесный домик, который постоянно пополнялся различными ненужными предметами и материалами. Кроме того хотелось, чтобы всё в этом домике было интересно и деятельно для детей. Так в нём появились образцы различных замочков, застёжек, кнопочек и прищепок, которыми дети могли заниматься в свободное время. А чтобы детям было интересно снова и снова заглядывать в этот домик, сделали конвертики - загадки, в которых детей всегда ждали различные новые задания. Таким образом, получилось некое развивающее пособие, которое объединило в себе принцип коллекционирования, идеи бизиборда и принципы лепбука. Это позволило с помощью ненужных вещей узнать много нового, открыть их с новой стороны для детей и их родителей, использовать как средство развития любознательности детей, самостоятельности, воображения, системного мышления. Ведь работа по ознакомлению с окружающим миром организуется в форме партнерского взаимодействия со взрослыми, развертывающегося как исследование вещей, предметов и материалов, доступное и привлекательное для детей.
Кроме того это средство для реализации деятельностного метода обучения. При работе с данным пособием у детей есть возможность не только получать готовые знания, но и добывать их в процессе собственной исследовательско - познавательной деятельности. Так, дети в любое время могут открыть домик и рассмотреть интересующие их предметы или материалы, потрогать, определить их свойства и качества, тем самым осмыслить, проанализировать информацию по определённой теме. А занятия с различными замочками, застёжками и кнопками, не только развивают мелкую моторику и практические умения, но и дают дополнительный стимул для работы головного мозга детей.
Тема проекта :
«Создание инновационной развивающей среды для познавательного развития детей»
Цель:
Создание многофункциональной и мобильной развивающей среды для совместной деятельности педагога и детей, которая способствовала бы успешному развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках использования пособия решались следующие задачи:
1. Расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия).
2. Способствовать проявлению индивидуальных познавательных интересов и потребностей.
3. Развивать умения обследовать образцы, схемы, устанавливать взаимосвязь с практическим назначением.
4. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, учить инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры, занятия со стороны других людей.
5. Формировать желание активно участвовать в процессе анализа, рассматривания иллюстраций, умения видеть красоту окружающего мира, природы.
Предполагаемые результаты:
- проявляет познавательный интерес в процессе совместной деятельности, активно познает и называет свойства и качества материалов и предметов, способен к объединению предметов в видовые категории, проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями, высказывает предположения, принимает заинтересованное участие в образовательном процессе.
- испытывает положительные эмоции от участия в познавательно - исследовательской деятельности. Испытывает чувства удовлетворения от достигнутых результатов в самостоятельной деятельности.
- способен управлять своим поведением, регулирует свою познавательную деятельность, испытывает потребность в новых знаниях о мире, стремится к участию в познавательной деятельности.
- способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту: исследует объекты с использованием поисковых действий, использует разные способы для их решения, расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности.
- имеет первичные представления о мире и природе, интересуется отдельными объектами, фактами, находящимися за пределами непосредственного восприятия, проявляет индивидуальные предпочтения.
Срок реализации проекта : 8 недель
Участники проекта : дети старшей группы, родители.
Этапы реализации:
1. Подготовительный.
- выбор темы и оформление домика соответственно выбранной темы;
- работа с родителями по оснащению домика предметами и материалами для дальнейшей работы;
- определение уровня сформированности представлений дошкольников о данной теме;
- определение интересующих детей вопросов по теме;
- планирование предстоящей деятельности
2. Основной.
Работа с детьми на основном этапе строилась на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, и проходила в трех направлениях: в рамках непрерывной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников; в ходе культурно-досуговой деятельности.
Первая тема, которой был посвящен «Дом забытых вещей», стала «Одежда». В приложении представлена реализация этой темы.
Главной особенностью работы с «Домом забытых вещей» является то, что все предметы и экспонаты не только можно, но и нужно трогать руками. Эти вещи можно рассматривать, обследовать,изучать, можно экспериментировать с ними, и даже нюхать. Также не маловажным является то, что все собранные объекты активно включаются в детскую деятельность, как в процессе создания, так и по ее окончании. Работа с данным пособием предполагает не только качество и количество получаемой детьми информации. Важно также пробуждать у дошкольников творческую активность. Поэтому в ходе знакомства с предметами «дома» была включена работа по формированию художественно – эстетических навыков: аппликация, создание коллажей, моделей.
3. Заключительный.
- показ мод «Старая одежда на новый лад»
- оформление коллекционного альбома «Ткани».
Результативность.
Как известно познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку. Данное же пособие как ничто другое даёт ребёнку возможность, каждый раз открывая «Дом забытых вещей» получать всё новые и новые впечатления. Так в результате данной практики у детей возросла познавательная активность, которая выражается в следующем:
- происходит заинтересованное принятие информации, новых знаний;
- формируется стремление уточнить, углубить свои знания в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы;
- развиваются умения усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Для родителей работа по данному направлению позволила открыть ненужные вещи по новому, научила использовать их для развития любознательности своих детей. Раскрыла творческие способности родителей и позволила сделать их единомышленниками и товарищами своих детей.
Всё это способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Для педагога работа с данным пособием даёт возможность раскрыть свой творческий потенциал, обобщить и популяризировать педагогического опыта по данной теме среди других педагогов, тем самым повысить своё педагогическое мастерство.
Диагностика
В качестве показателей познавательной активности была взята диагностика из основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад № 51» г. Тобольса.
Так, по результатам итоговой педагогической диагностики была выявлена положительная динамика уровня развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники проявляют активность в процессе познания, стали более любознательны, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонны наблюдать, экспериментировать. Они стараются принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Перспектива
В перспективе работа с данным пособием по следующим темам: «Дары природы», «Птицы». А также дополнение «Дома забытых вещей» различными элементами бизиборда для развития ручной умелости у детей.
Литература
1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1986.- 228 с.
2. Веракса Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н. Е. Веракса, А. И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С. 24.
3. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д. Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С. 14.
4. Годовикова Д. Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников [Текст]/Д. Б. Годовикова// Общение и развитие психики. - М. : АПН СССР, 1986. - С. 96 - 106.
5. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В. Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С. 19.