Ольга Козлова
Проект по экологическому воспитанию «Добрый великан. Муравьи»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Тогучинский район «Горновский детский сад № 2»
Педагогический проект
по экологическому воспитанию
«Добрый великан»
Автор: Козлова Ольга Владимировна
2019 г
Цель. Расширение представлений о мире насекомых.
Задачи. Познакомить детей с образом жизни насекомых – муравьёв и приносимой ими пользе; вызвать интерес и чуткое отношение к ним, понимание необходимости любви к живому и окружающему миру.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, помощник воспитателя.
Темочки:
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Длительность проекта : кратковременный.
Вид проекта : исследовательский.
Проблемная ситуация: ребята на прогулке стараются уничтожить насекомых – муравьёв?
Формы работы:
- трудовые поручения;
- наблюдения;
- игровые ситуации;
- инсценирования литературных произведений;
- слушание стихотворений;
- рассматривание альбомов (фотографий);
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- решение проблемных ситуаций;
- беседы;
- чтение произведений;
- ситуативные разговоры;
- рисование;
- лепка.
Актуальность. Необходимо именно с детьми дошкольного возраста повышать уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.
Доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, готовность оказать помощь знакомым живым существам: пожалеть, погладить, ласково поговорить, с помощью взрослого выполнить уход, соответствующий состоянию объекта.
Поэтому ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.
Я нашёл себе
любимое дело:
искать и открывать
в природе прекрасные
стороны души человеческой.
М. Пришвин
Апрель
Области Формы работы
Познавательное
развитие 1. Беседа «Кто такие муравьи?»
2. Рассматривание альбома по теме «Жилища муравьев»
3. Беседа «В каких местах строят свои дома муравьи?»
4. Наблюдение на участке за муравьями (10 апреля муравьи проснулись)
Речевое развитие 1. Заучивание загадки:
В лесу у пня беготня, суятня
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
2. Дидактическая игра «Насекомые»
Соц. -коммуникативное
развитие 1. Беседа «Почему муравьи проснулись?»
Цель. Развивать знания о весенних изменениях в природе, о жизни насекомых весной. Воспитывать познавательный интерес.
2. Разговор по теме «Как ведут себя муравьи после зимы?»
Цель. Во время рассматривания на прогулке дети самостоятельно должны выразить свои мысли о поведении муравьёв после зимней спячки
Худ. -эстетическое
развитие 1. Рисование на песке. Тема. Муравьи.
2. Лепка «Трудолюбивый муравей»
Цель. Познакомить детей с отличительными признаками насекомых от других животных (шесть ног, характерными признаками внешнего строения: тело состоит из трёх основных частей – голова, грудь, брюшко, покрытое хитином (тонкой кожицей); имеют шесть ног, потомство появляется из яичек.
Май
Познавательное
развитие 1. Наблюдение за муравьями (строительство домиков, хлопоты)
2. Рассказ воспитателя «Насекомые древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты»
Цель. Рассказать детям о самых сильных насекомых на земле. Воспитывать познавательный интерес.
- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей). - Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле - муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тони с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи - великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят! Муравейник - это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей: Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи-солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Речевое развитие 1. Викторина по теме «Таинственный мир насекомых»
Цель. Расширить представление о других насекомых. Воспитывать любознательность.
2. Заучивание загадки:
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Цель. Развивать речь, память.
Соц. -коммуникативное
развитие 1. Чтение стихотворения «Муравейник»
Цель. Учить детей понимать поэзию, развивать воображение, речь.
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые тёмные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и брёвна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встаёт на рассвете
Работящий лесной муравей.
Худ. -эстетическое
развитие 1. Рисование «Муравейник»
Цель. Нарисовать жилища муравьев. Развивать наблюдательность, память и воображение.
Муравьи могут полностью заменить верхний слой земли рядом с муравейником всего за 8 лет. Муравьи чемпиона по уничтожению вредителей. За один день обитатели одного муравейника могут уничтожить несколько тысяч вредных насекомых. Муравьи долгожители среди насекомых, они живут около двадцати лет
Июнь
Познавательное
развитие 1. Наблюдение за муравьями в парке.
Речевое развитие 1. Заучивание отрывка из стихотворения Е. В. Серова «Добрый великан» :
Я шагаю по лужайке
Великан в трусах и в майке
Сверху ясно мне видна
Вся зелёная страна.
Вот улитка – добрый гномик
На себе таскает домик,
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нём,
Вот цветок ромашки –
В нём живут букашки.
Это малая страна
Вся кругом заселена
Если я, великан,
Захочу
Как лихой ураган
Налечу!
Все дома я могу
Разломать!
Всех жильцов на лугу
Растоптать!
Если я налечу…
Только я не хочу!
Я – добрый великан.
Соц. -коммуникативное
развитие 1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, речь.
2. Вечер загадок по теме «Насекомые»
Цель. Развивать внимание, логическое мышление, умение угадывать предмет по признакам загадки.
3. Театрализованная постановка «Трудолюбивый муравей»
Цель. Разыграть сюжет в соответствии с темой. Развивать творчество, речь, воображение. Воспитывать бережное отношение к жизни маленьких трудолюбивых умельцев.
4. Решение проблемной ситуации «Пожарная безопасность в лесу»
Цель. Объяснить детям, что разводить огонь в лесу – нельзя, в огне могут погибнуть все растения и животные леса, необходимо бережно относиться к природе.
Худ. -эстетическое
Развитие
Физическое развитие
Итог 1. Лепка «Муравьи»
Цель. Научить детей лепить муравья из составных частей, скреплять их. Развивать мелкую моторику, речь. Воспитывать любовь к муравьям.
1. Подвижная игра «Найди муравей свой домик»
Цель. Развивать ориентировку в пространстве.
Презентация проекта родителям