ИРИНА САПЕЛЬНИК
Проект «Учимся творить добро» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №15
Проект
«Учимся творить добро»
Группа СРЕДНЯЯ
Автор разработки:
Сапельник Ирина Евгениевна
Ст. Суздальская, г. Горячий Ключ
2022 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Публикация «Проект „Учимся творить добро“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети
Дети - это наше будущее и оно будет таким, каким мы его создадим. Вопросы нравственного развития и воспитания волновали общество всегда и во все времена: особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Проблема нравственного воспитания становится все более актуальными. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка, является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановке вокруг него.
Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствует положительному эмоциональному развития ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, действительно актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему миру. Существует недооценка важности трудового воспитания, недооценка важности формирование эмоционально-положительного отношения к труду, начиная с младшего дошкольного возраста, нравственного значения труда ребенка, как проявления его заботы о членах семьи.
Паспорт проекта
Название проекта Социально-значимый проект «Учимся творить добро»
Тема проекта Развитие представления о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие адекватной самооценки; развитие умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций.
Проблемное поле проекта В современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. В связи с этим необходимо еще в дошкольном возрасте формировать дружеские взаимоотношения, развивать нравственные качества.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта 1. Наглядные методы и приемы
Демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций.
Демонстрация фрагментов мультипликационных и художественных фильмов, мультимедийных презентаций по теме проекта
2. Словесные методы и приемы: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы
3. Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Цель формирование у детей положительных качеств характера, сплочение коллектива,
мотивирование детей совершать добрые поступки, добрые дела во благо других людей.
Задачи • Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное отношение ко всем людям.
• Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
• Закреплять знания правил вежливого общения.
• Развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки.
• Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.
• Поощрять стремление ребенка совершать добрые дела и поступки.
Планируемые результаты проекта : • Дети научатся налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
• Будут пользоваться вежливыми словами со взрослыми и сверстниками.
• Будут бережно относятся к живой природе.
• Дети буду иметь четкое представление о доброте, добрых поступках.
• Дети выучат стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки.
Конечный результат: • Фотовыставка «Наши добрые дела»;
• Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте;
• Аллея добрых книг (выставка художественной литературы)
Вид проекта :
• социально-личностный,
• общественно-полезный,
• практико-ориентированный,
• среднесрочный.
Продолжительность проекта : 2 месяца
Состав участников:
Дети – подготовительная к школе группа
Педагоги (воспитатели и специалисты) детского сада
Родители (законные представители)
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
(основные шаги реализации проекта).
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время года, продолжительность проекта и каждого этапа
№ п/п Этап Содержание деятельности
1 Поисковый Темы, по которым собирается информация:
- с детьми: постановка вопроса: Что такое добро и доброта? Что хотим узнать? Где мы можем получить нужную информацию?
- с родителями:
Анкетирование родителей на тему «Что такое доброта».
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников».
Родительское собрание «Научите ребенка быть добрым».
Сбор макулатуры
Акция «Крышечки доброты»
- с педагогами:
• оформление атрибутов к играм-драматизациям
• подготовка разнообразных материалов для детского творчества;
• приобретение дидактических игр,
• разработка сценариев мероприятий совместной деятельности с детьми
.
2 Аналитический
Анализ собранной информации
Планирование практической деятельности
• по созданию продукта – коллективная аппликация «Поделись своей добротой» (из ладошек)
• по ознакомлению детей с достопримечательностями России посредством дидактических игр и чтения художественной литературы
• по формированию основ безопасности жизнедеятельности
3 Практический
Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта
4 Презентационный Выставка детского творчества «Если добрый ты»
Создание презентации «Как я помогаю дома»
5 Контрольный Рефлексия
Итоговое мероприятие презентация, выставка детских работ, выполненных совместно с родителями.
Форма проведения презентации Вечер досуга.
Организационные формы работы над проектом
№ п п/п Деятельность по участникам Формы работы Название / тема
1 Деятельность воспитателя Дидактическая игра
-«Букет для мамы»
-«Наведи порядок»
«Цветок добра»
«Что хорошо, а что плохо?»
2 Совместная деятельность педагога и детей Беседа
Выставка рисунков – иллюстраций
«Сказки разных народов».
Выставка рисунков – иллюстраций
«Сказки разных народов». «Что такое «добро» и «доброта?»,
«Добрые дела и добрые поступки»
Рисование «Цветик-семицветик»
Коллективная аппликация «Добрые сердечки» (гирлянда из бумаги)
Лепка
Герои р. н. с. «Теремок»
Конструирование
Конструирование персонажей народных игрушек/сказок из конструктора
Чтение художественной литературы и фольклора
Русские народные сказки:
«Морозко»;
«Два жадных медвежонка»;
В. Осеева «Доброе слово»;
А. Барто «Вовка добрая душа»;
К. Чуковский
«Доктор Айболит»; «Краденое солнце»;
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
В. Катаев «Цветик – семицветик»
Просмотр мультфильма М/ф о добрых поступках («Крошка Енот», «Кот Леопольд», «По дороге с облаками», «Просто так» и т. д.)
Музыкальная деятельность Прослушивание песен о добре («Дорогою добра, Что такое доброта?»
Театрализованная деятельность Постановка сказки: «Теремок» для детей младшей группы.
3 Совместная деятельность детей друг с другом Народные подвижные игры
«У Миланьи, у старушки»
«Горелки»
«Гори, гори ясно»
4 Самостоятельная деятельность детей Развитие мелкой моторики - штриховки, шаблоны, дорисовки.
Рассматривание сюжетных картин и плакатов по теме проекта.
Дидактические, подвижные игры.
5 Совместная деятельность ребенка с родителями Составление рассказа «Я помогаю дома» и сбор фотоматериала.
Организация фотовыставки «Делаем добрые дела».
Помощь в субботнике в ОУ
Сбор макулатуры
Акция «Крышечки доброты»
6 Деятельность родителей Создание фотоальбома
Оформление книжек - малышек
«Жизнь дана на добрые дела».
«Дома очень много дел, папе я помочь хотел»
Выставка рисунков – иллюстраций
«Сказки разных народов».
Выставка рисунков – иллюстраций
«Сказки разных народов».
Проектная карта
Дни недели
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
Совместная со взрослыми деятельность Совместная с другими детьми деятельность Самостоятельная деятельность
1 месяц
1 неделя
Понедельник Беседа «Что такое доброта»
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд» Рассматривание иллюстраций «Добрые дела и поступки»
Вторник Игра малой подвижности «Ручеек» Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»
Рассматривание детских книг
Среда «Больничка для книжки» Беседа «Добрые дела улучшают настроение» «Собери картинку» из разрезных частей
Четверг Беседа с детьми «Забота о старших. Что мы можем сделать для них?» Конструирование «Персонажи сказки» (по выбору воспитателя) Д/и «Половинки» (по теме проекта)
Пятница Заучивание потешки «Петушок» Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Д/и «Что не так?»
2 неделя
Понедельник Д/ и: «Собери картинку» Игровая ситуация «Что бы я загадал, имея цветик-семицветик?» Настольное лото «Назови правильно».
Вторник Аппликация «Добрые сердечки» (создание гирлянды) Заучивание пословиц о дружбе; Д/и «Добрые слова маме и папе (дедушке и бабушке)»
Среда Чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья» Составление узора «Платочек для Машеньки»
Рассматривание иллюстраций к народным сказкам
Четверг Разучивание пословиц и поговорок о добре Рисование «Цветик-семицветик» Д/и «Назови ласково»
Пятница Подвижная игра «Ручеек» Выставка «Дерево добра» Прослушивание песен о добре и доброте
Дни недели
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
Совместная со взрослыми деятельность Совместная с другими детьми деятельность Самостоятельная деятельность
1 месяц
3 неделя
Понедельник Игровая ситуация «Как помочь другу» Создание мини-музея «Русская изба» Подвижная игра «Платочек»
Вторник Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце» Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Игровая ситуация «Подарки родным» Рассматривание книг в книжном уголке по теме проекта
Среда Беседа «Где прячется добро?» Составление коллажа «Мои добрые дела» Д/и «Скажи другу доброе слово»
Четверг Коллективное творчество «Дерево добра» П/и «Ручеек»
Пятница Коллективное творчество «Подари улыбку» (создание коллажа) Игровая ситуация «Скажи больше добрых слов» Рассматривание иллюстраций «Добрые дела и поступки»
4 неделя
Понедельник Беседа «Добрые дела и добрые поступки» Трудовое поручение: полив цветов Д/и «Наведи порядок»
Вторник Чтение стихотворения В. Маяковского
«Что такое хорошо, а что такое плохо» Дидактическая игра «Парочки» П/и «Каравай»
Среда Беседа «К чему ведут ссоры?»
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» Рассматривание иллюстраций по теме проекта
Четверг НОД «Назови ласково по имени» Инсценировка р. н. сказки «Гуси-лебеди». Работа с раскрасками
Пятница Коллективное творчество «Подарки сотрудникам детского сада» Оформление книжки-малышки «Заюшкина избушка» Д/и «Хорошо и плохо»
2 месяц
1 неделя
Понедельник Беседа «В какие моменты мне смешно?» Повторение поговорок и пословиц о добре и доброте
Рассматривание иллюстраций по теме проекта
Вторник Коллективная аппликация «Гирлянда из добрых сердечек» Просмотр мультфильма «Крошка Енот» Постановка сказки «Заюшкина избушка»
Среда Рисование «Цветы для мамочки» Трудовое поручение: учимся поддерживать порядок в групповом помещении. Учимся оказывать помощь сверстникам
Четверг Пальчиковая гимнастика «Доброта» Составление цветочка «Учимся говорить «Спасибо» Трудовое поручение: подготовка к занятиям
Пятница Чтение стихотворений о доброте. Разучивание мирилки «Чтобы солнце улыбалось» Фотовыставка «Я – помощник в детском саду»
2 неделя
Понедельник ЧХЛ С. Маршак «Друзья-товарищи» Игра с мячом «Кто знает больше вежливых слов» Развитие мелкой моторики - штриховки, шаблоны, дорисовки.
Вторник Игра малой подвижности «Угадай, кто позвал?» Рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг Игра «Не сердись, а улыбнись»
Среда Беседа «Мои хорошие поступки» Составление рассказа по картинкам «Что так, что не так?» Рассматривание альбома «Добрые дела и поступки»
Четверг Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка» Чтение стихотворения Е. Благининой «Подарок» Раскраски по теме проекта.
Пятница Коллекционирование репродукций картин с добрых дел и поступков Просмотр мультфильма «Как Ослик счастье искал»
3 неделя
Понедельник Беседа на тему: «Вежливость» Прослушивание песни «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» Рассматривание иллюстраций и книг в книжном уголке
Вторник Чтение стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы» Составление фотоальбома «Наши добрые поступки в детском саду» Д/и «Составь картинку из частей»
Среда Рисование «Тёплые ладошки» (рисование ладошками» Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа».
Д/и «Четвертый лишний»
Четверг Составление рассказа по пословицам Д/и «Собери целое из частей» Совместные рисунки «Какого цвета доброта».
Пятница Словесная игра «Комплименты» Лепка «Солнце счастья». Игровое упражение Повтори за мной»
4 неделя
Понедельник Беседа «Добрые слова улучшают настроение». Постановка сказки: «Теремок» для детей младшей группы. Рассматривание иллюстраций «Путешествие по сказкам»
Вторник ЧХЛ. Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей. Чтение сказки «Три сына».
Деятельность в центре конструирования «Построй по образцу»
Среда Спортивное развлечение «Кот Леопольд и мыши» Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев. Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
Четверг Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты». Оформление выставки детских работ «Страна доброты». Самостоятельная деятельность в центре ИЗО.
Пятница Презентация итогов проекта Досуг «Путешествуем по стране Доброта» Выставка детских работ, выполненных в ходе проекта
Список используемой литературы
1. Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г. ;
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.
3. Киселева Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2006.
4. Островская Л. Ф. «Правильно ли мы воспитываем малыша?» ,М. : Просвещение, 2007.
5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М: Мозаика-Синтез, 2008.