Татьяна Тихомирова
Проект «Добро пожаловать» в первой младшей группе
Тип проекта : информационно-социальный.
Вид проекта : комплексный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта : дети 1,4 – 2 лет, родители, воспитатели.
Актуальность: Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут дома, капризничают и плачут перед входом в группу. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения: четкий режим дня, отсутствие родных рядом, длительный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому взрослому, резкое уменьшение персонального внимания именно к нему, особенности нового пространственно-предметного окружения. Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. У ребенка наблюдаются нарушения сна, аппетита, утрата навыков самообслуживания, снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации). Поэтому необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в ДОО, которая обеспечит наиболее адекватное и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только с взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь ребенку и его семье.
Публикация «Проект „Добро пожаловать“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Цель проекта : создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОО.
Задачи проекта :
1. Создать благоприятные условия для протекания адаптации у детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
2. Закладывать основы доверительного отношения детей к воспитателю и сотрудникам ДОУ, доброжелательного отношения друг к другу.
3. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику взаимодействия педагог – ребенок - родитель.
4. Обеспечить понимание детьми смысла режимных моментов.
Ожидаемые результаты:
• Доверительное отношение детей к воспитателю и другим сотрудникам ДОУ;
• Доброжелательное отношение детей друг к другу;
• Доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок;
• Активное участие родителей в жизни группы и детского сада;
• Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
Риски: непостоянство состава детей в течение непрерывной образовательной деятельности.
Пути преодоления: индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток по итогам проекта.
Обеспечение проекта :
Материально-техническое: мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозаписи, физкультурное оборудование, звучащие музыкальные игрушки, игрушки и дидактические игры в соответствии с возрастом.
Учебно-методическое:
1. Хрестоматия для чтения детям в детском саду от 1 – 3. Мозаика-синтез, 2014 год;
2. Папка консультаций для родителей в соответствии с темой проекта;
3. Подборка детской литературы в соответствии с возрастом.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу на тему: «Адаптация детей к детскому саду».
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подготовка литературы, стихов, пальчиковых игр, иллюстративного материала.
5. Подготовка атрибутов для игр, НОД.
6. Подготовка консультаций для родителей.
II Основной этап:
План проектных мероприятий.
День недели Мероприятия с детьми Взаимодействие с родителями
1 неделя
Понедельник 1 Приветствие малыша от имени
игрушки. Экскурсия по группе.
2 Ситуация общения: «Наши
игрушки».
Развитие двигательной активности:
3 П/и «Горка для мячиков»
4 Игра «Ладушки-ладушки» Рекомендации по созданию благоприятных условий для течения адаптации
Вторник 1 Рассматривание иллюстраций о
детях, о том, что они делают в
детском саду.
2 Катание на игрушках-каталках.
Развитие двигательной активности:
3 П/и «Догони мяч».
4 Знакомство с обручем.
Среда 1 Рассматривание картины «Дети
играют в кубики».
2 Конструирование «Башенка для
петушка».
Развитие двигательной активности:
3 П/и «Догони зайку»
4 П/и «Пролезь в обруч» Консультация «Игрушки для ребенка»
Четверг 1 Игра-забава «Минутка заводной
игрушки».
2 Игра-путешествие по группе
«Кто, кто в этом домике живет?»
3 Знакомство с расположением
игровых зон, игрушек, пособий.
Развитие двигательной активности: 4 П/и «Смотри, что я могу».
Пятница 1 Рассматривание иллюстраций.
Игра «Найди картинку».
2 Игра-забава с музыкальными
игрушками.
Развитие двигательной активности:
3 Ходьба по ребристой доске и
массажным коврикам.
4 П/и «Горка для мячиков». Беседа «Чем занять ребенка дома?»
2 неделя
Понедельник 1 Продолжение знакомства с
группой.
2 Рассказ-импровизация воспитателя
о жизни игрушек и ребят.
3 Чтение О. Высоцкая
«Мы приходим в детский сад».
Развитие двигательной активности:
4 Музыкально-ритмическая игра
«Тихо-громко» муз. Е. Тиличеевой
сл. Ю. Островского.
5 П/и «Бег по мату». Консультация «Режим дня – это важно»
Вторник 1 Сюжетная игра
«Сварим Маше кашу».
2 Чтение Е. Лыковская
«Я хожу в детский сад»
3 Д/и «Мозаика»
Развитие двигательной активности:
4 П/и «перешагни через палку»
5 П/и «Доползи до погремушки»
Среда 1 Игра-забава «Мыльные пузыри».
2 Аудиозапись «Голоса природы».
3 В гостях у Мойдодыра.
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Зайка».
5 П/и «Догони мяч». Беседа «Развитие двигательной активности дома»
Четверг 1 Игра-путешествие по группе
«Кто, кто в этом домике живет?»
2 Игра-забава со звучащими,
музыкальными игрушками.
Чтение Д. Суханов «Детский сад».
3 Конструирование «Домик для
собачки».
Развитие двигательной активности:
4 Бег по периметру группы
5 П/ и «Пролезь в обруч».
Пятница 1 Игра-занятие «Поручения».
2 Игра-путешествие в спальню.
3 Д/и «Узнай и назови».
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Попади в корзину».
5 П/и «Кто как ходит» (имитация
движений животных). Консультация «Выходной день – какой он?»
3 неделя
Понедельник 1 Игра-забава «Мыльные пузыри».
2 Сказка «Репка» театрализованный
показ.
3 Минута отдыха «Мягкая».
4 Хохотательная разминка.
Развитие двигательной активности:
5 Музыкально-ритмическая игра
«Ай-да» муз. В. Верховинца.
6 Бег с препятствиями: по периметру группы через мат. Консультация
«Способности детей на кончиках пальцев»
Вторник 1 Сюжетная игра «В гости к куклам».
2 Чтение русская народная песенка
«Петушок, петушок…»
3 Ласковая минутка «В гостях у
Сплюшки» слушание аудиозаписи
«Классические колыбельные».
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Зайцы и медведь».
5 Музыкально-ритмическая игра
«Марш и бег» сл. Н. Френкель,
муз. Е. Тиличеевой.
Среда 1 Чтение русская народная сказка
«Колобок», рассматривание
Иллюстраций.
2 Сюжетная игра «Я иду в гости с
подарками».
3 Д/и «Поручения»
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Доползи до погремушки»
5 Ходьба по ребристой доске,
массажным коврикам. Беседа
«Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение»
Четверг 1 Игра-занятие конструирование
«Дорога для машин».
2 Д/и «Узнай и назови».
3 Сюжетная игра «Накормим Катю
обедом».
Развитие двигательной активности:
4 Музыкально-ритмическая игра
«Тихо – громко»
муз. Е. Тиличеевой,
сл. Ю. Островского.
5 П/и «Солнечные зайчики».
Пятница 1 Игра-забава «Мыльные пузыри».
2 Пальчиковые игры «Домик»,
«Лодка».
3 Сюжетная игра «Поможем
игрушкам найти свой дом».
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Доползи до погремушки».
5 П/и «Догони мяч». Консультация
«Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями?»
4 неделя
Понедельник 1 Игра – занятие «Кукла Катя
проснулась».
2 Ласковая минутка – слушание
аудиозаписи «Классические
мелодии для малышей».
3 Путешествие в музыкальный
зал.
Развитие двигательной активности:
4 П/ и «Покружимся».
5 П/и «Пролезь в обруч». Анкетирование родителей на тему: «Быть мамой моя новая профессия»
Вторник 1 Д/и «Мозаика».
2 Рассматривание картинок на тему
«Животные» - беседа о животных.
3 Чтение: русская народная сказка
«Курочка Ряба».
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Зайцы и медведь».
5 Бег по периметру группы.
Среда 1 Сюжетная игра «В гости к куклам»
2 Минута звучащих, музыкальных
игрушек.
3 Игра «В гостях у Мойдодыра» -
закрепление первых кгн.
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Догонялки»
5 Музыкально – ритмическая игра
«Ой, летали птички». Памятки для родителей о воспитании детей
Четверг 1 Д/и «Узнай и назови».
2 Сказка «Репка» настольный показ.
3 Д/и «Поручения»
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Кто как ходит» (имитация
движений животных).
5 П/и «Попади мячом в корзину».
Пятница 1 Игра-забава «Мыльные пузыри».
2 Сюжетная игра «Покатаем Катю в
коляске».
3 Минутка отдыха «На лесной
полянке».
Развитие двигательной активности:
4 Музыкально-ритмическая игра
«Марш и бег» сл. Н. Френкель,
Муз. Е. Тиличеевой.
5 Ходьба по ребристой дорожке и
массажным коврикам. Консультация «Союз: Воспитатели – родители: единый подход в воспитании детей»
Самостоятельная деятельность детей:
Игры по интересам детей в игровых уголках;
Рассматривание картинок, книг, иллюстраций;
Слушание музыкальных произведений.
III Заключительный этап.
Мониторинг «Адаптация детей к детскому саду»
Родительское собрание.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, развитие движений);
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на игры-занятия, подвижные игры, сопровождаемые музыкой, дети проявляли интерес и желание играть;
3. Большинство детей, поступивших на группу, пережили легкую степень адаптации;
4. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов педагог – родитель.