Анна Шабаева
Проект для детей старшего возраста 5–6 лет «Добро пожаловать в царство леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическое обоснование
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Можно ли предсказать погоду, используя народные приметы. В этом году мы решили изучать экосистему- лес, лес Мордовии. Слово экосистема в переводе с греческого языка означает жилище, или же местопребывание, и соответственно система.
Публикация «Проект для детей старшего возраста 5–6 лет „Добро пожаловать в царство леса“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Лес- живой организм. Он рождается, растет, размножается, дышит, говорит, радуется и огорчается, переживает и обижается, стареет и даже может умереть. Мы будем с детьми на протяжении всего года узнавать много интересного, начнем понимать лес, ценить его и беречь. А лес Мордовии расскажет о своих обитателях, растениях, животных, тайнах чудесах, загадках и открытиях, своих обидах и тревогах, поделиться своими радостями и открытиями, расскажет нам свои лесные сказки. Станет нам настоящим другом. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. И здесь необходима помощь родителей и воспитателя, чтобы ввести ребенка в этот прекрасный мир лесной природы, раскрыть перед ним тайны и законы, чтобы воспитать правильное отношение к лесу, потребность в его познании, а значит можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных краеведческих, природоведческих знаний. Воспитать любовь к родному краю.
Цель проекта :
- Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей Мордовского леса.
- Обобщить представления детей о лесе как экологической системе.
-Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес.
- Создать предметно-развивающую среду по экосистеме- лес, лес Мордовии
- Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, любовь к родному краю, природосбережения, природоиспользования.
- Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в природе.
- Развивать представления о жанрово- видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
Замысел проекта :
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе родного края Мордовии: в лесу растут различные растения (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы) и живут разные животные (птицы, звери, насекомые, пресмыкающиеся). Все они очень нужны друг другу в лесу.
- Развивать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи в экосистеме леса между живыми организмами и средой их обитания.
- Развивать у детей понимание того, что лес- это единый целостный организм и нарушать его нельзя.
-Воспитывать бережное отношение детей к лесу.
-Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.
- Следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности :
Информационный, игровой.
- по времени проведения: долгосрочный.
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
- методическое оснащение:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 – 528 с.
2. «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы дошкольного образования / В. Д. Бурляева и другие – Саранск: мордовское книжное издательство, 2014 г. – 104 стр.
3. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологическое проекты в детском саду», Волгоград, Издательство, «Учитель», 2015 г.
4. Детские экологические проекты. / О. А. Воронкевич, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г
- материально- техническое оснащение:
Картины с изображение леса в разное время года; картинки с изображением животных. Растений, насекомых, деревьев Мордовии; оборудование для игры «Собираемся в поход»; магнитная доска с магнитами; фланелеграф; сюжетные игрушки;
кормушка с изображениями птиц на подставках; дощечки для рисования мелом; сигнальные карточки; картины с изображением животных различных экосистем, изображение растений разных экосистем; магнитафон с записью, физкультурное оборудование; музыкальные инструменты. Силуэтные изображения растений и животных леса :
деревья леса : ель, сосна, дуб, береза, рябина, клен, тополь, клен, осина, ольха, липа.
Кустарники леса : малина, ежевика, шиповник, черничник, калина, акация, боярышник, брусника.
Травы: ландыш, крапива, лопух, папоротник.
Мох.
Грибы: белый гриб, лисичка, подберезовик, мухомор, сыроежка, подосиновик, бледная поганка.
Насекомые: гусеница, комар, муравейник и муравьи, жук-короед.
Звери: заяц, медведь, волк, лиса, лось, белка, барсук.
Птицы: глухарь, сорока, дятел, ворона, кукушка, клест, сова.
Пресмыкающиеся: уж, гадюка
Ожидаемый результат:
-дети должны знать лес как экосистему; животных, насекомых, птиц живущих в лесу Мордовии; их среде обитания. -знать виды деревьев, растущих в Мордовии, кустарники, растения. Знать их строение. Знать растения, которые произрастают в лесах Мордовии. Знать птиц, обитающих в Мордовии.
-знать об особенностях существования животных и растений в сообществе (в лесу,
-знать о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. – вызвать желание оберегать и охранять, приумножать лесные богатства.
- Поддерживать детей в соблюдении экологических правил и поведении в лесу, вовлекать в элементарную природоохранную деятельности.
-жить в гармонии с природой.
- знать профессию гидрометеоролога, чем он занимается.
-знать растения- барометры, которые произрастают на участке ДОУ.
- вызвать желание наблюдать за растениями-барометрами и фиксировать свои наблюдения
-знать народные приметы.
-жить в гармонии с природой.
- эмоционально- эстетически откликается на проявление прекрасного в природе, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации, проявляет творческую активность, демонстрирует хороший уровень технической грамотности.
Срок с 01.09.2016 г. по 31 08.2017 г.
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно- популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности, игрушек;
- подбор материалов для художественного творчества и продуктивной деятельности детей;
- составление перспективного плана мероприятий.
Совместная с детьми деятельность:
- Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
- Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей Мордовии.
- Обобщать представления детей о мордовском лесе как экологической системе.
- Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес в родном крае.
Совместная деятельность с родителями:
- Помощь в организации разных экскурсий в лес;
-сбор природного материала для изготовления поделок;
- консультации для родителей;
- памятки для родителей «Как вести себя в лесу»
-рисование растений и животных, насекомых, птиц Мордовии;
-Беседа с родителями «как правильно знакомить детей с обитателями Мордовского леса.
- Консультация для родителей «Влияние природы леса на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней.
Организация проектной деятельности
1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».
Беседа об услышанном:
-Где можно услышать эти звуки?
-как догадались. что речь идет о лесных обитателях?
- Лес- это живой организм?
- Как мы можем это доказать?
- Если он живой, то о чем он нам может рассказать?
Предлагаю детям всем вместе создать «книгу леса Мордовии»
Предлагаю детям какие странички могут быть в этой книге ( например: «Жалобная страница». «Радости леса» и т. д.)
2. Практическая деятельность по реализации проекта
2.1. Познавательно- исследовательская.
Рассматривание иллюстраций леса Мордовии и его обитателей, художественные картины. Дети совместно с воспитателем создают различные символы, плакаты. Совместно с родителями создают книжки- малышки о животном, растении, птице, дереве. Проведение опытов, экспериментов, прогулки детей совместно с родителями.
2.2. Беседа с детьми и обсуждения о «лесных радостях леса родного края», выслушивают его «жалобы». Совместно с воспитателем дети составляют описательные рассказы о лесных обитателях мордовского леса, разгадывают загадки. С помощью моделей составляют рассказы, используя народные приметы.
2.3. Чтение (восприятие) художественной литературы.
Я. Пинясов «О том как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Степку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зеленая. Белая, Разноцветная.» ,мордовские сказки «Змеиная трава», «Как ворона лисицу обманула», Ю. Азрапкин «В лесу», «Наша речка», Р. Федькин «Снегири», Г Пинясов «Вирява», А. Ежов «По грибы», В Бианки «Лесные домишки», В. Бианки «У кого дом лучше всех», В. Бианки «Чей нос лучше?»,В. Бианки «Страшный цветок»,В. Бианки «Новые лесные обычаи»,Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Заучивание наизусть Ф. Бобылев «Непоседливый гриб», А. Ежов «Моя Родина». К. Паустовский «Несколько слов о приметах», мордовские народные приметы о лесе.
2.4. Игровая деятельность.
«Четвертый лишний», «В лесу», «Зеленый друг», «Кто как голос подает», «Путешествие в мир растений». Театрализованные: ролевые диалоги, инсценировки сказок.
2.5. Трудовая деятельность.
Сбор и создание коллекции семян, плодов, шишек.
2.6. Продуктивная деятельность.
Оформлении книги «Живой книги мордовского леса», иллюстрации к страничкам книги. Поделки из природного материала, собранного в лесу.
Рисование леса в разное время года. Изображение птиц, животных, растений.
2.7. Двигательная деятельность.
Хороводные игры «Ягодка- малинка», «За грибами». Подвижные игры «Совушка», «Волк во рву», «Зайцы в лесу», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», мордовские подвижные игры «В волков», «В ворону». Пальчиковые игры «Филин», «Ежонок», «Белочкин запас», «По грибы», «Лисица», «Совушка».
2.8. Песни: «Листик клена» (сл. и муз. С. Н. Хачко, «У березки» (сл. и муз. С. Насауленко)
2.9. Слушание музыки: «Времена года», «Песня жаворонка» (П. Чайковского, «Времена года» (А. Вивальди, «Пляска птиц»(Н. Римского- Корсакого). Танцевально- игровое творчество: «Танец медведя и медвежат» Г. Галинина
Пение : «Зайчик», «Ходит зайка по саду», «Ворона, ворона» (Н. В. Сураева- Королева, «Птички, птички» (Н. Кошелева, р. н. п. «Зимушка-сударушка», эрз. нар. песня «А сезяка, сезяка,сезяка» (сорока, сорока, сорока, р. н. песня «Во поле березонька стояла», мокш. нар. песня «Луганяся келуня» (На лугу березка, тат. нар. песня «Ай, былбылым» (Соловей). «Зайчик» (Н. В. Сураева- Королева, «Ходит зайка по саду» (Н. В. Сураева- Королева,
«Ворона, ворона» (Н. В. Сураева- Королева) ,«Птички, птички» (Н. Кошелева).
3. Оформление альбома «Живая книга мордовского леса», презентация «Живой книги мордовского леса», совместная работа детей и родителей, придумывают небольшой рассказ о лесном жителе мордовского леса.
Методическое сопровождение проекта
«Живая книга леса»
I. Страница
«Лесных знаний»
Виды детской деятельности
Беседа с детьми «Лес как экологическая система»
Рассматривание картин «Обитатели мордовского леса»
Составление лесного календаря.
Знакомство с народными приметами.
Растения- барометры.
Беседа «Мы любим нашу Родину, наш Мордовский край»
II.Экспериментальная
Виды детской деятельности
1.«Как влияет свет на цвет листьев»
2. Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
3. Выяснить как муравьи находят пищу.
4. Выяснить какие следы оставляют насекомые.
IV. Книжная
Виды детской деятельности
Я. Пинясов «О том как зайчик хвост потерял»,
Т. Тимохина «Как зима Степку лечила»,
Л. Земскова «Цветные сказки: Зеленая. Белая, Разноцветная.»
мордовские сказки «Змеиная трава», «Как ворона лисицу обманула»,
Ю. Азрапкин «В лесу», «Наша речка»,
Р. Федькин «Снегири»,
Г Пинясов «Вирява»,
А. Ежов «По грибы»,
В. Бианки «У кого дом лучше всех?»
В. Бианки «Чей нос лучше?»
В. Бианки «Страшный цветок»
В. Бианки «Новые лесные обычаи»
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Заучивание наизусть Ф. Бобылев «Непоседливый гриб», А. Ежов «Моя Родина».
К. Паустовский «Несколько слов о приметах», мордовские народные приметы о лесе.
V. «Лесные радости»
Виды детской деятельности
Беседа о перелетных птицах, они весной возвращаются в мордовские леса.
Беседа о том, что происходит с лесными обитателями весной.
Составление описательного рассказа о белке с помощью моделей.
Составление описательного рассказа о лисе с помощью моделей.
VI. Музыка
Виды детской деятельности
Слушание музыки: «Времена года»
«Песня жаворонка» (П. Чайковского)
«Времена года» (А. Вивальди)
«Пляска птиц»(Н. Римского- Корсакого).
Танцевально- игровое творчество: «Танец медведя и медвежат» Г. Галинина.
Пение : «Зайчик» (Н. В. Сураева- Королева)
«Ходит зайка по саду» (Н. В. Сураева- Королева)
«Ворона, ворона» (Н. В. Сураева- Королева)
«Птички, птички» (Н. Кошелева).
VII. Жалобная
Виды детской деятельности
Беседа о правилах поведения в лесу.
Изготовление плакатов «Деревья в лесу губить нельзя»
Рассматривание картины «Лес после пожара»
Беседа «Лес в беде»
Загадки о лесных обитателях»
Д/и «Кто вернется в лес?»
Беседа «Не обижай обитателей леса»
Тайна леса Знакомимся с тайной леса- грибы Мордовии.
Рассматривание картинок с изображение грибов родного края.
Заучивание стихотворения о грибах.
Отгадывание загадок о грибах
VIII. Страница игр
Виды детской деятельности
«Четвертый лишний» (словесная)
«В лесу» (лото настольная)
«Зеленый друг» (лото) настольная
«Кто как голос подает» (словесная)
«Путешествие в мир растений». (настольная0
Театрализованные:
ролевые диалоги
инсценировки сказок.
Хороводная игра «Ягодка- малинка»
Хороводная игра «За грибами».
Подвижные игры : «Совушка»
«волк во рву»
«Зайцы в лесу»
«Бездомный заяц».
«Хитрая лиса»
мордовские подвижные игры: «В волков»
«В ворону»
«В зайчиков»
«В белочек»
«В гусей и волка»
Пальчиковые игры: «Филин»
«Ежонок»
«Белочкин запас»
«По грибы»
«Лисица»
«Совушка».
IX. Творческая страница
Виды детской деятельности
Изготовление поделки совместно с родителями «Деревья в лесу»
Изготовление плакатов «Сохраним лес»
1. Рисование:
«Знакомые незнакомцы» (растения-барометры)
«Пейзаж. Золотая осень»
«Узоры на окне»
«Зимний пейзаж»
«Расписные птицы»
«Весенняя гроза»
«Грибная полянка»
«Цветет сирень»
«Весенний пейзаж»
«Летняя полянка»
2. Аппликация:
«Грибы для белочки»
«Вот на ветках птички: снегири, синички»
«зеленая елочка»
«Одуванчики»
«Божья коровка»
3. Лепка:
«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
«Бабочки красавицы»
«Корзинка с грибами»